Раздел медицины:
Профилактика заболеваний

Правовые основы профилактики хронических неинфекционных заболеваний

4812 0

Правовые и организационные основы профилактики хронических неинфекционных заболеваний в Российской Федерации

В большинстве стран мира имеется успешный опыт в борьбе с инфекционными болезнями, чего нельзя сказать о контроле хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ).

В нашей стране это направление в последние годы проводилось нередко несистемно, в условиях недостаточного нормативно-правового обеспечения, отсутствия порядков и стандартов оказания профилактической медицинской помощи, не сформирована инфраструктура медицинской профилактики в здравоохранении, нет системы постоянно действующего мониторинга факторов риска ХНИЗ, в первичном звене здравоохранения не сформирована система раннего выявления, учета и наблюдения лиц с факторами риска, что важно для планирования и реализации эффективной профилактики хронических неинфекционных заболеваний.

Основой нормативно-правовой базы профилактики ХНИЗ и формирования у населения России здорового образа жизни в настоящее время является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который:

— впервые ввел заботу о сохранении своего здоровья в обязанности граждан. (статья 27);

— конкретизировал содержание понятий профилактики хронических неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни (статья 30):

— «Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни».

— «Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, включая занятия физической культурой и спортом»;

— включил в первичную медико-санитарную помощь мероприятия по профилактике и формированию здорового образа жизни(статья 33);

— конкретизировал понятия диспансеризации, профилактического медицинского осмотра и диспансерного наблюдения (статья 46);

— обязал все медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи обеспечивать проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на раннее их выявление, проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения (статья 79).

В настоящее время в России на законодательном уровне решена проблема борьбы с одним из важнейших факторов риска ХНИЗ — потреблением табака. Федеральный закон «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», принятый Государственной Думой РФ 13 февраля 2013 года вступает в силу 1 июня 2013 г. (большинство статей).

Указанным законом определено, что «медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, оказывается на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи». Всем гражданам, желающим отказаться от курения, должна быть обеспечена возможность получения необходимой медицинской помощи.

Системность и комплексность проводимых в нашей стране мероприятий по профилактике хронических неинфекционных заболеваний обеспечивает разработанная Минздравом России при участии других министерств и ведомств Государственная программа развития здравоохранения в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ № 2511-p от 24 декабря 2012 года) и ее подпрограмма № 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни».

По инициативе Минздрава России ведется планомерная работа в направлении разработки программ развития здравоохранения субъектов РФ, включающих как обязательный компонент подпрограмму «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни».

Создание региональных программ на основе глубокой аналитической работы с учетом региональных особенностей направлено на достижение общих для страны показателей в 2020 году. Государственная программа развития здравоохранения в Российской Федерации и созданная на ее основе «дорожная карта» является матрицей для составления региональных программ развития здравоохранения.

Сферы ответственности учреждений здравоохранения в области профилактики ХНИЗ

В целях реализации положений вышеуказанных нормативно-правовых документов по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) и профилактики хронических неинфекционных заболеваний среди населения в здравоохранении нашей страны идет активное создание системы профилактических учреждений и подразделений (инфраструктуры профилактики ХНИЗ), предусматривающей вовлечение в профилактическую работу всех медицинских организаций и конкретизацию их функций и взаимодействия (учреждений ПМСП, санаторно-курортных, стационарных лечебных учреждений), что включает:


- республиканские (областные, краевые) центры медицинской профилактики, являющиеся самостоятельными юридическими лицами (приказ Минздрава России от 23.09.2003 г. № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации»). Научно-методическое руководство деятельностью центров медицинской профилактики (ЦМП) осуществляет ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России;

- городские (районные, межрайонные) центры медицинской профилактики: в городах и районах с населением более 250 тыс. чел. как самостоятельные юридические лица; в городах с меньшей численностью населения функции городского (районного) ЦМП возлагаются на один из центров здоровья или отделение медицинской профилактики. Организационно-методическое руководство деятельностью городских (районных) центров медицинской профилактики и экспертизу качества предоставляемых ими профилактических услуг осуществляет субъектовый (республиканский, областной, краевой) ЦМП;

- центры здоровья для взрослых, в том числе, сформированные на базе центральных районных больниц, обслуживающих сельское население. Научно-методическое руководство центра здоровья осуществляет Федеральный координационно-методический центр здоровья (ЦЗ) на базе ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России. Непосредственное организационно-методическое руководство деятельностью ЦЗ и экспертизу качества предоставляемых ими профилактических услуг осуществляет городской (районный) центр медицинской профилактики;

- отделения медицинской профилактики в составе поликлиник и центров общей врачебной практики (семейной медицины), а также в ряде центров здоровья. Организационно-методическое руководство деятельностью отделения медицинской профилактики (ОМП) и экспертизу качества предоставляемых ими профилактических услуг осуществляет городской (районный) ЦМП;

- кабинеты медицинской профилактики в составе небольших поликлиник, амбулаторий, центр здоровья, диспансеров, стационарных лечебных учреждений, санаторно-курортных учреждений. Организационно-методическое руководство деятельностью кабинета медицинской профилактики (КМП) и экспертизу качества предоставляемых ими профилактических услуг осуществляет городской (районный) центр медицинской профилактики;

- кабинеты медицинской помощи по отказу от курения в составе ОМП, санаторно-курортных и стационарных лечебных учреждений. Организационно-методическое руководство деятельностью кабинетов медицинской помощи по отказу от курения и экспертизу качества предоставляемых ими профилактических услуг осуществляет городской (районный) ЦМП.

Кроме перечисленных структур в реализации профилактических мер принимают участие кабинеты психологической (психотерапевтической) помощи, в т.ч. по коррекции поведенческих факторов риска хронических неинфекционных заболеваний . Организационно-методическое руководство этим направлением деятельности кабинетов психологической (психотерапевтической) помощи и экспертизу качества предоставляемых ими профилактических услуг осуществляет городской (районный) центр медицинской профилактики.

Высшим коллективным органом выработки стратегии и тактики, построения и функционирования профилактических структур, формирования ЗОЖ среди населения и профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ) является профильная комиссии Экспертного совета Минздрава России по профилактической медицине, действующая на общественных началах.

В состав профильной комиссий включаются главные внештатные специалисты по профилактической медицине органов управления здравоохранением всех субъектов Российской Федерации, руководители субъектовых (республиканских, областных, краевых) ЦМП, ведущие ученые и специалисты, представители профессиональных медицинских обществ и ассоциаций в области профилактической медицины.

Бойцов С.А., Чучалин А.Г.
Похожие статьи
показать еще
 
Категории