Раздел медицины:
Профилактика заболеваний

Обучение и воспитание населения — основной метод в системе профилактики заболеваний

4918 0

Роль санитарной культуры населения в профилактике заболеваний органов и систем организма

Санитарное просвещение — раздел здравоохранения, содержанием которого является обучение и воспитание населения методам сохранения и укрепления своего здоровья. Только информированный в вопросах механизма развития заболевания человек способен защитить собственный организм от влияния неблагоприятных факторов, ведущих к развитию заболевания.

Осведомлённый в вопросах оказания доврачебной помощи при условии развившейся болезни может обеспечить выполнение назначений врача, добиться выздоровления, предупредить переход заболевания в хроническую форму и обеспечить профилактику осложнений.

Санитарная культура — это наличие у индивидуума необходимых гигиенических знаний, умений, навыков, направленных на оздоровление окружающей среды и сохранение здоровья человека. Уровень санитарной культуры определяется различными показателями: наличием предметов личной гигиены и умением ими пользоваться, сформированностью гигиенических навыков, обращаемостью за медицинской помощью и т. д.

Исследования уровня санитарной культуры населения указывают на недостаточную степень осведомлённости населения в вопросах гигиены и санитарии, на отсутствие чёткого понимания правил пользования средствами и другими рекомендациями по сохранению здоровья, необходимости вакцинации с целью профилактики острых респираторных инфекций и пневмонии.

Требуется пропаганда методов профилактики заболеваний с использованием нетрадиционных методов — ароматерапии, физиотерапии, повышение осведомлённости населения о проблеме дефицита йода и селена. Особенно важно повышать уровень санитарной культуры работников с вредными условиями труда. Учёные отмечают рискованное поведение среди значительной части населения, недостаточную информированность граждан о здоровье и болезни.

В масштабах государства вопросам сохранения и укрепления здоровья населения уделяется большое внимание. Имеются нормативные документы, национальные программы, регламентирующие проведение большого объёма просветительской работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей школ с целью целенаправленного, научно обоснованного санитарного просвещения среди родителей прежде всего, а затем
среди детей.

Государственная программа «Кардиология» на 2011—2015 гг. предусматривает мероприятия по повышению мотивации населения к соблюдению здорового образа жизни и заботе о собственном здоровье.

Анкетирование и тестирование знаний родителей и детей о методах и средствах профилактики заболеваний органов и систем организма установило недостаточную информированность этого контингента об основах здорового образа жизни. Литературные данные свидетельствуют о слабой эффективности проводимой санитарно-просветительской работы.

Для изучения в школах основ гигиены тела и окружающей среды иногда сокращаются циклы (с восьми уроков до двух—четырёх), тематику изучения определяет сам преподаватель (из-за ограниченных возможностей подбора литературы и наглядных пособий). К тому же в процессе преподавания чаще используются словесные методы, а закрепление знаний осуществляется несистематически и формально.

Важную роль играет индивидуальное консультирование.

В целях вторичной профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы у пациентов с подагрой требуется коррекция уровня мочевой кислоты, цистеина и гомоцистеина вне обострения и приём специальных препаратов (лозартрана, аллопуринола), витаминов группы В и фолиевой кислоты.

Педагогическая работа среди родителей зачастую неконкретна, отсутствует информация о содержании, методах и формах работы с детьми.

Данные иностранных авторов констатируют тесную взаимосвязь с одной стороны — между общим образованием населения и объёмом санитарно-гигиенических знаний и с другой стороны — между объёмом санитарно-гигиенических знаний и состоянием здоровья.

В программах профилактики заболеваний органов и систем организма анализируются причины недостаточной эффективности работы по повышению санитарной культуры населения, особенно школьников, родителей и педагогов, и определяются пути формирования осознанных культурно-гигиенических навыков у младших школьников.

В проблеме формирования санитарной культуры населения центральным вопросом перед органами охраны здоровья и образования стоит санитарное просвещение.

