Раздел медицины:
Оториноларингология

Структурные особенности и функции гортани. Классификации певческого голоса

3389 0
Основой классификации певческого голоса является его высота. Среди мужских голосов различают бас, баритон и тенор, среди женских — контральто, меццо-сопрано и сопрано. В этих видах голосов выделяют определенные подвиды. При установлении вида певческого голоса наибольшее значение придается длине и ширине голосовых складок. Самые длинные и широкие они у баса (длина 24—25 мм, ширина 3—4 мм), самые короткие и узкие у сопрано (длина 14—19 мм, ширина 1,5—2 мм). Размеры складок устанавливают при непрямой ларингоскопии, используя для большей точности гортанное зеркало, градуированное в миллиметрах.

Бас — самый низкий мужской голос с диапазоном от F («фа» большой октавы) до f1 («фа» первой октавы). Он подразделяется на два подвида — низкий, или центральный бас (basso profundo) и высокий, или певучий бас (basso contante).

Basso profundo отличает густое, мощное звучание низких нот (очень низкие, так называемые басы-октависты особенно красиво звучат в хорах). Пример: партия «Кончака» в опере А. П. Бородина «Князь Игорь» в исполнении М. Д. Михайлова.

Basso contante более подвижен, у пего звучные верхние поты, яркий центральный участок диапазона. Примеры: партии Ивана Сусанина в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки, Гремина в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин», Бориса Годунова в одноименной опере М. П. Мусоргского; исполнители Ф. И. Шаляпин, М. О. Рейзен, А. П. Огнивцев, Е. Е. Нестеренко.

Баритон занимает среднее положение между басом и тенором, диапазон от А («ля» большой октавы) до а1 («ля» первой октавы). Подразделяется на драматический и лирический.

У драматического баритона наиболее звучны низкие тоны Примеры: партии князя Игоря в одноименной опере А. П. Бородина, Томского в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» с его известной песенкой «Если б милые девицы...» на стихи Г. Р. Державина «Шуточное желание», в которых нет ни одной буквы «р»; исполнители Титта Руффо, П. 3. Андреев, А. И. Батурин, А. П. Иванов.

Лирический баритон обладает более мягким тембром, верхние ноты у него звучнее низких. Примеры: партии Жермона в «Травиате» Дж. Верди, Евгения Онегина в одноименной опере П. И. Чайковского, Роберта в «Иоланте» П. И. Чайковского; исполнители: С. И. Мигай, П. М. Норцов, П. Г. Лисициан, А. Я. Пономаренко.

Тенор — высокий мужской голос, его диапазон составляет от о («до» малой октавы) до с-2 («до» второй октаны). Подразделяется на два основных подвида: драматический и лирический.

Драматический отличается горячим, ярким тембром, сильным звуком, особенно на верхних нотах, низкие звуки достаточно густые. Примеры: партии Отелло в одноименной опере Дж. Верди, Хозе в опере Ж. Визе «Кармен», Германа в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского, Садко в одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова; исполнители Энрико Карузо, И. В. Ершов, Н. К- Печковский, Марио дель Монако, В. А. Атлантов, Ю. М. Марусин.

Лирический тенор обладает мягким задушевным тембром, легкой подвижностью, на верхах красиво использует фальцет. Примеры: партии Альмавивы в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини, Ленского в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин», Дубровского в одноименной опере Э. Ф. Направника; исполнители Л. В. Собинов, Беньямино Джильи, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, Н.М. Гедда.

Иногда выделяют третий подвид — лирико-драматический тенор, который может исполнять партии лирического и драматического репертуара. Однако вряд ли оправдано такое выделение: ведь хороший певец-тенор обычно не замыкается в рамках узкого диапазона и определенного характера партий, он способен петь весь теноровый репертуар. Знаменитого итальянского драматического тенора Энрико Карузо называли певцом с тысячью голосов. Однажды — это было в 1918 г. в Филадельфии — он даже спел арию, предназначенную для... баса, заменив внезапно заболевшего во время представления оперы Дж. Пуччини «Богема» баса Антонио де Сегурола.

