Глаз функционирует не только как орган зрения, но и как «потребитель» световой энергии, необходимой для возбуждения нейрогуморальной активности гипоталамуса и гипофиза. Световые раздражения возбуждают не только зрительные центры, но и центры промежуточного мозга — его гипоталамо- и гипофизарный аппарат. Фотостимуляция является одним из основных факторов в развитии вегетативных функций. Благодаря воздействию света через глаз на гипофиз ряд эндокринных желез активнее продуцируют гормоны (гипофиз, надпочечники, щитовидная, половые и др.).
Доказана возможность развития ряда вегетативных симптомов и синдромов, с одной стороны, в связи с патологией исходного пункта ФЭС глаза, а с другой — вследствие поражения ее центрального отдела.
Фотоэнергетической является самым коротким из всех известных рефлекторных путей, связывающих центральный регуляторный аппарат вегетативной системы с внешней средой через воздействие лучистой энергии.
Более быстрая адаптация организма новорожденного к внешним условиям, его правильное развитие и рост в значительной степени зависят от безупречного функционирования ФЭС. Именно поэтому природа позаботилась о том, чтобы зрительный анализатор формировался очень быстро и был совершенным.
Рост и развитие глаза у ребенка в основном завершаются к 2—3 годам, а в последующие 15—20 лет происходит меньше изменений, чем за первые годы.
Различают определенные фазы, периоды, стадии и этапы формирования глаза, соответственно которым развиваются зрительные функции.
Фазы развития
Развитие глаза в экспериментах изучено достаточно хорошо.Первая фаза — индукция. На 1-й неделе после оплодотворения яйца выделяется группа клеток, которые индуцируются энергией веществ яйца, — гетерогенные индукторы.
С момента индукции эти клетки отличаются от исходных. В различные моменты развития яйцеклетки из них формируются разные структурные составные части. Гены определяют специфическую природу многих типов клеток и органов. Системы действия генов регулируются внутренними изменениями цитоплазмы. Из этих клеток позже возникает временный клеточный тип: нервная пластинка — первичный зачаток — закладка линзы и др.
Вторая фаза — дифференцировка и расчленение выделившегося исходного зачатка, возникновение новых клеточных форм.
Третья фаза — создание функционально-приспособительных структур органа зрения под влиянием внутриглазного давления.
От факторов внутренней и внешней среды, наследственной предрасположенности зависят сроки формирования первичных структур глаза, обратного их развития, усложнения и образования постоянных оболочек, мышц, сосудов и нервов.
Периоды развития
Закладка того или иного органа особенно чувствительна к различным повреждающим факторам в особые периоды развития, которые названы критическими [Светлов П. Г., 1960]. Если тератогенные факторы действуют на организм до критического периода или по прошествии его, то нормальное развитие органа зрения не нарушается.Выраженность и число аномалий возрастает с увеличением дозы тератогенного агента. В первый критический период (I— II месяцы) под действием тератогенных агентов гибнет большая часть зародышей. Однако если зародыши остались живыми, то дальнейшее развитие эмбриона и плода происходит нормально.
Во второй критический период под воздействием тератогенных агентов нередко происходят спонтанные аборты, а сохранившиеся плоды рождаются с аномалиями различных органов.
Результаты экспериментальных исследований и клинических наблюдений свидетельствуют о том, что нарушения в развитии глаза могут вызываться авитаминозом А (слепота), влиянием хлорида лития (циклопия, анофтальм) и роданида натрия (гидрофтальм), гипоксией (катаракта, недоразвитие), диагностической рентгенографией беременных (микрофтальм, катаракта, слепота), инфекционными болезнями, избыточным или длительным введением гипогликемических сульфаниламидов при сахарном диабете (аплазия зрительного нерва, слепота, катаракта) и т. д.
Однако изменения могут быть обусловлены не только воздействием внутриутробных, антенатальных вредных агентов, но и влиянием врожденно-наследственных факторов. Типы наследования многих признаков и болезней человека определены в настоящее время с большой степенью достоверности.
