Раздел медицины:
Профилактика заболеваний

Интеграция профилактических программ ВИЧ в учебный процесс

1060 0
Педагогический процесс в любой образовательной организации, будь то школа, лицей, колледж или вуз является целостным процессом обучения и воспитания.

Обучение - это двухсторонний процесс и представляет собой совместную деятельность учителя и учащегося, когда первый передает знания и руководит процессом обучения, а второй учится, усваивая знания и вырабатывая на их основе умения и навыки.

В процессе обучения ученик формирует свое мировоззрение и развивает свои способности.

На сегодня ситуация такова, что незамедлительно нужно интегрировать профилактические программы в учебно-воспитательный процесс, задача которых в предупреждении алкоголизма, наркомании, ранних половых связей путем увеличения информированности подростков о последствиях этих явлений.

Проанализировав возможности интеграции профилактических программ по ВИЧ/СПИДу и наркомании среди школьников Министерство образования и науки Кыргызской Республики в 2006 году издало приказ №322/1 «Об утверждении учебных планов общеобразовательных школ Кыргызской Республики на 2006/2007 учебный год».

Согласно нему образование в области здоровья должно проводиться на занятиях по санитарно-гигиеническому (1-7 классы) и семейному воспитанию (8-11 классы) в объеме 8 часов в учебный год (по 2 часа в каждой четверти) в процессе проведения интегрированного курса «Адеп», «Этика», учебных предметов «Родиноведение», «Биология», «Человек и общество», «Физическое воспитание».

Использование потенциала учебного процесса позволяет интегрировать профилактические программы не только в предметы, определенные приказом Министерства. Гуманитарные учебные предметы, например литература и история, изобилуют литературными и историческими персонажами, знакомство с которыми способствуют формированию нравственного сознания, идеала и нравственных чувств.

Уроки по анатомии и физиологии человека, «Здоровому образу жизни» обладают широкими возможностями для формирования системы знаний о путях передачи и мерах профилактики инфекций передаваемых половым путем (ИППП), вируса иммунодефицита человека (ВИЧ)/синдрома приобретенного иммунодефицита человека (СПИД), нарушениях функций организма при употреблении алкоголя, наркотиков, табакокурения, ИППП, ВИЧ/СПИДе и их последствиях. Творческий подход к преподаванию этих дисциплин приведет к развитию мотивации, эмоционально-ценностного отношения подростка к своему здоровью.

Помимо уроков в школе можно использовать существующие формы организации обучения, такие как:

•  факультативные занятия, задача которых углубление и расширение знаний в определенной области, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Право выбора факультатива принадлежит учащимся; состав группы стабильный в течение всего периода освоения темы (проблемы профилактического направления по ИППП и ВИЧ/СПИДу).

• спецсеминары или учебные занятия на старшей ступени обучения в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов, используемого в целях утверждения мировоззренческих позиций, углубления знаний, формирования оценочных суждений, например по ранним половым связям и их последствиям.

• практикумы и учебные практики применяются для выработки практических умений и навыков, например по жизненным навыкам, предохраняющим от ИППП и ВИЧ/СПИДа;

• учебные экскурсии представляют учебное занятие, проводимое вне школы: на производстве, в музее, в полевых условиях и т.д, например экскурсия в Республиканское объединение «АнтиСПИД», неправительственные организации, центры здоровья. и т.д.;

• дополнительные занятия - групповые или индивидуальные формы учебно-познавательной деятельности учащихся преследуют следующие основные задачи: восполнение пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуального темпа освоения учебного материала, удовлетворение повышенного интереса к учебному предмету, например по репродуктивной системе человека отдельно для девочек и отдельно для мальчиков;

• домашняя учебная работа учащихся направлена на формирование навыков самостоятельной работы, закрепление знаний и способов учебно-познавательной деятельности, например подготовка эссе по проблемам подросткового возраста;


• занятия в предметных кружках, учебно-научных объединениях - форма организации познавательной деятельности, реализующей определенные образовательные программы, обеспечивающие индивидуальные познавательные потребности и интересы учащихся, например программы репродуктивного и сексуального здоровья.

Профилактическая работа учителя

Профилактическая работа учителя заключается не только в повышении информированности учащихся, а прежде всего в содействии формирования безопасного поведения у подростков путем воспитания.

Для этого любая информация учителя должна иметь воспитательную функцию. Воспитание в животном мире основано на инстинктивных действиях и подражании во имя сохранения биологического вида. В человеческом обществе воспитание представляет собой сознательную передачу подрастающему поколению усвоенного социального опыта, накопленных знаний и трудовых умений.

В течение долгого времени укрепился взгляд на школу как, главным образом, учебное заведение, где происходит передача опыта, знаний. Воспитание рассматривалось как автоматический процесс, сопутствующий обучению. В результате этого потеряли смысл специфические формы воспитания, возможность учителя общаться в неформальной обстановке.

Этим и объясняется сегодня рост детской преступности, наркомании, беспризорности, агрессивности, ранней проституции, бездуховности молодежи. Сегодня перед учебным заведением ставятся новые задачи - осуществить целенаправленное воспитание, которое представляет собой управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.

Управление процессом воспитания предполагает создание благоприятных условий для развития личности, оптимального взаимодействия биологической и социальной составляющих человека, обеспечение единства социализации, воспитания и самовоспитания.

Важно нейтрализовать отрицательные взаимодействия среды и усилить факторы, стимулирующие самореализацию личности.

Информация и образование по вопросам сексуального воспитания и рискованного поведения вызывают множество споров в обществе и нередко противопоставляются принципам нравственности и морали.

Однако, знание негативных последствий рискованного поведения, в свою очередь, будет способствовать формированию таких нравственных чувств, как: честь, достоинство, ответственность, стыд, уважение к людям, и т.д. Для формирования понимания со стороны родителей, общественности большой значимости формирования информированности и навыков безопасной жизни, требуется сотрудничество с родителями, местными органами власти, общественными организациями .

Сегодняшняя школа открыта для творчества учителя. Воспитательная система ориентирована на конкретные условия, учитывает интересы и потребности реальных детей и взрослых, поэтому она не может выглядеть одинаково не только в разных регионах, но и в разных школах.

Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности должно быть системно-ролевым, так как каждый человек объективно принадлежит тому социуму, где он живет, и тут же выполняет социальные роли.

Далее даны таблицы, которые помогут учителю выработать свою стратегию воспитания, способствующую гармоничному взаимодействию биологической и социальной составляющей подростка.

Табл. 1. Физическое воспитание
vich_t_1.jpg

Табл. 2. Нравственное воспитание
vich_t_2.jpg

Существует множество форм внеучебной воспитательной работы.

Табл. 3. Формы организации внеучебной воспитательной работы
vich_t_3.jpg

Башмакова Л.Н., Баталгазиева К.Н., Горкина В.А., Балтиева В.Г.
Похожие статьи
показать еще