Медицинские новости:

Модели интеграции мусульманского населения в Европе

6410 0
Модели интеграции мусульманского населения в Европе
Мигранты всегда вносили, вносят и будут вносить весомый вклад в развитие экономики стран их пребывания.

Этому процессу сопутствует ряд проблем, которые связаны с отчужденностью выходцев из других стран, обособленностью их общин, недоверием или непризнанием их местным населением, подверженностью "ксенофобии", распространением межконфессиональной, межэтнической розни и расовой дискриминацией.

Все это свидетельствует о несовершенстве интеграционной политики развитых государств по отношению к иностранцам. Весьма интересным и показательным представляется опыт Европейского Союза по интеграции мусульман.

Европейские страны, проводя достаточно жесткую политику по принятию новых мигрантов, в том числе мусульман, пытаются интегрировать в европейское общество уже давно проживающие на их территории этнокультурные общества.

Как говорится в официальном сообщении Комиссии Евросоюза (ЕК) посвященном вопросам иммиграции, интеграции и занятости (2003), «успешная интеграция мигрантов - одна из основ социального сплочения общества и одновременно предпосылка эффективности экономики».

Термин «интеграция» (от лат. integer - целый), употребляется в широком смысле и означает объединение в целое каких-либо частей.

Применительно к миграции, он характеризует процесс, в ходе которого уроженцы других стран и их дети превращаются в составной элемент принимающего общества.

Численность мусульманской общины в Европе (без стран СНГ) из года в год увеличивается.

Таким образом к 2010 году их число составило 23 млн. чел., это примерно 5% от общей численности населения в этих странах (например в 1950 гг. в Европе проживало около 800 - 900 тыс. мусульман).

Предполагается, что к 2025 г. количество мусульманского населения в Европе удвоится, а в 2050 г. составит 20% населения.

Если приплюсовать к этому количеству еще и население Турции, которое составляет около 70 млн. человек и которая наверняка уже будет членом Евросоюза, то мусульманское население Европы значительно увеличится. С учетом турецкого присутствия, в обозримой перспективе большинство населения Европы окажется мусульманским.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что при этих расчетах не учитываются следующие факторы, которые способны отразиться на ситуации, изменяя ее то в одну, то в другую сторону:
• колебания прироста или убывания коренного населения Европы;
• динамика самого мусульманского населения;
• уровень иммиграции новых групп мусульманского населения;
• изменение численности населения Турции;
• отток определенного количества гастарбайтеров на родину;
• иммиграция не мусульманского населения;
• переход от одного вероисповедания к другому.

В Европе действует несколько моделей интеграции приезжих мусульман: во-первых, это французская модель ассимиляции, во-вторых, это английская модель "мультикультурализма" и в-третьих, это нечто среднее между двумя предыдущими моделями, то что предлагает Германия.

В Германии мусульман рассматривают как временных гостей, приехавших в страну поработать, с той целью, чтобы потом возвратиться на родину, и по этой причине представители первого, второго и третьего поколений мусульман не могут получить немецкое гражданство, при этом этнические немцы и их дети, проживавшие за пределами исторической родины, почти автоматически получают германское гражданство сразу же по прибытии в страну.

Однако вплоть до конца XX в. турки, прожившие в Германии более 20 лет, так и оставались иностранцами. Их дети, родившиеся на территории этого государства, также не могли претендовать на германское гражданство.

Для ранних стадий развития миграционных процессов, характерна ассимиляция - способ адаптации пришлого населения к жизни на новом месте. В Европе мусульмане ассимилировались тогда, когда их было немного. Модель ассимиляции не признает, что у этнических меньшинств могут быть особые потребности, которые следует учитывать в практической политике, и считает, что все равны в правах. В таких ситуациях этнические, культурные и религиозные вопросы считаются прерогативой частной жизни мигрантов.

По такому пути долгие годы шла Франция, однако модель ассимиляции и политика сохранения культурной однородности общества, лежавшая в основе интеграционных мер вплоть до 70-х гг. прошлого века, стала давать сбои по мере увеличения мусульманского населения. Модель ассимиляции стала вытесняться новой моделью – "мультикультурализмом", которая означает признание возможности сосуществования и взаимодействия в социуме различных этнических групп и культур.

Интеграция по новой модели обретает характер обоюдного воздействия, в ходе которого меняется не только сам мигрант, но и принимающее его общество. По мнению П.Семтенко, «принимающее общество стремится обеспечить полноценное участие иммигрантов в своей жизни».

Именно "мультикультурализм" был заложен в основу социальной стратегии ЕС, принятой в Лиссабоне в 2000 г. В ней интеграция понималась как формирование взаимодействия сообществ на принципе равенства, включая не дискриминационное отношение к мигрантам, обеспечение их равноправия, превращение их в полноценных участников общественной жизни независимо от расовой, этнической, религиозной и культурной принадлежности.

