Раздел медицины:

Профилактика заболеваний

Профилактика ВИЧ в обществе - особенности образовательных программ

24 Ноября в 18:26 880 0

Влияние ВИЧ-инфекции на сообщество

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) и синдром приобретенного иммунодефицита человека (СПИД) оказывают очень сильное влияние на сообщества людей. СПИД уносит жизни многих молодых трудоспособных людей. В связи с этой ситуацией на плечи пожилых и подростков ложится дополнительное бремя. В настоящее время данная ситуация не распространена в странах Азии, но если не ускорить ответные меры на эпидемию, это может случиться и в этих странах.

Наиболее частая реакция на ВИЧ и СПИД - это дискриминация и стигматизация людей, живущих с ВИЧ-инфекцией. Стигма и дискриминация и нарушение прав человека взаимосвязаны. Они питают, усиливают и оправдывают друг друга, формируя порочный круг. Они также наносят ущерб способности общества принять конструктивные меры в ответ на разрушительные последствия эпидемии.

Несмотря на катастрофическую ситуацию, в обществе царит молчание, а практические меры предпринимаются из-за стигмы и отрицания и, в конечном счете, из-за людской боязни быть откровенными.

Попытки «исключить» пострадавших от болезни людей из населенных пунктов, школ, больниц наблюдались почти во всех странах мира, всех этнических группах, всех социальных слоях. Печально, но имеются факты, когда духовные лидеры отказывали лицам, живущим с ВИЧ, и их семьям в поддержке, а также в захоронении умерших от СПИДа в местах религиозных культов.

Неясная и искаженная информация о способах передачи ВИЧ строится на страхе и приводит к предрассудкам и дискриминации. Стигма и дискриминация, связанные с ВИЧ/СПИДом, являются главными препятствиями на пути предотвращения новых случаев инфицирования, предоставления надлежащего ухода, поддержки и лечения и ослабления последствий эпидемии.

Естественно, что это отрицательно сказывается и на экономическом росте и развитии любой страны. Производственные предприятия теряют ценных работников и специалистов. Таким образом, ВИЧ и СПИД могут свести на нет достигнутый прогресс в экономике страны.

Информированность является ключом для нарушения тайны и молчания, борьбы с неверными представлениями, выяснения недоразумения и побуждения людей изменить свое мнение. В этой связи уместно вовлекать в работу по предотвращению и преодолению последствий эпидемии ВИЧ-инфекции местных лидеров, представителей религиозных конфессий, которые имеют влияние на сообщество.

Особенности преподавания образовательных программ по ВИЧ-инфекциям

Особенности преподавания образовательных программ по ВИЧ-инфекции и смежным проблемам
Получение знаний, умений и навыков на основе образования подобно вакцинации против болезней, угрожающих здоровью. Образовательные программы по инфекциям передаваемым половым путем (ИППП), ВИЧ-инфекции, наркомании являются важным компонентом образования, нацеленного на сохранение и укрепление здоровья.

Такое образование просвещает и защищает молодых людей как от поведенческих, так и экологических и эпидемиологических угроз, вносит позитивные изменения в состояние общества, политику государства.

Поэтому цель любой образовательной программы, курса или даже урока заключается в том, чтобы дать подростку необходимые знания и навыки, которые будут способствовать формированию у него ответственного поведения или же изменению рискованного. В настоящее время существует несколько эффективных моделей по формированию и изменению поведения.

Модель ИМПР: Информация, Мотивация, Навыки, Ресурсы. Эта модель предлагает взглянуть на процесс изменения поведения, как всесторонний и комплексный подход к сохранению здоровья.

Например: если молодой человек знает (информация), что правильное применение презерватива может предотвратить распространение ВИЧ, он будет заинтересован в его использовании (мотивация), и он будет уметь правильно его применять (навыки), но у него не будет возможности купить или найти его, т.е. отсутствуют ресурсы. В данном случае создаются поддерживающие условия.

Эту модель можно охарактеризовать следующими последовательными действиями:

• Предоставить информацию
• Обеспечить мотивацию
• Способствовать развитию навыков
• Обеспечить поддержку и связь с ресурсами

Качественные учебные программы и пособия по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании:

• Четко формулируют учебные цели и ожидаемые результаты;
• Имеют целью изменить поведение (знания + установки + навыки);
• Ориентируют на использование интерактивных и тренинговых методик;
• Учитывают реальные потребности детей, подростков и молодежи;

• Помогают им решать актуальные проблемы;
• Обучают на реальных жизненных ситуациях;
• Учитывают индивидуальные стили восприятия и мышления;
• Гендерно чувствительные (в содержании, выборе слов при составлении текста, в иллюстрациях);


• Согласованы с общественным менталитетом и политкорректны (соответствуют национальным, религиозным традициям);
• Привлекают родителей и местные общины;
• Имеют структурированное содержание, доступный учащимся стиль изложения, качественный дизайн.

