Раздел медицины:
Профилактика заболеваний

Профилактическое консультирование пациентов с факторам риска хронических неинфекционных заболеваний

26436 0
Профилактическое консультирование — это процесс информирования и обучения пациента для повышения его приверженности к выполнению врачебных назначений и формированию поведенческих навыков, способствующих снижению риска заболевания (при отсутствии заболеваний) и осложнений заболеваний (при их наличии).

Эти особенности принципиально отличают процесс профилактического консультирования от методов санитарного просвещения.

Профилактическое консультирование должно носить адресный характер.

Принципы профилактического консультирования

Врачи-терапевты участковые, врачи общей практики (семейные), знающие особенности образа жизни своих пациентов, их семейные отношения, бытовые проблемы могут быть наиболее успешными в достижении целей профилактического консультирования.

Достижению цели профилактического консультирования способствует принцип единства трех составляющих, являющихся обязательными при углубленном и групповом консультировании:

- информирование пациента о заболевании и об имеющихся у него факторах риска хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ), методах самоконтроля, оздоровления поведенческих привычек, влияющих на риск заболевания и других врачебных назначений;
- мотивирование пациента к принятию с его стороны активных действий по оздоровлению образа жизни и соблюдению других врачебных рекомендаций.
- обучение пациента практическим навыкам оздоровления поведенческих привычек и стереотипов.

Основой эффективного профилактического консультирования, позволяющего не только дать пациенту доходчивое, понятное объяснение, но и влияющего на отношение пациента и мотивацию к оздоровлению поведенческих привычек и стереотипов является недирективное консультирование (обсуждение и принятие совместных решений).

Для повышения эффективности консультирования важно учитывать, что пациент воспринимает не только то, что мы говорим, но и то, как мы говорим. Специальные исследования показывают, что слушая собеседника, мы вольно или невольно (осознанно или неосознанно) вначале реагируем на то, кто говорит, как говорит и только затем на то, что говорит.

В процессе профилактического консультирования следует избегать наиболее частой ошибки — информационной перегруженности, использования специальных медицинских терминов, что, как правило, сопровождается непониманием и негативным отношением пациента. Советы следует давать в четкой форме и обязательно интересоваться как пациент понял тот или иной совет, особенно при обучении конкретным действиям (обратная связь).

Поэтому важным фактором эффективного профилактического консультирования является использования к ходе консультирования (беседы) приема «обратной связи», которая представляет собой контроль процесса того, что услышано, как понято, как принимается, а также какова реакция пациента (согласия или несогласия) на врачебные рекомендации.

Эффективная передача в ходе консультирования информации, способствующей формированию осознанного восприятия и принятия пациентом врачебных рекомендаций, определяется такими факторами как:

- четкое разъяснение пациенту цели рекомендации/совета;
- умение задавать вопросы и выслушать пациента с повторным объяснением сути совета (при необходимости);
- исключение двусмысленности, нечеткости и употребления сложных медицинских терминов или сложных объяснений;
- проявление внимания к чувствам других людей и понимания их проблем (эмпатии) и открытости (избегать стереотипов, осуждения и скорых суждений);
- конкретные адресные советы.

Роль пациента в профилактике заболеваний не может отграничиваться только простым подчинением врачебным предписаниям, он должен стать активным, ответственным участником профилактического процесса.

Врачу-консультанту следует помнить, что факторы риска поведенческого характера (вредные привычки — курение, чрезмерное употребление алкоголя, нерациональное питание, гиподинамия и пр.) обычный человек, чаще всего воспринимает как жизненные удовольствия: хорошо и вкусно поесть (избыточная масса тела/ожирение), возможность непринужденного общения (курение, алкоголь), отдохнуть (многочасовое сидение у телевизора), снятие стресса (алкоголь, обильная еда, курение) и т.д.

Именно по этой причине, традиционно даваемые советы по отказу от вредных привычек чаще всего не приводят к их выполнению т.к. направлены на «лишение удовольствия». Формирование партнерства между врачом и пациентом для предупреждения заболеваний требует со стороны врача определенных знаний и навыков.

Основные формы профилактического консультирования:

• Краткое профилактическое консультирование
• Углубленное индивидуальное профилактическое консультирование
• Углубленное групповое профилактическое консультирование (школы для пациента, школы здоровья)

Краткое профилактическое консультирование проводится в ходе повседневного приема пациентов врачом (фельдшером) любой специальности, а также как обязательный компонент диспансеризации и профилактического медицинского осмотра участковым врачом. Такое консультирование ограничено по времени (не более 10 мин) поэтому проведение его рекомендуется по структурированной схеме (алгоритму).

В рамках краткого профилактического консультирования все пациенты должны получить общие рекомендации (основы здорового образа жизни (ЗОЖ)) и, в зависимости от имеющихся факторов риска (ФР), краткие рекомендации по конкретным имеющихся у данного пациента ФР.