Таким образом, "мультикультурная интеграция" не размывает границы между культурами, как при ассимиляции, и не укрепляет эти границы, а обеспечивает их проницаемость. И это стало толчком к увеличению числа мусульман в Европе.

Разумеется, ни одна из названных моделей не реализуется в чистом виде. Приверженность той или иной из них лишь выражает доминирующий подход государственных органов к решению проблем интеграции мусульман, в котором сочетается как функциональная, так и "мультикультурная" направленность мероприятий. Среди различных подходов и используемых средствах в решении проблем мигрантов можно выделить три составляющие: политико-правовую, социально-экономическую и культурно-религиозную.

Учитывая неудачи и используя на накопленный позитивный опыт, страны ЕС пересматривают свою интеграционную политику по отношению к мусульманам. В ее современном развитии прослеживаются четыре основные тенденции.

Во-первых, усиливается внимание к решению социально-экономических проблем, обеспечению более полной реализации прав мусульманского населения в области занятости, образования, социального обеспечения, здравоохранения и обеспечения жильем, к противодействию их социальному отвержению. Предполагается, что улучшение материального и социального положения мусульманских общин приведет к их большей открытости, стиранию этнических отличий, отказу от самореализации в экстремистских формах.

Во-вторых, все большее внимания уделяется проведению мер, способствующих повышению лояльности мусульманского населения в отношении страны приема. Среди подобных инициатив - дальнейшее улучшение правового положения, в том числе либерализация правил получения гражданства, а также борьба с дискриминацией.

В-третьих, проведение более жесткой интеграционной политики, что проявляется во введении обязательных и не слишком демократичных интеграционных мер для вновь прибывающих мусульман, желающих получить новое гражданство, за уклонение от участия в которых накладываются санкции. Принудительное, по сути, обучение мигрантов языку страны проживания, ознакомление с ее историей, традициями, обычаями, культурой и ценностями призваны преодолеть пассивное отношение их определенных категорий к интеграции и даже сопротивление ей.

 В-четвертых, рационализация "мультикультурных инициатив", ориентация проводимых мер на содействие межэтнической и межрелигиозной толерантности и диалогу. На фоне критики "мультикультурализма" (Германия) ведется поиск более сбалансированного, компромиссного варианта, отвечающего интересам принимающего социума и в то же время учитывающего потребности самих мусульман.

Таким образом, во многих странах Европы идея синтеза и многообразия культур сменяется стремлением к жесткой интеграции мигрантов в европейское сообщество на условиях соблюдения их гражданских прав в том объеме, в котором они не противоречат национальным интересам и культурными традициями принимающих государств.
Похожие статьи
  • Пять главных ошибок Януковича на посту президента Украины

    Виктор Федорович Янукович с 25-го февраля 2010 года занял пост президента Украины и начал растрачивать с того же момента к себе доверие избирателей, которое завоевывал в течение многих лет. Он совершил немало ошибок, которые запомнятся украинскому народу надолго.

    Разное
  • Американская президентская гонка

    Американские республиканцы наконец-то определились, кто на грядущих президентских выборах будет мериться силами с нынешним Президентом и демократом Бараком Обамой. Их сегодняшний кандидат – мормон, миллионер и сторонник холодной войны Митт Ромни.

    Разное
  • Тайны Путина

    В последнее время СМИ сильно волнует вопрос о личной жизни Владимира Путина. В частности, пресса интересуется тем, куда пропала супруга нового Президента. Станет ли Людмила Путина вновь появляться на публике в роли первой леди после возвращения Путина в Кремль?

    Разное
  • Экономический кризис в Японии

    Япония на протяжении нескольких десятилетий по праву считалась одной из самых развитых стран, неизменно фигурировала в числе экономических лидеров планеты. Однако мировой кризис выбил жителей из привычной стабильной колеи. В чем дело? Неужели скоро ее будут называть страной заходящего, а не восходящ...

    Разное
  • Подставная бабушка на Чистых прудах

    СМИ Москвы выяснили, что в реальности жители Чистых прудов, которые требуют более жестко разгонять акции оппозиции, являются членами партии «Единая Россия». Напомним, что у памятника Абаю Кунанбаеву уже несколько дней собираются активисты, которые протестуют против власти.

    Разное
  • Масштабное ДТП в Подмосковье

    В последнее время в Москве количество аварий резко увеличилось. 12 мая произошло очередное масштабное ДТП. Инцидент произошел на Рязанском шоссе в Московской области. Вначале столкнулись легковой автомобиль и автобус. В итоге пострадали сразу 14 человек.

    Разное
  • Для расцвета демократии люди слишком невежественны

    Демократический процесс опирается на предположение, что граждане (по крайней мере, большинство из них) могут оценить лучшего политического кандидата, или лучшую политическую идею, из предлагаемых им. Но все больше исследований выявляют прискорбный аспект человеческой психики, который, похоже...

    Разное
показать еще
  • Новые
  • Популярные