На кафедре ортодонтии Российской медицинской академии последипломного образования профессиональная переподготовка врачей-стоматологов по специальности «ортодонтия» проводится с 2001 г. Срок этой формы обучения на нашей кафедре превышает минимально необходимые 504 академических часа (3,5 мес) и составляет 576 часов (4 мес). За 8 лет прошли обучение более 112 человек.
Возможность после 4 мес обучения получить сертификат и право работать по специальности привлекла в первую очередь руководителей детских стоматологических поликлиник, в которых дефицит квалифицированных специалистов ощущается наиболее остро. В 2001—2003 гг. по направлению стоматологических поликлиник такое обучение проходили врачи-стоматологи с многолетним опытом работы по специальности. До выделения ортодонтии как отдельной специальности врачи-ортодонты в большинстве своём именовались детскими стоматологами. Несмотря на большой опыт работы, отсутствие соответствующих записей в трудовой книжке не позволяло им получить сертификат по специальности.
С 2004 г. на профессиональную переподготовку стали приходить врачи-стоматологи, не имеющие опыта работы в ортодонтии. Их целесообразно разделить на 2 группы: врачи со стажем, но работающие по другим стоматологическим специальностям в собственных кабинетах и клиниках (1 группа) и молодые врачи после окончания интернатуры или ординатуры по стоматологии общей практики (2 группа).
Их дальнейшая профессиональная деятельность складывается по-разному. Среди врачей 1 группы только один включил ортодонтическое лечение в оказываемый им комплекс стоматологической помощи. В дальнейшем он активно занимался самообразованием и посещал различные тематические семинары и мастер-классы по ортодонтии.
Среди врачей 2 группы большинство предпочло продолжить своё образование по специальности в ординатуре либо на нашей кафедре, либо в других вузах. Только врачи, проходившие профессиональную переподготовку по направлению детских стоматологических поликлиник (которые оплачивали их обучение), сразу после получения диплома приступили к работе по специальности.
Эти данные подтверждают идею о том, что для полноценного овладения всеми разделами специальности и наработки практических навыков в использовании современных методов диагностики и лечения зубо-челюстных аномалий 4 мес недостаточно.
По нашему мнению, система последипломного образования в настоящее время не может обеспечить подготовку достаточного количества специалистов-ортодонтов в ординатуре по ряду причин.
В настоящее время имеет место колоссальная потребность в ортодонтической помощи, которая продолжает возрастать. По данным эпидемиологических исследований ряда авторов, среди которых Ф.Я. Хорошилкина, Ю.М. Малыгин и Н.А. Королькова, обобщившие данные отечественной литературы за 60 лет и собственные исследования, известно, что зубочелюстно-лицевые аномалии имеются у 1/3 населения, в крупных городах — у 37 %, по Москве — более 41 %. При этом из них в оказании помощи нуждается 80 %.
Сегодня в стране насчитывается только 2000 врачей-ортодонтов, тогда как их требуется в 10 раз больше. Проблема подготовки кадров стоит очень остро, причем как практических врачей, так и преподавателей.
Прежде всего, не все вузы, осуществляющие такую форму обучения, имеют в своем составе кафедры ортодонтии. В большинстве случаев раздел ортодонтии преподается на кафедрах стоматологии детского возраста, где только 1 человек (реже 2) из профессорско-преподавательского состава являются ортодонтами. На кафедрах ортопедической стоматологии, где также иногда проводят обучение ординаторов по ортодонтии, этот вид деятельности не является основным для преподавателей. Это приводит к тому, что значительную часть учебного времени ординатора занимает работа по смежным специальностям.
Мы считаем, что качественная подготовка врача-ортодонта может быть осуществлена только на профильных кафедрах, количество которых ограничено.
Количество и уровень подготовки обучаемых специалистов должно также соответствовать нуждам практического здравоохранения.
На сегодняшний день наиболее востребованным является ортодонтическое лечение с помощью современных несъёмных аппаратов различных типов (брекетов). Этот вид лечения оказывается преимущественно пациентам со сформированным постоянным прикусом на платной основе как в негосударственных, так и в государственных лечебных учреждениях. ФОМС, как правило, его не оплачивает.
Должность врача-ортодонта присутствует в штатном расписании только тех лечебных учреждений, которые оказывают стоматологическую помощь детям. Согласно должностным обязанностям эти специалисты обязаны проводить профилактические осмотры, диспансеризацию детей с целью профилактики зубочелюстных аномалий, а также их лечение во всех периодах формирования прикуса. Наиболее активно в период его смены, когда чаще встречаются аномалии, требующие использования функциональных методов лечения.
Таким образом, ортодонтическая помощь фактически разделена на 2 раздела: профилактика и функциональное лечение; лечение с использованием несъёмных аппаратов. Сопоставив их с уровнями оказания стоматологической помощи, мы увидим определенное соответствие:
- 1 уровень — квалифицированная помощь — не включает ортодонтическое лечение (на этот уровень целесообразно возложить основные обязанности по профилактике зубочелюстных аномалий у детей);
- 2 уровень — специализированная помощь — диспансеризация детей с целью профилактики зубочелюстных аномалий и их лечение функциональными и другими съемными аппаратами;
- 3 уровень — узкоспециализированная — ортодонтическое лечение детей и взрослых современными несъёмными аппаратами.
Очевидной становится потребность в 2 уровнях подготовки врачей—ортодонтов. Нам всем хотелось бы видеть всех врачей-ортодонтов высококвалифицированными специалистами, владеющих всеми методами диагностики и лечения. Однако финансовые возможности государственных стоматологических поликлиник, оказывающих помощь детям в объеме государственных гарантий, ограничены. Обучение врача в ординатуре, как правило, является платным. Для государственных и муниципальных лечебных учреждений нецелесообразно готовить в течение 2 лет специалиста, чьи профессиональные возможности окажутся невостребованными.
За 4 мес ПП невозможно качественно подготовить специалиста, владеющего всеми методами ортодонтического лечения, но, ограничив программу обучения вопросами этиологии, патогенеза, диагностики, профилактики, общих принципов лечения зубочелюстных аномалий, а также подробным изучением функциональных методов лечения, мы сможем готовить достаточно грамотных специалистов для нужд государственной стоматологической службы.
Для овладения практическими навыками работы с современными несъемными аппаратами необходимо обучение врача в ординатуре.
Вопрос о разделении уровней компетенции специалистов, прошедших ПП и обучение в ординатуре, требует серьезной проработки, которую могло бы провести Профессиональное Общество Ортодонтов России (ПОО).
Ю.М. Малыгин, И.Н. Минаева, Е.С. Самохина, Н.В. Самойлова, М.В. Коржукова, С.С. Тайбогарова
ГОУ ДПО «РМАПО»
Опубликовал Константин Моканов