Раздел медицины:

Профилактика заболеваний

Нервно-психическое и физическое развитие детей от рождения до 4 лет

11 Апреля в 9:59 1474 0

Возраст

Психическая сфера

Физические возможности и навыки

10 дней

- ступенчато следит глазами за движущимися предметами,

- вздрагивает и моргает, выражает неудовольствие при громком звуке и ярком свете,

- кричит при дискомфорте

- сильный хватательный рефлекс (кулачки сжаты),

- реакция упора ног и авто­матическая «ходьба»

18-20 дней

- удерживает в поле зрения непод­вижное лицо,

- может перестать плакать при резком звуке,

- издает звуки в покое

- кулачки разжаты,

- удерживает в течение не­скольких секунд голову

1 мес.

- плавно следит за движущимся предметом,

- способен к длительному слухо­вому сосредоточению,

- в ответ на обращение к нему улыбается, издает отдельные звуки

- лежа на животе, пытается поднять и удержать голову

2 мес.

- способен к длительному сосре­доточению на неподвижных и под­вижных предметах,

- поворачивает голову в поиске источника звука, быстро улыбается в ответ на обращение,

- издает отдельные звуки

- держит голову, лежа на животе

3 мес.

- способен к зрительному сосре­доточению в вертикальном поло­жении,

- долго смотрит на свои руки,

- комплекс оживления в ответ на обращение,

- ищет источник звука

- случайно наталкивается на игрушки, висящие над грудью,

- лежит с опорой на пред­плечья, держит голову, находясь в вертикальном положении (на руках)

4 мес.

- узнает мать,

- громко смеется,

- гулит,

- адекватно реагирует на спокой­ную и плясовую мелодии,

- тянется к детям

- во время кормления дер­жит руками грудь (бутылку),

- захватывает и долго изу­чает игрушки,

- при поддержке за под­мышки упирается ногами

5 мес.

- различает лица,

- узнает голос,

- различно реагирует на строгое и ласковое обращение,

- берет игрушку у ребенка,

- подолгу певуче гулит,

- долго удерживает в руке игрушку

- долго лежит на животе,

- переворачивается со спи­ны на живот,

- ровно стоит при поддерж­ке за подмышки,

- ест с ложки полугустую и густую пищу

6 мес.

- различно реагирует на свое и чужое имя,

- произносит отдельные слоги (лепечет)

- уверенно берет игрушку из любого положения, держит, перекладывает из руки в руку,

- переворачивается с живо­та на спину,

- подползает, переставляя руки,

- хорошо снимает пищу губами,

- пьет небольшое количе­ство жидкости из чашки или блюдца

7 мес.

- в ответ на вопрос «где?» находит предметы взглядом на их постоян­ном месте,

- долго лепечет 2-3 слога

- хорошо пьет из чашки, ко­торую держит взрослый,

- стучит игрушкой, бросает ее,

- хорошо ползает

8 мес.

- подолгу и по-разному занимает­ся с различными игрушками (в за­висимости от их свойств),

- наблюдает за действиями друго­го, смеется и лепечет,

- по просьбе взрослого выполняет разученное ранее действие («ла­душки»),

- громко, четко произносит слоги

- подражает действиям взрослых (толкает мяч, сту­чит им),

- сам садится, сидит, ложит­ся, встает и стоит у барьера,

- ест корочку хлеба и сам держит ее

9 мес.

- пляшет под музыку,

- догоняет ребенка, ползет ему на­встречу, подражает его действиям,

- знает свое имя, оборачивается на зов,

- в ответ на вопрос «где?» ищет предмет на любом месте,

- подражая взрослому, повторяет уже имеющиеся в лексиконе слоги,

- спокойно относится к горшку

- занимается с предметами в соответствии с их свойст­вами (катает, гремит, нажи­мает),

- переходит от одного пред­мета к другому, держась за них,

- сам пьет из чашки и дер­жит ее

10 мес.