К формам последнего относятся беседа, рассказ, демонстрация диафильмов и кинофильмов, использование наглядных пособий, мультимедийных презентаций, практической демонстрации гигиенических приёмов и средств гигиены.

Описан опыт реализации программы профилактики миопии в начальных классах. Предусматривается работа с родителями и детьми в группах и индивидуально, с использованием лекции, практического занятия (адекватность усвоения знаний и приобретения навыков проведения методик воспитателями, родителями и детьми отслеживается).

Методы медико-педагогического убеждения детей дошкольного и школьного возраста

Чтобы воспитать у человека санитарную культуру, культуру здоровья, необходимо начинать санитарное просвещение с раннего возраста. Медико-педагогическое убеждение — это совокупность мер по санитарному просвещению, направленных на повышение гигиенических знаний, формирование, закрепление и совершенствование гигиенических навыков.

Формирование навыка осуществляется по трём направлениям: 1) формирование представлений о значении культурно-гигиенических навыков; 2) обучение последовательности действий по приобретению навыков; 3) закрепление и совершенствование навыка.

Для перехода знаний в умения и умений в навыки необходимо проводить опрос детей с целью выяснения их знаний; повторять опрос и действия для закрепления знаний; проводить упражнения для закрепления навыка; осуществлять постоянный контроль знаний и умений детей; поощрять ребёнка за знания и умения.

В качестве примера используем формирование навыка детей по уходу за полостью рта.

Сначала детей необходимо научить методике полоскания рта, так как маленькие дети глотают всё, что находится во рту. На первом этапе следует научить ребёнка выплёвывать воду. Для этого показывают, как набирать в рот воду и тут же её выплёвывать. В течение одной—двух недель ребёнок научится набирать и выплёвывать воду. После овладения этим приёмом на втором этапе ребёнка учат набирать в рот воду и задерживать её во рту в течение 15—30 секунд, а затем выплевывать. На привитие этого навыка уходит в среднем одна неделя, так как дети уже умеют выплёвывать воду.

Третьим этапом обучения детей методике полоскания рта является закрепление навыка и умения «побурлить» водой во рту и выплюнуть. До тех пор, пока ребёнок не умеет полоскать рот по правилам, т. е. пропускать воду между зубами и выплёвывать её, ребёнку не рекомендуют пользоваться зубной пастой. Далее ребёнка информируют о роли чистки зубов с помощью зубной щётки и пасты, о методике чистки.

Первую чистку зубов проводят взрослые, взяв в свою ладонь руку ребёнка с зажатой в ней зубной щёткой, и, установив щетинки зубной щётки под углом 45 градусов на уровне шейки зуба, выметающими движениями вычищают поверхности зубов поочередно. Чистка зубов сопровождается комментарием взрослого, который повторяет целесообразность чистки зубов, детали самой методики.

Сильный эффект производит на детей демонстрация уровня загрязнения остатками пищи воды, которую он выплевывает. Для этого надо предложить ребёнку выплюнуть после полоскания воду изо рта в стакан. Затем ребёнок продолжает полоскать рот и выплёвывает жидкость во второй, прозрачный, стакан. Дети убеждаются, что вода во втором и последующих стаканах становится всё более прозрачной.

Используется стандартный метод чистки зубов детям (рисунки 1—4). Условно необходимо разделить каждый зубной ряд на несколько сегментов. При несомкнутых зубных рядах начинают чистить зубы с наружной поверхности верхней челюсти слева, дети должны делать от трёх до семи выметающих движений в зависимости от возраста (см. рисунок 1) (взрослым рекомендуется использовать не менее десяти движений щетинками зубной щётки сверху вниз, от границы зуб—десна к краю зубов). Постепенно переходят к чистке передних зубов (см. рисунок 2), затем — наружной поверхности зубов верхней челюсти справа.

