Раздел медицины:
Реабилитация и адаптация

Принципы оказания психологической помощи в онкологии

4782 0
Психологическая помощь должна стать неотъемлемой частью комплексного лечения онкологических больных.

По мнению В.А. Чулковой [2004], такая помощь может осуществляться по нескольким взаимосвязанным направлениям (рис. 12.3).

obchon_r12.3.jpg
Рис. 12.3. Психологическая помощь в лечении онкологических больных [Чуйкова В.А., 2004; с изменениями].

Изменение общественного мнения посредством всех средств информации

Известно, что среди населения бытует мнение о фатальности «рака» и сам диагноз представляется нередко в ореоле «приговора» смерти без оговоренного срока. Поэтому главная задача в изменении общественного мнения состоит в «демифизации» рака.

А это значит освободиться от стереотипов, развеять загадочность болезни и сделать более открытым обсуждение проблем больных. В настоящее время все большее число людей оказываются рядом с болезнью (болеют родственники, друзья и знакомые, соседи и сослуживцы) — важно научиться жить с этим заболеванием.

Сообщения в средствах массовой информации должны строиться не в форме запугивания населения, которое и так испытывает сильнейший страх, нередко мешающий людям своевременно обратиться к онкологу. Для этого нужна взвешенная и правдивая информация о заболевании, о трудностях и возможностях лечения.

При этом необходимо опираться и на положительные результаты лечения, возможно, с привлечением бывших пациентов. Только таким образом можно постепенно избавить людей от страха перед раком и изменить их отношение к заболевшим людям.

Создание общественных организаций для оказания социальной и психологической поддержки онкологическим больным

Примером является грандиозная волонтерская программа «Reach to Recovery» («Путь к выздоровлению»). Эта организация появилась в Нью-Йорке (1952), когда никому неизвестная до той поры больная раком молочной железы по имени Terese Lassei своим спонтанным порывом способствовала ее появлению сначала в США, а затем распространению по всему миру (более 33 стран).

В наши дни бывшие больные раком молочной железы физически и эмоционально здоровые на настоящий момент, проходят специальный отбор, обучение и тренинг, и затем, используя свои личный опыт и приобретенные знания, оказывают социальную и психологическую поддержку болеющим женщинам.

Филиалы этого движения есть и в России («Надежда», С.-Петербург). Создание общественных организаций отвечает изменившемуся менталитету больных и является показателем стремления к сотрудничеству со специалистами по преодолению последствий лечения и повышению качества жизни онкологических больных.

Так, в Международной конференции по лечению рака молочной железы, регулярно проводимой с 1997 года в Канаде, наряду с профессионалами участвуют и бывшие пациентки.

Помощь психотерапевтов и медицинских психологов

Психотерапия онкологических больных позволяет улучшить их эмоциональное состояние и тем самым снизить психологические последствия заболевания и повысить качество жизни.

Цель психотерапии состоит в оказании помощи больным в принятии болезни, в возможности жить и лечиться в условиях заболевания и быть способными адаптироваться к изменившейся жизненной ситуации, используя внутренние ресурсы личности.

Онкологическим больным индивидуальная и/или групповая психотерапия должна проводиться на протяжении всего процесса лечения, с учетом психологических проблем, возникающих на каждом этапе лечения, а также личностных особенностей конкретного пациента.

В начале лечения больше времени уделяется работе с состоянием больного (выражение чувств, снижение тревоги и страха, овладение навыками релаксации). В дальнейшем акцент ставится на принятии ответственности за свое здоровье и создании качественно нового отношения к жизни (повышение самооценки, психологическая переработка ситуации заболевания как качественного увеличения знаний о себе и своих возможностях, понимание «личностного смысла» заболевания, обращение к духовным аспектам человеческой жизни). Из всех типов контроля наиболее эффективен когнитивный (переосмысление своих жизненных ценностей).

Поведенческий контроль (попытка воздействовать на случившееся определенными действиями: соблюдение диеты, режима дня и пр.) также позволяет добиться улучшения, хотя и не в такой степени.