Не рекомендуется использование в учебных программах и пособиях в качестве мотивации запугивание и морализаторство, лекционную форму предоставления информации, неструктурированное содержание, сложную терминологию, некачественный дизайн.

Общие принципы построения программ, которые являются критическими для успешной реализации эффективных мер профилактики ВИЧ-инфекции:

• В основе всех действий по профилактике ВИЧ-инфекции должны лежать пропаганда, защита и уважение прав человека, включая гендерное равенство;
• Программы по профилактике ВИЧ-инфекции необходимо дифференцировать и адаптировать на местном уровне с учетом соответствующего эпидемиологического, экономического, социального и культурного контекста их реализации;

• Мероприятия по предупреждению ВИЧ-инфекции должны основываться на реальных фактах, на том, что было названо и на практике признано эффективным, при этом необходимо вкладывать дополнительные средства в расширение такой базы данных.
• Действия по профилактике ВИЧ-инфекции должны быть комплексными по своему объему, с использованием признанных эффективными мер вмешательств в сфере политики и реализации программ.

• Профилактика ВИЧ-инфекции должна осуществлять постоянно. По этой причине внедрение существующих мер вмешательства, а также проведение исследований и разработка новых технологий требуют долгосрочных, устойчивых усилий, признавая тот факт, что результаты станут очевидными только в долгосрочном плане, следовательно, требуется поддержка этих усилий.
• Программы профилактики ВИЧ должны быть такого охвата, масштаба и интенсивности, чтобы этого было достаточно для обеспечения решающего эффекта.

• Участие на местном уровне тех, для кого планируются программы профилактики ВИЧ, является решающим фактором для обеспечения воздействия таких программ.

Основные вопросы лексики и терминологии в материалах о ВИЧ и СПИДе:

• Избегайте негативного подтекста в документах и материалах, в особенности, если речь идет о соблюдении прав человека, о маргинилизированных или уязвимых сообществах
• Соблюдайте точность, чтобы передаваемое сообщение имело одинаковое значение для отправителя и получателя

• Факт против мнения. Опасность спутать мнение с фактом заключается в том, что это может привести к дискриминирующим утверждениям в отношении ключевых групп, часто являющихся меньшинствами
• Корректность утверждений, основанных на фактах. Должна даваться правильная ссылка на факты, подкрепленные проведенными исследованиями и достоверными данными, с использованием основных источников ООН, ЮНЕЙДС, Всемирной Организации Здравоохранения

• Язык деликатный в отношении гендерных вопросов. Важно уделять особое внимание деликатности гендерных вопросов и текстов, чтобы убедиться, что в них не нарушается равноправие и не используется лексика, оскорбительная для пола и возраста
• Использование аббревиатур и сокращений. Аббревиатуры и сокращения должны разъясняться не менее одного раза обычно при первом использовании и прилагаться в списке в начале документа
• Язык сенсаций.

Нежелательно использование превосходных форм и восклицаний в терминологии и материалах о ВИЧ/СПИДе:

• Маргинализованные или ключевые группы населения. В тексте, в котором идет речь об этих группах, должна быть полностью исключена дискриминирующая лексика

• Простота. Простота в документах и материалах по ВИЧ и СПИДу сделает их краткими и позволит избежать путаницы

Учет интересов и потребностей учащихся

Информация и образование по вопросам «рискованного поведения» вызывают множество споров и противоречий с точки зрения морали. Связанные с этим проблемы ставят преподавателей перед выбором: они должны постараться найти баланс между привитием моральных ценностей и стилем жизни большого количества молодых людей.

Подростки и молодежь ценят свою личную жизнь, самобытность и право принимать решения на основе правильной информации и достаточно четко представляют себе, какую информацию и какие услуги они хотят получать.

Они высказывают следующие пожелания:

• принимать молодежь такой, какая она есть, и не морализировать по поводу ее поведения;
• позволять молодым людям самим принимать решения относительно своей жизни;
• не создавать предвзятого мнения о молодежи;
• создавать условия, при которых молодежь чувствовала бы себя уверенно и комфортно;
• предоставлять необходимую информацию и услуги;
• не разглашать конфиденциальные сведения;
• своевременно оказывать услуги, если это необходимо.

Башмакова Л.Н., Баталгазиева К.Н., Горкина В.А., Балтиева В.Г.
Похожие статьи
показать еще