- играет вместе с другим ребен­ком одной игрушкой,

- выполняет устойчивые действия по просьбе,

- в ответ на просьбу «дай!» нахо­дит знакомые предметы,

- закрепляются навыки пользова­ния горшком,

- повторяет новые слоги,

- охотно поддерживает заигрыва­ния («догоню», «сорока», «прятки»)

- поднимается на горку, держась за перила,

- идет с поддержкой

11 мес.

- радуется приходу других детей,

- избирательно относится к раз­ным детям,

- водит куклу по словесному при­казу без подсказки действием,

- воспринимает обобщения в понимаемой речи (куклы, мячи, часы),

- произносит слова-обозначения («дай», «мама», «баба»)

- сам стоит,

- делает первые самостоя­тельные шаги,

- составляет кубики, наде­вает кольца на стержень

12 мес.

- различает форму предметов (вы­бирает кубики среди кирпичиков по словесному приказу),

- ищет игрушку, спрятанную дру­гим ребенком,

- сам выполняет разученные дей­ствия (катает мяч, кормит куклу),

- переносит действия на другие предметы (кормит куклу, потом зайца)

- понимает названия нескольких предметов без показа,

- выполняет поручения («подай, положи»),

- понимает запрет («нельзя»),

- по вербальной просьбе повторя­ет действия с игрушками,

- подражает новым словам (5-10 слов)

- ходит без опоры,

- сам берет чашку и пьет из нее

1 год 1 мес. -1 год 3 мес.

- расширяет запас слов,

- лепечет и пользуется отдель­ными словами в моменты двига­тельной активности и радостного возбуждения,

- различает размеры предметов (кубики более 3 см)

- ходит, приседает, пятится, поворачивается при ходьбе и на месте,

- сам ест густую пищу лож­кой

1 год 4 мес. -1 год 6 мес.

- отбирает предметы по суще­ственным признакам по словесной просьбе,

- называет предметы упрощенно («би-би») и правильно («машина») в момент сильной заинтересован­ности,

- различает 3-4 геометрические формы (куб, шар, кирпич),

- отображает в игре часто наблю­даемые действия

- перешагивает через палку, лежащую на полу,

- сам ест жидкую пищу ложкой

1 год 7 мес. -1 год 9 мес.

- понимает вопросы о действиях на картинке,

- обозначает свои действия пред­ложениями из двух слов в ходе игры,

- различает размеры кубиков ме­нее 3 см,

- воспроизводит сложные сюжет­ные постройки (ворота, скамейки,

ДОМ)

- перешагивает через три палки, лежащие на полу с интервалом в 20 см,

- перешагивает через ве­ревку, натянутую в 5 см над полом,

- с помощью взрослого сни­мает с себя шапку, ботинки, трусы

1 год 10 мес. -

2 года

- понимает рассказ без показа о знакомых ему событиях,

- произносит предложения из трех слов с прилагательными и местои­мениями,

- подбирает по образцу и по сло­весной просьбе 3-4 контрастных цвета,

- в игре воспроизводит ряд после­довательных действий

- перешагивает веревку, на­тянутую в 10 см над полом,

- сам надевает некоторые предметы одежды

2 года -

2 года 6 мес.

- составляет предложения из 4 слов и более,

- задает вопросы «где?», «куда?» и отвечает на них,

- подбирает по образцу геометри­ческие фигуры 4 основных цветов,

- играет в сюжетные игры, связы­вая 2-3 действия

- сам одевается (но не справляется со шнурками и пуговицами),

- аккуратно ест,

- перешагивает веревку, на­тянутую в 15 см над полом

2 года 6 мес. -

3 года

- составляет сложные придаточ­ные предложения,

- задает вопросы «почему?», «ког­да?» и отвечает на них,

- в деятельности использует гео­метрические фигуры по их назна­чению,

- называет 4 основных цвета,

- играет в ролевые игры,

- при помощи пластилина и каран­даша изображает простые пред­меты и называет их

- сам одевается, с помощью взрослых застегивает пуго­вицы и завязывает шнурки,

- при еде пользуется сал­феткой,

- перешагивает через ве­ревку, натянутую в 20 см над полом,

- перепрыгивает через ле­жащую на полу палку

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

Похожие статьи
показать еще