profil1.jpg
Рисунок 1. Чистка наружной поверхности жевательной группы зубов

profil2.jpg
Рисунок 2. Чистка наружной поверхности фронтальной группы зубов

profil3.jpg
Рисунок 3. Чистка нёбной поверхности фронтальной группы зубов

profil4.jpg
Рисунок 4. Чистка язычной поверхности фронтальной группы зубов

Если рабочая часть зубной щётки захватывает только три зуба (длиннее рабочая часть зубной щетки не рекомендуется), то сегментом является группа из трёх зубов, расположенных рядом. Затем чистят нёбную поверхность зубов (см. рисунок 3), переходя от сегмента к сегменту, которых будет больше, так как щётка ставится вертикально, рабочая часть захватывает 1—1,5 зуба одновременно. Зубы нижней челюсти чистятся в такой же последовательности.

При чистке язычных поверхностей зубов нижней челюсти зубную щётку держат ручкой вверх (см. рисунок 4), а нёбную поверхность зубов верхней челюсти чистят ручкой вниз. Жевательная поверхность зубов вычищается возвратно-поступательными движениями зубной щётки вдоль зубного ряда. Последний этап стандартного метода чистки зубов — круговыми движениями по наружной поверхности зубов, захватывая десну и зубы, перемещаться от начала до конца зубного ряда, массажируя десну.

Такой массаж дёсен способствует улучшению кровообращения и обменных процессов в окружающих зубы тканях. В домашних условиях родители обучают детей процедуре чистки зубов на личном примере. После того как ребёнок овладеет техникой полоскания рта, его можно начинать обучать технике чистки зубов с использованием детской зубной пасты. Пока ребёнок не умеет выплёвывать воду, ему чистят зубы увлажнённой щёткой без пасты.

В возрасте двух—трёх лет должны знать о вреде сладостей для зубов и о необходимости полоскания рта после приёма пищи. К этому времени они уже овладевают техникой полоскания рта. В возрасте трёх—четырёх лет дети должны знать о необходимости чистить зубы два раза в день.

В этот период развития, вплоть до младших классов средней школы, у детей преобладает подражательная реакция на действия педагогов, родителей, старших членов семьи. Необходимым условием формирования у детей правильных действий по уходу за полостью рта является личный пример в семье и демонстрация элементов гигиены полости рта воспитателем и медперсоналом учреждений дошкольного образования.

Наблюдая за действиями ребёнка при самостоятельной чистке зубов после его обучения, взрослые должны контролировать навыки ребёнка и при необходимости неоднократно повторять обучение, доводя навык малыша до автоматизма.

В этом возрасте удобной и хорошо воспринимаемой детьми формой подачи знаний являются игры, мультипликационные фильмы и другие виды словесной и визуальной информации. Однако следует учитывать, что активность внимания у детей младшей возрастной группы удерживается максимально 15 минут, поэтому теоретическая часть занятия не должна превышать указанного времени. В последующей части урока полученные знания следует закрепить на практике.

Такая последовательность занятий способствует наиболее прочному привитию навыков по уходу за полостью рта. Каждый воспитанник детского учреждения должен знать, что зубная щётка должна быть индивидуальной. В дошкольном учреждении каждый ребёнок должен иметь свою зубную щётку и индивидуальный стакан, уметь пользоваться мылом и мыть свою зубную щётку.

После чистки зубов необходимо прополоскать рот, вымыть лицо, руки и поставить щётку в стакан щетинками вверх. Дошкольники в возрасте четырёх лет должны получить информацию о том, что зубную щётку нужно менять четыре раза в год. К пятилетнему возрасту дети должны овладеть навыком чистки не только наружной поверхности зубов, но и нёбной и язычной поверхностей. Они уже знают, что надо чистить зубы фторсодержащей пастой.

В возрасте пяти—шести лет дети должны знать, что овощи, фрукты полезны, в них много витаминов, они очищают зубы от налёта, поэтому следует заканчивать приём пищи твёрдыми фруктами. После чистки зубов круговыми движениями необходимо массировать дёсны. Пяти- и шестилетки это уже уяснили и умеют чистить все поверхности зубов и делать массаж дёсен. В возрасте шести—семи лет ребята должны знать и выполнять правила чистки зубов.