Алгоритм краткого профилактического консультирования

(1) Информировать пациента:


- о выявленных заболеваниях и группе здоровья, определенной у пациента,
- имеющихся у него факторах риска,
- величине суммарного сердечно-сосудистого (СС) риска,
- уровнях артериального давления (АД),
- частоте сердечных сокращений,
- уровне общего холестерина (ХС), глюкозы крови (других объективных показателях),
- о результатах клинико-инструментальных исследований,
- о рекомендуемых для его возраста (пола) целевых уровнях факторов риска,
- о возможности получить в поликлинике углубленное профилактическое консультирование или посетить школу пациента, если пациент выражает желание к снижению ФР (график работы отделения медицинской профилактики (ОМП)) кабинета медицинской профилактики (КМП) или центра здоровья (ЦЗ), порядок записи на прием желающих бросить курить, снизить избыточную массу тела и др.),
- о необходимости и периодичности диспансерного наблюдения (при наличии показаний).

(2) Объяснить пациенту с факторами риска и высоком/очень высоком СС риске:

- негативное влияние выявленных у пациента факторов риска на его здоровье и необходимость снижения риска и поддержания ЗОЖ,
- необходимость повышения ответственности за здоровье, регулярного контроля ФР, особенно поведенческих,
- основные принципы самоконтроля АД в домашних условиях (особенно важно при повышении артериального давления),
- основы доврачебной самопомощи при острых жизнеугрожающих состояниях и взаимопомощи при очень высоком и высоком СС риске (в зависимости от конкретной ситуации, диагноза пациента и
пр.).

(3) Контролировать выполнение рекомендаций:

- регистрировать в амбулаторных картах ФР, величину сердечно-сосудистого риска, рекомендации, сроки повторных посещений,
- одобрять позитивные изменения и соблюдение рекомендаций,
- повторять советы при последующих визитах (поддерживающее консультирование), рпи показаниях, направлять в ОМП(КМП) для углубленного профилактического консультирования.

Углубленное профилактическое консультирование проводится индивидуально в ОМП(КМП), специально обученным медицинским персоналом (врач, фельдшер) как по направлению участкового врача (врача-специалиста), так и при самостоятельном обращении, а также как обязательный компонент при наличии показаний в рамках диспансеризации и профилактического медицинского осмотра.

Углубленное профилактическое консультирование имеет свой алгоритм, более расширенный, чем при кратком консультировании, по времени более продолжительно, чем краткое (до 45 минут). Возможно повторное (поддерживающее) индивидуальное консультирование для контроля и поддержания выполнения врачебных советов.

Алгоритм углубленного профилактического консультирования

Углубленное профилактическое консультирование — это не просто совет и объяснение, это алгоритм последовательных действий врача, направленный на реализацию цели консультирования (алгоритм условно может быть определен как «Десять действий»):

(1) Спросить пациента о факторах риска (курение, употребление алкоголя, питание, физическая активность и др.) и информировать пациента о выявленных ФР. Оценить суммарный СС риск. Дать пациенту объяснение риска.

(2) Объяснить пациенту с ФР необходимость снижения риска и поддержания здорового образа жизни, повышения ответственности за здоровье, необходимость снижения и контроля факторов риска.

(3) Оценить отношение пациента к ФР, его желание и готовность к изменению (оздоровлению) образа жизни, оценить индивидуальные особенности (наследственность, привычки питания, физической активности, степень никотиновой зависимости у курящих и пр.).

(4) Обсудить с пациентом план действий и составить совместно с ним согласованный, конкретный и реалистичный план оздоровления, график повторных визитов и контроля ФР.

(5) Уточнить, насколько пациент понял советы и рекомендации (активная беседа по принципу «обратной связи»). Желательно предоставить пациенту письменные рекомендации (памятки, листовки и пр.).

(6) Повторять рекомендации и акцентировать внимание пациента на важности снижения риска заболеваний при каждом посещении медицинского учреждения (поддерживающее консультирование, уточнение).

(7) Научить пациента конкретным умениям по самоконтролю, самопомощи доврачебной (при риске развития острых, жизнеугрожающих состояний), оздоровлению поведенческих привычек, дать конкретные советы и рекомендации.

(8) Регистрировать в амбулаторных картах факторы риска, рекомендации по снижению риска, сроки повторных контрольных визитов, а также соблюдение рекомендаций (приверженность) и результат.

(9) Вносить необходимые изменения в тактику ведения пациента при каждом визите, повторять рекомендации и уточнять график повторных визитов. Одобрять позитивные изменения.

(10) Контролировать выполнение рекомендаций, соблюдение рекомендаций, изменение поведенческих привычек, результат.

Бойцов С.А., Чучалин А.Г.
Похожие статьи
показать еще
 
Категории