Раздел медицины:
Профилактика заболеваний

Организация профилактики стоматологических заболеваний в детских коллективах и у рабочих с вредными условиями труда

3310 0
Учитывая этиопатогенез основных стоматологических заболеваний, программа их первичной профилактики базируется на использовании трёх методов: 1) качественная гигиена полости рта; 2) использование фторидов эндогенно и местно; 3) рациональное питание.

Ведущим методом профилактики в Национальной программе профилактики кариеса зубов и болезней периодонта среди населения Республики Беларусь определена гигиена рта: при качественной чистке зубов достигается уменьшение мягкого микробного налёта и зубного камня у детей и взрослых.

Эта же программа учитывает возможности педагогического персонала дошкольных учреждений и школ, службы детской стоматологии, финансовые возможности для обеспечения профилактических мер стоматологии и просто расчёт и логику ожидаемого уровня эффективности документа.

Используются групповые методы профилактики среди дошкольников: обучение правилам ухода за зубами; проведение уроков гигиены и уроков здоровья; введение дыхательной гимнастики в программу физкультуры в целях профилактики зубочелюстных аномалий; формирование правильной осанки и положения головы на занятиях и прогулках; проведение групповых форм санитарного просвещения.

На уроках здоровья детям даются задания показать с использованием расчёски, как застревает пища между зубами; выслушиваются рассуждения детей о механизме образования открытого и прогнатического прикуса, о вариантах путей проникновения микроорганизмов в полость рта; даётся возможность детям продемонстрировать правильную позу за столом, в постели, мотивировать направления движений зубной щётки при чистке зубов; продемонстрировать миогимнастику для языка и круговой мышцы рта; аргументировать необходимость качественной гигиены полости рта как метода профилактики стоматологических заболеваний.

Дети должны уяснить, что при болезнях зубов их часто удаляют раньше, чем они должны смениться, после чего соседние зубы наклоняются в свободное пространство (туда, где был раньше удалённый зуб) и появляется аномалия положения зубов.

Воспитатели информируют детей в вопросах ухода за полостью рта, роли вредных привычек в формировании аномалий зубочелюстной системы, чтобы дети знали следующее:
  • Зачем необходимо следить за правильной осанкой?
  • Почему дышать нужно только через нос?
  • Чем вредна торопливая еда и вялое жевание?
  • Зачем моются руки перед чисткой зубов?
  • Почему при мытье рук используется мыло?
  • Почему надо вытереть после мытья руки перед чисткой зубов?
  • Почему используется на одну чистку зубов такое малое количество зубной пасты?
  • Почему нельзя глотать зубную пасту?
  • Почему каждый человек должен пользоваться индивидуальной зубной щёткой?
  • Почему для каждого ребёнка в группе детского сада имеется индивидуальный стаканчик для зубной щётки и пасты?
  • Почему надо делать выметающие движения зубной щёткой?
  • Почему надо долго споласкивать рот после чистки зубов?
  • Почему нельзя хранить зубную щётку в футляре?
  • Почему при чистке зубов нельзя сильно нажимать на зубную щётку?
  • Почему надо посещать стоматолога два раза в год?
  • Почему надо избавляться от вредных привычек сосать пальцы, держать во рту карандаши, фломастеры, грызть ногти?

Индивидуальные методы профилактики

Индивидуальные методы профилактики отличаются от групповых подходом к их выбору. У каждого ребёнка своя генетическая предрасположенность к стоматологической патологии, условия внутриутробного развития, состояние здоровья в раннем возрасте, в первые годы жизни. В семье формируются привычки и навыки по уходу за полостью рта, привычки и характер питания и выбора средств гигиены полости рта.

Каждый возрастной период имеет особенности в необходимых мерах профилактики с учётом возрастных особенностей развития организма, формирующихся или сформированных факторов риска. Например, профилактику зубочелюстных аномалий надо начинать с грудного и раннего возраста, кариеса зубов — с момента прорезывания первых молочных зубов.

Огромная роль в реализации профилактики стоматологических заболеваний принадлежит гигиеническому воспитанию детей, заниматься которым необходимо воспитателям дошкольных учреждений, родителям, врачам, затем учителю, санитарному активу школ.

В дошкольном возрасте вся учебно-воспитательная работа возложена на воспитателей дошкольных учреждений. Им надо воспользоваться психологическими особенностями восприятия знаний детьми, использовать силу коллективного примера, чтобы научить детей, как правильно сидеть за столом, стоять, ходить, в каком положении должна быть голова во время сна, как правильно чистить зубы и ухаживать за зубной щеткой, как полоскать рот после еды.

Психологи, родители, педиатры знают, как любят дети подражать и уже в дошкольном возрасте выбирают для себя личностные ориентиры.