Максимальный эффект от гигиенического воспитания достигается, если оно начато в раннем детском возрасте, когда ребёнок слушает и воспринимает советы взрослых, пытается копировать их поведение.

Ребёнку необходимо объяснить, что перед чисткой зубов необходимо вымыть руки с мылом, чтобы не занести инфекцию в полость рта, прополоскать рот водой, тщательно вымыть зубную щетку водой из-под крана, выдавить зубную пасту на ряд щетинок зубной щётки (размером с горошину).

После каждой чистки детьми зубов обязателен контроль качества процедуры. Проводится он несколькими методами: визуальным осмотром полости рта; использованием зубочистки (с её помощью обследуют наличие остатков зубного налёта в промежутках между зубов и в зубодесневой бороздке); использованием разведенной до концентрации 2—2,5% настойки йода (смоченным настойкой йода тампоном смазывается наружная поверхность шести нижних фронтальных зубов (4 резца и 2 клыка) — в зависимости от количества и качества оставшегося после чистки зубов налёта последний окрасится в жёлтый или коричневый цвет).

Показав в зеркале окрашенный налёт, ребёнку помогают тщательно вычистить зубы.

После каждого приёма пищи, в случае отсутствия условий для чистки зубов, необходимо полоскать рот. Для полоскания можно использовать воду, настои лечебных трав, растворы антисептиков, пищевой соли или соды. Дети быстро и охотно приобретают знания о средствах гигиены и технике их применения при участии в развлечениях, спектаклях для детей, в процессе занятий художественным творчеством, упражнений по развитию речи и т. д.

Главные направления медико-педагогического убеждения детей: повышение гигиенических знаний; формирование у детей мотивации к сохранению здоровья; закрепление навыков здорового образа жизни; совершенствование гигиенических навыков.

Направленность санитарно-гигиенических мероприятий, проводимых среди педагогов и родителей

Изучение постановки работы по санитарному просвещению свидетельствует о недостаточной подготовленности педагогов и родителей по воспитанию у детей гибких и прочных культурно-гигиенических навыков. Это является причиной того, что дети не получают в полной мере знаний — базы, на которую опираются гигиенические умения и навыки.

Основные формы работы с родителями: индивидуальные консультации; родительские собрания; беседы медицинских работников и психологов; демонстрация кинофильмов; выступления, сопровождающиеся мультимедийными презентациями; памятки для родителей о факторах риска заболеваний органов и систем организма; листовки; методические рекомендации в уголках здоровья для родителей в группах детей; уроки здоровья, спартакиады, конкурсы и спектакли с участием детей и родителей; дни здоровья с участием детей и родителей; подготовка совместных праздников «Здоровое сердце», «Ослепительная улыбка», «В здоровом теле здоровый дух»; проведение конкурсов.

Литературные данные свидетельствуют, что педагоги недостаточно подготовлены сами, чтобы обучать детей тонкостям отдельных специфических (методика обучения детей гигиене полости рта) методик. Считают, что в этом кроется причина неумений детей и недостаточной сформированности у них гигиенических навыков.

Для пропаганды медицинских знаний среди родителей широко используются родительские собрания в группах дошкольных образовательных учреждений, классах школ, общешкольные родительские собрания. На них приглашаются врачи практического здравоохранения, врачи центров здоровья, педиатры и психологи детского сада или школы. Тематика выступлений определяется перспективным планом работы, планом работы учреждения образования на год, на текущий месяц.

Врачами освещаются вопросы следующие: гигиенические основы питания детей; гигиена физического воспитания детей; гигиена среды в дошкольном учреждении; профилактика заболеваний (инфекционных, органов пищеварения, паразитарных болезней и гельминтозов, сердца, ревматизма, мочеполовой системы, эндокринных, нарушений опорно-двигательного аппарата, неврозов, кожных болезней, органов зрения и слуха, стоматологических заболеваний), первая помощь при несчастных случаях и травмах.

