Раздел медицины:

Профилактика заболеваний

Мониторинг и оценка программ по профилактике ВИЧ-инфекции

23 Ноября в 17:33 1104 0
Критериями оценки эффективности образовательных программ являются повышение уровня информированности молодежи по проблемам вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) и синдрома приобретенного иммунодефицита человека (СПИДа), а также сформированность у молодых людей установок на изменение поведения, связанного с риском ВИЧ-инфицирования и заражения инфекциями передаваемые половым путем (ИППП).

В отличие от других предметов, обучение в области профилактики ВИЧ-инфекции, ИППП требует других подходов к оценке достижений участников, потому что цель такого обучения - это помочь молодым людям избежать инфицирования ВИЧ и развить у них соответствующие жизненные навыки.

Мониторинг и оценка в рамках обучения профилактике ВИЧ не ограничиваются знаниями и информационной сферой. Они включают в себя формирование у студентов и учащихся взглядов, ценностей и жизненных навыков. В связи с этим выбор и использование наиболее приемлемого способа мониторинга и оценки для определенной возрастной группы участников является особенно важным.

Мониторинг и оценка

Мониторинг и оценка проводятся с помощью индикаторов

Индикатор - это инструмент мониторинга с помощью которого измеряется достижение целей программ, проектов с возможностью их объективной проверки. Индикатор определяет эффективность путем сравнения достигнутых результатов с планируемыми. Индикаторы бывают количественные и качественные.

Ключевые показатели - специальной сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций в 2005 году определены следующие ключевые показатели по выполнению Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом

Основной показатель

• Процент школ, учителя которых прошли подготовку в области просвещения по вопросам ВИЧ/СПИДа на основе жизненных навыков и вели такую же просветительскую работу в течение последнего учебного года

Дополнительный показатель

• Процент начальных и средних школ, где проводится просвещение по вопросам ВИЧ и СПИДа на основе жизненных навыков

Знания и поведение

Основные показатели

• Процент молодых людей в возрасте 15-24 лет, которые правильно указали пути профилактики ВИЧ и в то же время правильно назвали основные неверные представления о ВИЧ-инфицировании.

• Процент молодых людей в возрасте 15-24 лет, указавших на использование презерватива во время последнего полового контакта с партнером вне брака или вне постоянного сожительства за последние 12 месяцев.

• Отношение числа сирот, посещающих школу, к числу детей, посещающих школу и имеющих родителей; возраст 10-14 лет.

Дополнительные показатели

• Процент молодых мужчин и женщин, у которых были половые контакты в возрасте до 15 лет.
• Процент молодых мужчин и женщин в возрасте 15-24 лет, у которых были половые контакты с половым партнером вне брака или вне постоянного сожительства.

Эти показатели характеризуют диапазон конкретных знаний и результатов изменения поведения, включая точные знания о передаче ВИЧ, возрасте начала половой жизни и сексуальном поведении.


Министерством образования и науки политики разработан план реализации Государственной программы, который включает основные показатели и сроки их достижения организациями образования.

Выполнение мероприятий в рамках стратегий Государственной программы будет отслеживаться министерством образования и науки (МОиН), областными и городскими управлениями образования в установленные сроки. Для мониторинга используются как базовые общенациональные показатели, утвержденные Национальным статистическим комитетом, так и показатели процесса исполнения плана реализации мероприятий в области ВИЧ/СПИДа, утвержденного Министерством образования и науки политики.

Базовые общенациональные и ведомственные индикаторы стратегии «Снижение уязвимости молодежи» Государственной программы по ВИЧ/СПИДу и преодолению социально-экономических последствий эпидемии на 2006-2010 г.г.

• Количество разработанных и утвержденных учебных программ по профилактике ВИЧ/СПИДа/ИППП и наркомании для включения их в учебный процесс учреждений системы школьного, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
• Количество педагогов, прошедших обучение по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья, профилактики ВИЧ/СПИДа и наркомании.

• Процент учебных заведений, проводящих обучающие программы по профилактике ВИЧ/СПИДа.
• Процент молодых людей, имеющих правильное представление о путях передачи ВИЧ и принявших поведение, предохраняющее от заражения ВИЧ

• Процент молодых людей, охваченных информационно-образовательными тематическими разделами по профилактике ВИЧ/СПИДа.
• Процент уличных детей и неорганизованной молодежи, охваченных информационно-образовательными программами по профилактике ВИЧ/СПИДа.

Мониторинг выполнения Государственной программы организациями образования предполагает:

• Систематический сбор данных по реализации ведомственной программы по ВИЧ/СПИДу, в соответствии с утвержденными показателями;
• Предоставление ежегодных отчетов органами управления образованием и образовательных учреждений о ходе реализации Государственной программы по ВИЧ/СПИДу и преодолению социально-экономических последствий эпидемии на 2006-2010 г.г.;

• Проведение оценки, в том числе с участием международных экспертов и учреждений гражданского общества, а также мнение бенефициариев программ - молодежи и школьников;
• Опросы, анкетирование школьников и молодежи, включающие как определение уровня знаний, так и практикуемые формы поведения;
• Оценку процесса преподавания - наличие и качество учебных пособий и планов, оформление кабинетов, знания и навыки учителей.

На всех этапах реализации программы Министерства образования в области ВИЧ/СПИДа должна осуществляться собственная система МиО со стороны руководителей этих организаций для своевременного реагирования на ее выполнение.

Башмакова Л.Н., Баталгазиева К.Н., Горкина В.А., Балтиева В.Г.
Похожие статьи
показать еще