Вспоминаю замечательного ленинградского певца и великолепного актера — ученика К. С. Станиславского Николая Константиновича Печковского, которого слушал во многих операх. Он обладал очень красивым и выразительным драматическим тенором, но наряду с партиями драматического репертуара (Отелло, Хозе, Герман) блестяще исполнял и лирические — например, Ленского в «Евгении Онегине», Альфреда в «Травиате». В то же время Сергей Яковлевич Лемешев, один из самых лучших лирических теноров, пел партию Германа в «Пиковой даме» и даже снимался в этой роли в кино.

Женские певческие голоса подразделяются на три вида: контральто, меццо-сопрано, сопрано.

Контральто — самый низкий из женских голосов, его диапазон f («фа» малой октавы) — f2 («фа» второй актавы), тембр густой, плотный, на низких нотах напоминает мужской голос. Примеры: партии Вани в «Жизни за царя» М. И. Глинки, Кончаковны в «Князе Игоре» А. П. Бородина, Зибеля в «Фаусте» Ш. Гуно; исполнители: Мария Малибран, Н. А. Обухова, В. Н. Левко.

Меццо-сопрано занимает промежуточное положение между контральто и сопрано, диапазон от а («ля» малой октавы) до а2 («ля» второй октавы), характеризуется мягкими, глубокими, низкими нотами. Примеры: партии Кармен в «Кармен» Ж. Бизе, Амнерис в «Аиде» Дж. Верди, Любаши в «Царской невесте» Н. А. Рнмского-Корсакова; исполнители: Полина Виардо, М. П. Максакова, И. К. Архипоиа, Е. В. Образцова, И. П. Богачева.

Сопрано — самый высокий женский голос с диапазоном с1 («до» первой октавы) — с3 («до» третьей октавы). Его основные подвиды: драматическое, лирическое и колоратурное сопрано.

Драматическое сопрано отличается мощным звуком на всем диапазоне, особенно сильные верхние ноты; на низких нотах напоминает меццо-сопрано. Примеры: партии Аиды в «Аиде» Дж. Верди, Ярославны в «Князе Игоре» А. П. Бородина, Лизы в «Пиковой даме» П. И. Чайковского; исполнители Э. К. Павловская, Г. К. Держинская, Е. К- Катульская, Т. А. Милашкина.

Лирическое сопрано по силе уступает драматическому, но в звуке больше мягкости, теплоты, задушевности. Примеры: партии Татьяны в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского, Маргариты в «Фаусте» Ш. Гуно, Микаэлы в «Кармен» Ж. Бизе; исполнители А. В. Нежданова, Е. А. Степанова, Л. И. Масленникова.

Колоратурное сопрано — голос подвижный, гибкий, со свободными верхами, легко удаются украшения вокальной партии — виртуозные пассажи и мелизмы (трели, форшлаги, морденты, групетто). Примеры: партии Царицы Ночи в «Волшебной флейте» В. А. Моцарта, Людмилы в «Руслане и Людмиле» М. И. Глинки, Виолетты в «Травиате» Дж. Верди; исполнители Аделина Патти, Л. Я. Липковская, В. В. Барсова, И. И. Масленникова, Б. А. Руденко.

Рассмотрим некоторые особенности детского певческого голоса. Он подразделяется на низкий — альт и высокий — дискант.

Диапазон альта от а («ля» малой октавы) до е2 («ми» второй октавы), дисканта — от с1 («до» первой октавы) до g2 («соль» второй октавы). Детские певческие голоса отличаются мягкостью, «серебристостью» звучания, ограниченностью силы звука. До 7 лет имеет место фальцетное (головное) звукообразование, к 13 годам — и грудное. У мальчиков в 14—16 лет, а у девочек в 12—14 лет в связи с половым созреванием голос претерпевает мутацию, изменяются его высота, сила и тембр.


Во время мутации у мальчиков голос понижается на октаву, у девочек — на 2 тона. У девочек при первом появлении менструаций (menses) может наблюдаться «беспричинная» охриплость, кашель. Во время мутации не следует кричать громко и долго читать вслух. Занятия пением при спокойно протекающей мутации голоса допустимы, но с использованием ограниченного диапазона и непродолжительные по времени — до получаса в день. Если же мутация протекает неблагоприятно (с выраженной охриплостью, быстрой утомляемостью голоса, сокращением его диапазона), пение должно быть прекращено.

Лица вокальных и речевых профессий — певцы, драматические актеры, участники художественной самодеятельности, педагоги, лекторы должны соблюдать определенные правила гигиенического и санационного характера, обеспечивающие нормальное функционирование голосового аппарата. К первым относятся закаливание организма, физические упражнения, занятия спортом, укрепляющие органы дыхания, отказ от курения и употребления алкоголя, ограничение приема острой и соленой пищи. Нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности.