Характер основных гигиенических мероприятий на промышленных предприятиях

Гребеньков С. В. (2012) приводит данные Государственного доклада «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2009 году», из которого следует, что доля работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, продолжает возрастать по всем основным видам экономической деятельности. В процентном отношении доля таких работников составляет: при добыче полезных ископаемых — 39,1%; в производстве и распределении электроэнергии — 30,6%; в обрабатывающих производствах — 26,8%; на транспорте — 31,4%.

Более 2 млн 822 тыс. человек были заняты на работах в условиях повышенной запылённости и загазованности воздуха рабочей зоны. Несмотря на реализацию программ по улучшению условий труда, уровень загрязнения воздуха в районе рабочей зоны пылью, аэрозолями, парами, газами остаётся высоким.

При обследовании установлено, что от 3 до 10% проб на пары и газы показали превышение предельно допустимой концентрации. Особенно опасны загрязнения воздуха для женщин детородного возраста: контакт с аллергенами повышает риск возникновения нарушений репродуктивного здоровья и профессиональных заболеваний.

Наряду с общими мероприятиями профилактики профессиональных заболеваний (технологических, санитарно-гигиенических), большое значение придаётся средствам индивидуальной защиты. К ним относятся защитная одежда, перчатки, кремы, мази, которые создают надёжный барьер между здоровой кожей и различными облигатными, сенсибилизирующими химическими веществами, способными вызвать развитие профессиональных дерматозов.

При выявлении случая развития аллергической реакции на действие производственного фактора больные с аллергией отстраняются от работы в контакте с аллергенами, получают новое, безопасное место работы и направляются для решения экспертных вопросов.

Василенко О. А. (2010) сообщает о разработке и организации конкретных  медико-технических  мероприятий  для персонала объектов по уничтожению химического оружия. Разработаны и реализуются требования к средствам индивидуальной защиты и гигиенические нормативы предельно допустимых уровней по загрязнению.

К отравляющим веществам, подлежащим уничтожению, относятся: фосфорорганические вещества, зарин, зоман, V-газы, люизит, обладающие кожно-нарывным действием. У персонала, контактирующего с этими веществами, отмечается снижение иммунитета, угнетение функции желудочно-кишечного тракта. Для них предусмотрен рацион лечебно-профилактического питания, который дополнен специальными продуктами.

Это лецитин яичного белка, полиненасыщенные жирные кислоты, творог, нежирные сорта мяса и рыбы, ежедневно не менее 150 мг аскорбиновой кислоты, 4 мг тиамина. В кисели и компоты добавляются компоненты, обладающие антиоксидантным и детоксикационным действием. Во все времена года в рационе персонала содержатся свежие фрукты, ягоды, овощи и соки из них.

В систему профилактики входят организационные основы охраны здоровья и управление коллективным риском здоровья персонала. К организационным мероприятиям следует отнести медицинские обследования при приёме на работу, периодические и внеочередные, определение риска здоровью, использование здоровьесберегающих технологий, обучение здоровому образу жизни.

Для отдельных категорий проводится коррекция питания, вводится диетическое питание в рабочей столовой, используются иммуномодуляторы. Главное — проводится гигиеническое нормирование, периодически определяется концентрация вредных веществ в рабочей зоне.

Все работники промышленных предприятий находятся на диспансерном учёте, ежегодно проходят медицинские осмотры с допуском к работе в сложных, вредных, тяжёлых условиях труда. На предприятиях имеются столовые, комнаты психологической разгрузки, душевые. Соблюдается сменность в работе с целью восстановления организма после трудовой смены. В цехах соблюдается температурный и воздушный режим. Рабочие имеют возможность во время очередного отпуска отдохнуть в профилакториях, домах отдыха, санаториях.

В Программу профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы входит профилактическое  обследование на рабочем месте по специальной схеме, групповое и индивидуальное консультирование.