Для проведения урока гигиены в игровой форме обычно оформляется комната с использованием рисунков, плакатов, буклетов, игрушек, муляжей, зубных щёток и паст. Занятия-игры для детей должны производиться с участием переодетых детей старших групп или взрослых в доктора Айболита, зайчика, белочку, у которых заболели зубы, и в процессе игры, продолжающейся не более 10—15 минут, дети получают объяснение, почему заболели зубы у персонажей игры.


Для обучения детей группы проводится несколько таких игр. Например, на первой должны прозвучать погрешности в питании (употребление конфет, пирожных и т. д.), приведшие к развитию кариеса зубов.

В следующий раз персонажи игры раскрывают роль зубной щетки и методики чистки зубов с демонстрацией расчёски с введёнными между её зубов волокнами ваты, чтобы показать, что только выметающие движения очищают межзубные промежутки. На следующем занятии-игре участниками становятся сами дети, демонстрирующие по очереди технику чистки зубов. Воспитатели поощряют успевающих, ставят их в пример; не осуждают, не высмеивают детей, которые ещё не овладели навыками ухода за зубами.

В возрасте трёх лет и старше необходимо превратить в условный рефлекс привычку чистить зубы не менее двух раз в день. Детям в возрасте старше четырёх лет уроки гигиены проводятся в популярной форме с приведением сведений о заболеваниях зубов и мерах профилактики. Дети 4—6-летнего возраста чистят зубы сами с использованием детских зубных паст.

После чистки зубов проводится контроль эффективности чистки смазыванием передней поверхности нижних зубов настойкой йода, от которой окрасится налёт (а чистая эмаль не окрашивается). Размещение на зубах невычищенного налёта является для воспитателя дополнительным аргументом для обучения детей выметающим движениям зубной щеткой.

Настойчивая планомерная систематическая работа с детьми по профилактике и устранению факторов риска патологии челюстно-лицевой области способствует снижению числа детей с кариесом зубов, заболеваниями слизистой оболочки полости рта и аномалиями зубочелюстной системы.

Воздействие неблагоприятных производственных факторов биологической, химической и физической природы приводят к изменению функционирования зубочелюстной системы.

Воздействие слабофиброгенной пыли асбеста вызывает ксеростомию, поэтому для защиты слизистой оболочки полости рта и твёрдых тканей зубов от вредного воздействия пыли предприятием в порядке управления коллективным риском здоровья персонала используются здоровьесберегающие технологии: герметизация пылящих пылесосов, объёмное пылеулавливание, полусухие и мокрые технологические процессы, роботизация производства.

Большая роль отводится медицинскому обслуживанию работников: организуются медицинские обследования при приёме на работу, периодические медицинские осмотры, определяющие риск здоровью работников. Медицинский персонал медико-санитарных частей, здравпунктов предприятий проводит диспансерное наблюдение, обслуживание и санитарное просвещение персонала предприятий.

Санитарная служба контролирует гигиеническое нормирование, определяет предельно допустимые концентрации вредных паров, газов, аэрозолей и пыли в соответствии с «Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами».

Используются методы профилактики заболеваний слизистой оболочки полости рта и аномалий зубочелюстной системы у детей: тщательный гигиенический уход за полостью рта, миотерапия для языка после обучения стоматологом, устранение тесного положения зубов, уздечек языка и губ, углубление преддверия полости рта, своевременное лечение зубов.

В порядке реализации Национальной программы профилактики кариеса зубов и периодонта среди населения Республики Беларусь над устранением факторов риска зубочелюстных аномалий должны работать родители, воспитатели, учителя, педиатры и стоматологи.

В комплекс общеоздоровительных мероприятий, проводимых в учреждениях дошкольного образования, необходимо включать упражнения для мимических и жевательных мышц, тщательную гигиену полости рта. Миогимнастические упражнения нужно включать в каждодневные занятия физической культурой, в проведение музыкальных занятий, прогулок и утренних зарядок. Рекомендуются комплексы миогимнастики для тренировки правильного дыхания, для нормализации функции глотания, тренировки мышц языка и тренировки глотания.

Нормативные документы по содержанию детей в дошкольных учреждениях регламентируют обеспечение полноценного питания, использования фторированной соли и привитие навыков гигиены полости рта всем воспитанникам дошкольного учреждения.

В целях профилактики поражения слизистой оболочки полости рта предусматривается воздействие на этиологический фактор и механизм развития болезни.

Мероприятия по профилактике литейной лихорадки озвучиваются в коллективном договоре предприятия. Сюда относятся улучшение санитарно-гигиенических условий, механизация технологических процессов, достаточная вентиляция рабочих помещений.

Рабочие обязаны использовать индивидуальные средства защиты кожных покровов, дыхательных путей и глаз от паров кислот, щёлочей, металлов. После работы рекомендуется принимать душ.

К. С. Тристень
Похожие статьи
показать еще
 
Категории