Следует избегать неумеренной речевой нагрузки, сильно утомляющей голос. Недопустимо пение в больном состоянии, а для женщин также во время менструаций. При пении в период menses нередко возникает охриплость, голосовые складки смыкаются недостаточно, возможны кровоизлияния в них. Что касается правил санационного характера, то особенно важны своевременные врачебные консультации по поводу затруднения носового дыхания и обеспечение его восстановления, элиминация очагов инфекции в полости рта, в области верхних дыхательных путей и уха.

Перехожу к рассмотрению заболеваний гортани. Прежде всего хочу охарактеризовать понятия «отек гортани» и «стеноз гортани».

Отек гортани является не самостоятельным заболеванием, а только одним из проявлений многих патологических процессов. Отек гортани бывает воспалительной и невоспалительной природы. Воспалительный отек гортани может сопровождать следующие патологические состояния: гортанную ангину, флегмонозный ларингит, абсцесс надгортанника, нагноительные процессы в глотке, боковом окологлоточном и заглоточном пространствах, в области шейного отдела позвоночника, корня языка и мягких тканей дна полости рта.

Одной из частых причин отека гортани являются травмы: огнестрельные, тупые, колющие, режущие, термические, химические, инородными телами. Травматический отек гортани может развиться в ответ на хирургическое вмешательство на гортани и шее, в результате продолжительной верхней трахеобронхосконии, вследствие длительной и травматичной интубации гортани, после лучевого лечения при заболеваниях органов шеи.

Невоспалительный отек гортани как проявление аллергии возникает при идиосинкразии к некоторым пищевым продуктам, лекарственным и косметическим средствам. Сюда же можно отнести ангионевротический отек Квинке, при котором отек гортани сочетается с отеком лица и шеи.

Отек гортани может развиться при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, сопровождающихся недостаточностью кровообращения II, III стадий; заболеваниях почек, циррозе печени, кахексии.

Отек гортани обычно развивается в тех участках, где имеется много рыхлой клетчатки в подслизистом слое, т. е. на язычной поверхности надгортанника, в черпалонадгортанных складках, на задней стенке входа в гортань, в нижнем этаже гортани (подголосовая полость). Отек гортани может сопровождаться выраженным нарушением дыхания.

Лечение при отеке гортани направлено на лечение основного заболевания, приведшем о к отеку, и включает дегидратационные, гипосенсибилизнрующие и седативные средства. Лечение всегда следует проводить в условиях стационара, так как при нарастании затруднения дыхания через гортань может потребоваться трахеостомия. При воспалительном отеке гортани необходимо произвести вскрытие абсцесса гортани или смежных с ней органов, назначить мощное противовоспалительное лечение.

Стеноз гортани — сужение просвета гортани, ведущее к затрудненному дыханию через нее. Это состояние, которое может сопровождать различные заболевания гортани.

По времени развития различают следующие формы стенозов.
1. Молниеносный стеноз — развивается в течение секунд, минут (например, при аспирации инородного тела).
2. Острый стеноз — развивается в течение нескольких часов, до суток (при гортанной ангине, ожогах, отеках).
3. Подострый стеноз — развивается в течение нескольких суток, до недели (например, при дифтерии гортани, травмах, инфекционных хопдроперихондритах гортани, внегортанных параличах обоих возвратных гортанных нервов).
4. Хронический стеноз — развивается в течение педель и дольше при опухолях и инфекционных гранулемах гортани, опухолях щитовидной железы и струме, сдавливающих гортань снаружи, приобретенных мембранах и кистах гортани.

Независимо от причины стеноза гортани клиническая картина его однотипна. Ведущим симптомом в ней является инспираторная одышка. Различают 4 стадии в течении стеноза гортани.

1-я стадия — компенсированного дыхания — характеризуете» углублением и урежением дыхания, уменьшением пауз между вдохом и выдохом, урежением пульса; инспираторная одышка появляется только при физической нагрузке.