Терапия расстройств психики проводится с учетом стадии заболевания, последствий специального лечения и перспективы для больного.

Сюда входит:

A. Терапия средой (природа, дом, окружение родных, пробуждение духовности),

Б. Терапия присутствием (принцип разделения боли и проблем больного с врачом).

B. Индивидуальная терапия (рациональная, суггестивная, групповая). Рациональная психотерапия проводится обычно в форме индивидуальной беседы, необходимым условием которой является создание неформальной, доверительной обстановки. Это достигается недирективным стилем руководства беседой, отсутствием жесткой регламентации, возможностью для больного высказаться, многообразием тем и т.д.

Получить психотерапевтический эффект чаще всего помогают жизнеутверждающий характер беседы, фиксация внимания на успехах современной онкологии и роли больного в достижении эффекта лечения.

Суггестивная психотерапия, основанная на внушении и самовнушении, не должна содержать какого либо отрицания факта наличия заболевания. Главная цепь суггестии — достижение успокоения больных, выработка уверенности в способности справиться с болезнью, в возможность радикального излечения и т.д.

Г. Арттерапия (лечение средствами искусства и самовыражением в искусстве) заключается в переключении внимания больного на креативные (творческие, созидательные) способы регулирования внутреннего мира и т.д. Такой вид психотерапии называют еще отвлекающей.

В основном используют музыкотерапию, различные варианты трудотерапии, коллекционирование и др. как в виде отдельного психотерапевтического воздействия, так и в комбинации с другими, особенно внушением.

Терапия психотических вариантов изменений в психике с наличием расстройств сознания имеет преимущественно соматогенную направленность. При этом лечебные мероприятия включают дезинтоксикационную терапию, глюкокортикоиды при явлениях отека мозга, нейролептики и транквилизаторы (галоперидол. аминазин, реланиум) для снятия возбуждения и тревоги, антидепрессанты (амитриптилин) при депрессивных состояниях.

В упорных случаях целесообразна консультация психиатра. Выявлена также эффективность использования психотерапии в программах противоболевого медикаментозного лечения онкологических больных, особенно с фантомными болями.

Таким образом, психотерапия необходима большинству онкологических больных, так как она несомненно повышает качество их жизни и, вероятно, влияет на ее продолжительность. В этой связи использование психотерапии в онкологии требует дальнейшего развития.

Разработка образовательных программ для врачей и медсестер

Профессии врача и медсестры по предмету труда относятся к типу «субъект-субъект», тогда как при обучении в высших и средних медицинских учреждениях используется преимущественно естественнонаучная модель «субъект-объект». Субъектами являются будущие врач и медсестра, изучающие объект медицины — болезни. При этом зачастую не учитывается, что болезни возникают у людей, которые также являются субъектами.

Указанное противоречие порождает немало трудностей в практической работе врача и медсестры. В профессиях типа «субъект-субъект» необходимым требованием является умение общаться, устанавливать контакты, поддерживать взаимодействие, чувствовать состояние других людей.

Следовательно, работа врача и медсестры складывается из двух взаимосвязанных видов деятельности: собственно медицинской и коммуникативной. Именно умелое сочетание этих видов деятельности является залогом их успешной работы.

В существующих программах обучения врачей и медсестер нет специального раздела по подготовке их как специалистов, занимающихся коммуникативной деятельностью. Этот пробел чаще всего восполняется требованиями соблюдения норм деонтологии, а также обращением к жизненному и профессиональному опыту врача или медсестры, но этого, как показывает практика, явно недостаточно для эффективной работы, особенно в онкологической клинике.

Очевидно, что для врачей и медсестер необходима образовательная программа по психоонкопогии, включающая лекции и психологические тренинги.

Это способствовало бы осуществлению целостного подхода к лечению больных и тем самым повысило бы качество их лечения, а также увеличило бы умение врачей и медсестер справляться с собственными стрессами.

Угляница К.Н., Луд Н.Г., Угляница Н.К.
Похожие статьи
показать еще
 
Категории