С целью профилактики респираторных заболеваний и во время эпидемий гриппа для предотвращения массовых заболеваний в рабочем коллективе обязательным является использование масок, частое мытьё рук, соблюдение дистанции в 1 метр и вакцинация живыми и/или инактивированными вакцинами.

Оценка эффективности профилактики заболеваний органов и систем организма по результатам реализации программ сохранения здоровья населения Республики Беларусь

Оценка эффективности программ профилактики заболеваний среди детей проводится путем повторного анкетирования детей школьного возраста; определения навыков гигиены у детей дошкольного возраста; проверки качества выполнения личной гигиены (рук, ногтей, зубов); проведения контроля качества очистки зубов и т. д.

Санитарно-гигиенические мероприятия эффективны лишь тогда, когда они проводятся одновременно среди школьников, педагогов и родителей.

Для работников промышленных предприятий эффективность программ профилактики заболеваний оценивается по уровню заболеваемости, инвалидности и показателям здоровья трудящихся.

Уровень заболеваемости снижается в результате улучшения социально-экономического положения трудоспособного населения, совершенствования охраны здоровья работающих во вредных условиях труда, повышения социальной ответственности работодателей и улучшения организации первичной медико-социальной и специализированной профпатологической помощи на предприятиях и организациях.

При анализе результатов исследований заболеваемости населения Республики Беларусь и стран СНГ острыми кишечными инфекциями авторы приводят данные снижения показателей за последние 20 лет. Это явилось результатом успешной реализации программы борьбы с острыми кишечными инфекциями.

В течение последних 12 лет в Республике Беларусь отмечается снижение заболеваемости кишечными инфекциями с 270,00 на 100 тыс. населения в 1999 г. до 127,62 на 100 тыс. в 2010 г. Однако наблюдается высокий уровень заболеваемости острыми кишечными инфекциями у детей (418,81 случаев на 100 тысяч населения в 1999 г. и 606,14 случаев в 2010 г.).

Использование полисахаридных пневмококковых вакцин привело к значительному уменьшению частоты и выраженности инфекционных обострений хронической обструктивной болезни лёгких. Большое значение имеет квалифицированная профилактика и лечение больных. С целью профилактики сердечно-сосудистой патологии хорошие результаты даёт применение симвастатина, который значительно снижает процент госпитализации при ишемической болезни сердца.

В целях снижения гиповитаминозов, микроэлементозов предложен биопродукт «Бифидин» кисломолочный, обогащённый микронутриентами и бифидобактериями, употребление которого нормализует уровень кальция, селена, цинка в организме больных. Достижения в области снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в развитых странах Европы объясняются не только медикаментозной терапией, но и успешным проведением целого комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий среди здорового населения.

В программе учитывались социальные и профессионально-производственные особенности человека. Применялись антиникотиновая пропаганда, проводилось гигиеническое обучение и воспитание в целях уменьшения употребления соли, занятия физической культурой, коррекция питания.

При декомпенсированной форме кариеса, хроническом катаральном гингивите следует говорить о наличии в полости рта сформировавшегося паразитоценоза, определяющего формирование микроэкологии желудка, двенадцатиперстной кишки, тонкого и толстого кишечника. У лиц с гнойными процессами в челюстно-лицевой области вскоре развиваются гастродуодениты, холецистит, энтероколит.

Леус П. А. сообщает, что в последние пять лет у детей Республики Беларусь значительно снизилась распространённость и интенсивность кариеса зубов, что связано с успешной реализацией методов профилактики стоматологических заболеваний. Стоматологами Республики Беларусь используются методы профилактики, рекомендуемые Всемирной организацией здравоохранения, Международной федерацией стоматологов и Международной ассоциацией дентальных наук, опыт которых использован при формулировке положений в Национальной программе профилактики кариеса зубов и болезней периодонта среди населения Республики Беларусь (1998).

К. С. Тристень
Похожие статьи
показать еще
 
Категории