2- я стадия — неполной компенсации дыхания — характеризуется тем, что для вдоха требуется усилие, появляется инспираторная одышка в покое, дыхание становится шумным, слышным на расстоянии, кожа бледная, больной ведет себя беспокойно, в акте дыхания принимает активное участие мускулатура грудной клетки, что проявляется втяжением во время вдоха яремной, надключичных и подключичных ямок, межреберных промежутков и эпигастрия.

3- я стадия — декомпенсации дыхания — состояние больного чрезвычайно тяжелое, дыхание частое, поверхностное, кожный покров бледно-синюшного цвета (вначале — акроцианоз, затем — распространенный цианоз), больной занимает вынужденное полусидячее положение с запрокинутой головой, гортань совершает максимальные экскурсии вниз при вдохе и вверх при выдохе, появляется потливость, пульс становится частым, наполнение его — слабым.

4- я стадия — терминальная — у больного наступает резкая усталость, безразличие, дыхание поверхностное, прерывистое (типа Чейна—Стокса), коло бледно-серого цвета, пульс частый, нитевидный, зрачки расширены, наступает потеря сознания, непроизвольное мочеиспускание, дефекация и смерть.

Выбор метода лечения определяется в первую очередь стадией стеноза, а во вторую — причиной, вызвавшей стеноз. При первых двух стадиях стеноза гортани лечение направлено на патологический процесс, вызвавший удушье, и включает удаление инородного тела, дегидратацию, применение гипосенсибилизирующих и седатинпых средств, отвлекающих процедур (горячие ножные ванны, горчичники на грудную клетку и икроножные мышцы). Эффективны ингаляции увлажненного кислорода, а также со щелочными, гипосенсибилизирующими и спазмолитическими средствами.

Необходимо произвести вскрытие абсцесса гортани или смежных с ней органов. При дифтерии гортани на первый план выступает введение противодифтерийной сыворотки. При 3-й и 4-й стадиях стеноза применяют хирургическое лечение — трахеостомию. В экстремальных ситуациях, когда нет времени делать типичную трахеостомию, производят копикотомию или крикоконикотомию. При остром ларинготрахеите у детей восстановление просвета гортани начинают с продленной интубации термопластическими трубками. Об этих вмешательствах — интубации и трахеостомии — вы услышите на следующей лекции, после рассмотрения ряда воспалительных заболеваний гортани.

И.Б. Солдатов
Похожие статьи
  • Острые неспецифические ларингиты

    Острый катаральный ларингит характеризуется острым воспалением слизистой оболочки, обусловленным инфицированием ее банальной микробиотой.

    Гортань
  • Хронические неспецифические ларингиты

    Под хроническими неспецифическими ларингитами подразумевают поверхностные диффузные неспецифические воспаления слизистой оболочки гортани с длительным течением и периодическими обострениями в виде катарального воспаления. В большинстве случаев хронические неспецифические ларингиты сочетаются с хрони...

    Гортань
  • Пороки развития гортани

    Эти пороки встречаются редко. Одни из них несовместимы с жизнью, например при агенезии или полной атрезии гортани. Другие не столь фатальны, однако некоторые из них могут вызывать тяжелые нарушения дыхания непосредственно после рождения ребенка. Эти пороки требуют немедленного хирургического вмешате...

    Гортань
  • Острый стеноз гортани

    Стеноз гортани — сужение просвета дыхательной щели, выраженное в той или иной степени. Причины как острого, так и хронического стеноза разнообразны: воспалительные заболевания гортани, приводящие к отеку подслизистой основы, аллергические заболевания (отек Квинке), отек вследствие укуса насе...

    Гортань
  • Грибковые (микотические) болезни гортани

    Часть из этих заболеваний может проявляться совместно с микозами гортани, и наоборот, микозы гортани могут явиться первичным очагом при инфицировании полости рта и глотки.

    Гортань
  • Химические ожоги гортани и пищевода

    Наибольшую опасность представляют собой ожоги гортани и пищевода. Примерно у одной трети таких больных одновременно наблюдается ожог желудка. Чаще всего повреждающими веществами являются крепкая уксусная или неорганические кислоты, аккумуляторная жидкость, каустическая сода, раствор аммиака, а в пос...

    Гортань
  • Острые инфекционные ларингиты

    Эти формы ларингита могут возникать первично или вторично как нисходящая инфекция из области носа и глотки, или как местное проявление общих инфекционных заболеваний. И в том и в другом случае поражение гортани может представлять угрозу для жизни больного, особенно для детей.

    Гортань
показать еще
 
Категории