Стадии развития
К моменту рождения глаз имеет все оболочки в том случае, если эмбриогенез (табл. 3) протекал нормально. Глаз новорожденного существенно отличается по размерам, массе, гистологической структуре, физиологии и функциям от глаза взрослого.Таблица 3. Схема эмбриогенеза глаза
Возраст эмбриона, нед | Длина переднезадней оси глаза | Состояние глаза |
3 | 1,5-4,5 | Возникновение глазных ямок и переход их в глазные пузыри. Образование эктодермальной пластинки — зачатка линзы. Появление открытой ножки глазного пузыря |
4 | 4,5-7,5 | Образование глазного бокала, хрусталиковой ямки. Врастание артерии стекловидного тела в зародышевую щель глазного бокала. Дифференцировка сетчатки на два слоя вблизи заднего полюса. Образование примитивного писка зрительного нерва. |
5 | 7,5-12 | Образование хрусталикового пузырька — капсулы линзы, волокон и капсульного эпителия. Возникновение сосудистой сумки линзы, сосудистой сети хориодеи, примитивного нейроэпителия |
6 | 12-17 | Возникновение капсулозрачковой мембраны, собственных сосудов первичного стекловидного тела, мезодермального стекловидного тела, слоев ганглиозных клеток, мюллеровских опорных клеток глии. Формирование слоев роговицы |
7 | 17-24 | Возникновение зачатка век. Формирование передних и задних ресничных артерий. Вхождение нервных волокон от ганглиозных клеток в канал зрительного нерва. Развитие стромы радужки. Образование слезных канальцев в виде эпителиальных тяжей |
8 | 24-31 | Развитие склеры. Возникновение эмбрионального ядра хрусталика. Развитие частичного перекреста нервных волокон в хиазме. Появление зрительного тракта. Формирование орбитальной части слезной железы |
9 | 31-40 | Срастание краев век. Исчезновение собственных сосудов стекловидного тела. Появление вторичного стекловидного тела |
10 | 40-49 | Возникновение палочек и колбочек в виде нитевидных отростков |
11 | 49-59 | Образование глиозного отростка на диске зрительного нерва. Возникновение эктодермальной части радужки, ресничного тела |
12 | 59-70 | Формирование зародышевого ядра хрусталика с ламбдовидными швами. Конец эмбрионального периода развития |
Плод 4 мес | 70-110 | Образование сосудистого кольца зрительного нерва (цинново сосудистое кольцо). Возникновение влагалища глазного яблока (тенонова капсула). Формирование мышцы, поднимающей верхнее веко. Появление артерий сетчатки в зоне вокруг диска зрительного нерва |
5 » | 110-160 | Открытие слезных путей в носовую полость |
6 » | 160-200 | Формирование глиальных чехлов вокруг артерии стекловидного тела |
7 » | 200-240 | Исчезновение межзрачковой мембраны и облитерация артерии стекловидного тела. Разъединение сращенных век |
8 » | 240-250 | Развитие решетчатой пластинки зрительного нерва. Исчезновение задней сосудистой сумки линзы |
9 » | — | Развитие хиазмы и зрительного нерва. Исчезновение сосудов стекловидного тела |
Этапы развития
После рождения ребенка зрительный анализатор проходит определенные этапы развития, среди которых можно выделить пять:1) формирование области желтого пятна и центральной ямки сетчатки в течение первого полугодия жизни; из 10 слоев сетчатки «остаются в основном четыре — это зрительные клетки, их ядра и бесструктурные пограничные мембраны;
2) увеличение функциональной мобильности зрительных путей-и формирование их в течение первого полугодия жизни;
3) совершенствование зрительных клеточных элементов коры и корковых зрительных центров в течение первых 2 лет жизни;
4) формирование и укрепление связей зрительного анализатора с другими анализаторами в течение первых лет жизни;
5) морфологическое и функциональное развитие черепных нервов в первые (2—4) месяцы жизни.
Становление зрительных функций ребенка происходит соответственно этим пяти этапам развития.
Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В.
Опубликовал Константин Моканов