Медицинские новости:

Топ-10 медицинских открытий 2018 года: новые лекарства

1311 0
Топ-10 медицинских открытий 2018 года: новые лекарства
2018 год ознаменовался революционными медицинскими открытиями: ученые предложили новые лекарства от артрита, герпеса и даже никотиновой зависимости.

Следуя доброй традиции, Medbe.ru подбивает итоги года в сфере медицины и фармакологии.

Сегодня мы составили для вас рейтинг самых значимых и перспективных научных открытий, касающихся медикаментозного лечения и профилактики болезней.

И так, вот эти открытия и препараты:

№1. Новое лекарство против герпеса

В феврале 2018 года ученые из Университета Иллинойса в Чикаго разработали низкомолекулярное лекарственное вещество BX795, способное полностью уничтожить вирус простого герпеса (HSV-1) в клетках роговицы человеческого глаза in vitro.

ВПГ-1 атакует, в первую очередь, слизистые оболочки полости рта и глаза, хотя герпес может поражать и гениталии. Лекарство BX795 подарит надежду пациентам, страдающим от герпетической инфекции. Сегодня полная элиминация ВПГ-1 практически невозможна, а к большинству противовирусных препаратов со временем развивается устойчивость.

Подробности опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

№2. Виагра необратимо нарушает цветовое зрение

Сотрудники Медицинского центра горы Синай продемонстрировали, что прием высоких доз Виагры (силденафил) может повредить сетчатку, вызвав необратимые проблемы с цветовым зрением. Для детального исследования сетчатки использовалась адаптивная оптика и оптическая когерентная томография (ОКТ), благодаря которой ученые обнаружили микроскопические повреждения колбочек.

Эти результаты, опубликованные в Retinal Cases and Brief Reports, раскрывают опасность злоупотребления знаменитыми «синими таблетками».

№3. Экспериментальное лекарство против кожного зуда

Команда из Университета Цюриха предложила новую стратегию лечения кожного зуда. В серии экспериментов на животных моделях фармакологи смогли облегчить как хронический, так и острый зуд. Для этого использовалось экспериментальное лекарство, которое усиливает активность нейрона, предотвращающего передачу сигналов зуда в головной мозг.

Современные препараты, которые врачи назначают для облегчения зуда при укусах насекомых и дерматологических заболеваниях, по своей эффективности не идут в сравнение с новым блокатором нервных сигналов. Такие лекарства, как правило, неэффективны у пациентов, страдающих нестерпимым зудом при заболеваниях печени и почек.

Подробности читайте в Nature Communications.

Экспериментальное новое лекарство, которое усиливает активность нейрона, предотвращающего передачу сигналов зуда в головной мозг

№4. Препарат избавляет от никотиновой зависимости

В исследовании, опубликованном на страницах Science Advances, ученые давали никотинзависимым грызунам модифицированный фермент NicA2-J1. Препарат смог расщепить никотин крови, прежде чем тот достигал головного мозга и вызывал физическую зависимость.

Лечение NicA2-J1 привело к снижению мотивации к приему никотина и даже обратило вспять развитие никотиновой зависимости, предотвращая рецидив у животных при последующем доступе к никотину. NicA2-J1 является разновидностью природного фермента, вырабатываемого бактерией Pseudomonas putida. Исследователи модифицировали его для оптимизации фармакологических свойств — усиления и пролонгирования терапевтического эффекта.

Судя по результатам, новинка в перспективе заменит никотиновый пластырь.

№5. Лекарство от сахарного диабета I типа восстанавливает бета-клетки

В сентябре 2018 года в Кардиффе (Уэльс) было начато новаторское клиническое исследование, посвященное изучению нового метода лечения СД I типа. Ученые предложили препарат, который помогает восстановить популяцию бета-клеток в поджелудочной железе. Напомним, эти клетки составляют инсулинпродуцирующий аппарат, который отвечает за выработку гормона инсулина, необходимого для утилизации глюкозы. У больных сахарным диабетом I типа эти клетки погибают, что и приводит к развитию тяжелой формы заболевания.

По оценкам ученых, у 90% людей с СД I типа осталось менее 5% бета-клеток. Если клиническое испытание окажется успешным, эти люди станут гораздо менее зависимыми от инсулина.

№6. «Экстази» можно использовать в психиатрии

На ежегодном съезде Американской психологической ассоциации сообщается, что психоделические препараты могут однажды использоваться для лечения социальной тревожности и депрессии. Результаты показывают, что социальную тревожность у взрослых пациентов с аутизмом можно лечить при помощи комбинации МДМА («экстази») и психотерапии. Такой экспериментальный курс на долгое время избавлял участников от страха и позволял вести практически нормальную жизнь.

№7. Каннабис, никотин и мозговые сети

Журнал Brain Structure and Function в 2018 году рассказал, что каннабис, никотин и их комбинации совершенно по-разному воздействуют на головной мозг человека. Сотрудники Университета Техаса в Далласе обнаружили, что изолированное потребление этих субстанций сильнее влияет на коннективность мозга, чем оба препарата вместе.

Опыты американских неврологов показывают, что табак и марихуана способны вызывать стойкие изменения функциональной архитектуры ЦНС, навсегда изменяя работу мозга.

Сода может стать дешевым и высокоэффективным средством для борьбы с ревматоидным артритом и другими аутоиммунными заболеваниями

№8. Пищевая сода эффективна при ревматоидном артрите

Весной 2018 Journal of Immunology сообщал, что сода может стать дешевым и высокоэффективным средством для борьбы с ревматоидным артритом и другими аутоиммунными заболеваниями. Разовая доза соды заставляет желудок вырабатывать больше кислоты, чтобы переварить следующую порцию пищи. Но неожиданным побочным эффектом этого процесса оказался сигнал мезотелиальным клеткам селезенки ослабить защитный воспалительный ответ.

В экспериментах на грызунах употребление соды в течение 2 недель привело к «переключению» популяции макрофагов (иммунных клеток) в селезенке, почках и крови от типа M1, вызывающего воспаление, к типу M2, который контролирует его.

Более конкретных советов по приему соды при артрите ученые не дают.

№9. Каннабидиол уменьшает симптомы депрессии

Исследования на животных показали, что каннабидиол может стать очень эффективным лекарством против депрессии, блокируя симптомы в день приема и сохраняя эффект на протяжении 7 дней.

Специально выведенные линии крыс и мышей с симптомами депрессии лечили каннабидиолом в дозе 7 или 10 мг/кг, а для контроля некоторым грызунам вводили физиологический раствор. При стрессовых ситуациях обнаружено, что производное марихуаны вызывает выраженный и устойчивый антидепрессантоподобный эффект у животных.

Подробности публикует Molecular Neurobiology.

№10. Радикальное средство от облысения на горизонте

Центр дерматологических исследований Манчестерского университета сообщил, что старое лекарство циклоспорин А оказывает сильное стимулирующее воздействие на волосяные фолликулы. Эти опыты позволяют предложить циклоспорин для лечения алопеции.

В онлайн-издании PLOS Biology авторы раскрыли наиболее вероятный механизм действия лекарства — циклоспорин А подавляет экспрессию белка SFRP1, который ингибирует развитие и рост волосяных фолликулов. Хотя препарат назначается в качестве иммуносупрессора примерно с 1980-х, обнаруженный эффект был до сих пор неизвестен фармакологам.

Такими были самые интересные медицинские открытия и новые лекарства, которые могут изменить нашу жизнь завтра. Оставайтесь с Medbe.ru, чтобы быть в курсе последних новостей медицины!