Для здоровья:

Пять элементов и человек в индийской медицине

875 0
Пять элементов и человек в индийской медицине
Аюрведа развивалась в медитирующих умах провидцев — истинных риши.

Тысячелетиям и их учения передавались устно от учителя к ученику, и позже эти учения стали предметом мелодичной санскритской поэзии.

Хотя многие из этих текстов были со временем утеряны, большая часть аюрведического знания сохранилась.

Эта мудрость, берущая начало в Космическом Сознании, была как учение воспринята сердцами риши. Они постигли, что сознание было энергией, проявленной в пяти основных принцилах или элементах: эфире (пространстве), воздухе, огне, воде и земле. В основе Аюрведы лежит эта концепция пяти элементов.

Человек как микрокосмос

Человек является микрокосмосом природы, и так же, как пять элементов находятся повсюду в материи, они существуют в каждом человеке. Например, эфир проявлен во рту, в носу, кишечно-желудочном тракте, дыхательных путях, животе, грудной клетке, капиллярах, лимфе, тканях и клетках.

Воздух в человеческом теле проявляется в многообразных движениях мышц, пульсации сердца, расширении и сокращении легких, в движениях стенок желудка и кишечного тракта.

Третий элемент — огонь, а температура тела, процесс пищеварения, мышление и способность видеть — все это функции огня. Весь матаболизм и ферментная система контролируется этим элементом.

Вода проявляется в секреции желудочного сока и слюнных желез, в слизистых оболочках, в плазме и протоплазме. Вода — жизненно важна для функционирования тканей, органов и различных систем тела. Например, обезвоживание организма в результате рвоты или поноса должно быть вылечено немедленно для спасения жизни пациента.

Земля — пятый и последний элемент, который присутствует в микрокосмосе. Жизнь становится возможна на данном уровне потому, что земля держит все живое и неживое на своей поверхности. Твердые структуры тела — кости, хрящи, ногти, мускулы, сухожилия, кожа и волосы — все произошло из земли.

Чувства

Эти пять элементов проявляются в функциях пяти чувств человека так же, как и в действии его физиологии.

Основные элементы — эфир, воздух, огонь, вода и земля — соответственно связаны со слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием.

Эфир связан с функцией слуха.

Воздух связан с чувством осязания, органом осязания является кожа. Органом, передающим чувство осязания, является рука.

Огонь, проявленный как свет, тепло и цвет, связан со зрением. Глаз, орган зрения, управляет ходьбой и таким образом связан с ногой. Глаза дают направление действия при ходьбе.

Вода связана с органом вкуса — без воды язык не может ощущать вкус. Язык тесно связан с функциями гениталий (пенис и клитор). В Аюрведе пенис или клитор считаются низшим языком, а язык во рту — высшим языком. Человек, контролирующий высший язык, естественно, контролирует и низший.

Земля связана с чувством обоняния. Нос, орган обоняния, функционально связан с действиями ануса, органа выделения. Эта связь проявляется у человека, имеющего запор или нечистую прямую кишку: у него дурное дыхание, его обоняние притуплено.
Аюрведа относится к телу человека и его чувствительным ощущениям как к проявлению космической энергии, выраженной в пяти основных элементах.

Древние риши постигли, что эти элементы берут начало из чистого Космического Сознания. Аюрведа стремится дать возможность каждой индивидуальности привести свое тело в совершенную и гармоничную связь с этим Сознанием.

Строение человека

Основные элементы — эфир, воздух, огонь, вода и земля — проявляются в человеческом теле как три фундаментальных принципа или признака, известных как тридоша. Из эфира и воздуха проявляется телесный воздух, называемый вата (по-санскритски — вата доша). Огонь вместе с водой проявляется в теле как принцип огня, именуемый пита. Земля с водой проявлены как вода тела, известная как капха.

Эти три элемента — вата, пита и капха — ответственны за вес биологические, психологические и патологофизические функции тела, ума сознания. Они действуют как основная составляющая часть тела и как защитный барьер, создавая нормальный психологический уровень организма. Когда эти элементы разбалансированы, они способствуют болезненным процессам.

Тридоша отвечает за естественные потребности и индивидуальные склонности к пище, за ее вкус, температуру и т.д. Тридоша ответственна за творение, поддержание и распад тканей тела, за удаление продуктов распада из тела, а также за псигхические проявления, включая эмоции страха, гнева и алчности, за высший уровень человеческих эмоций — понимание, сочувствие н любовь. Таким образом, тридоша — основа психосоматического существования человека.

Основная конституция каждого индивидуума определяется при зачатии. Во время оплодотворения мужская субстанция, сперматозоид, соединяется с женским элементом — яйцеклеткой. В момент этого соединения определяется строение индивидуума путем комбинаций и перестановок телесного воздуха, огня и воды, которые проявлены в телах родителей.


Согласно Аюрведе, существует семь типов конституции тела: вата, пита, капха, вата-пита, пита-вата, вата-капха и пита-капха. Среди этих семи типов есть множество тончайших вариантов, которые зависят от количественного содержания элементов вата-пита-капха и конституции тела.

Понимание тридоши

Согласно Аюрведе, первым условием самовыздоровления является понимание. Между тем, концепцию трех принципов и санскритские слова вата-пита-капха очень трудно пояснить западными понятиями.

Вата является принципом движения. То, что двигается, называется вата. Поэтому вата может быть переведено как «телесный воздух». Вата сформирована из двух элементов — эфира и воздуха.

Вата управляет дыханием, миганием глазных век, движением в мышцах и тканях, пульсацией сердца, всеми расширениями и сужениями, движениями цитоплазмы и клеточных мембран, движением одиночных импульсов нервных клеток.

Вата управляет такими чувствами и эмоциями, как страх, тревога, боль, трепет и спазмы. Толстая кишка, тазовая впадина, кости, кожа, уши и бедра — местоположение вата. Если в теле развивается избыток вата, он будет скапливаться в этих областях.

Пита в переводе огонь, хотя этот термин не означает буквально огонь. Огонь свечи или огонь пожара можно видеть, но телесная тепловая энергия пита-доша, проявленная как процесс обмена веществ, не может быть видима.

Пита управляет пищеварением, поглощением (всасыванием), растворением, питанием, обменом веществ, температурой тела, цветом кожи, блеском глаз, а также интеллектом и пониманием. Психологически пита пробуждает гнев, ненависть и зависть. Тонкая кишка, желудок, потовые железы, кровь, жир, глаза и кожа — это места пита. Пита формируется из огня и воды.

Kaпхa в переводе биологическая вода, этот элемент тела сформирован из двух элементов — земли и воды. Капха скрепляет элементы тела, поставляя материал для его физической структуры. Эта доша поддерживает сопротивляемость организма. Вода — основная составляющая в капха.

Эта телесная вода физиологически ответственная за биологическую крепость и прочность тканей тела. Капха смазывает сочленение суставов, увлажняет тела, помогает заживлению ран, заполняет пространство в теле, дает биологическую крепость, энергию для сердца и легких, поддерживает иммунитет.

Kaпxa присутствует в грудной клетке, горле, голове, полостях в носу, во рту, в желудке, сочленениях, протоплазме, плазме, жидких выделениях, таких как слизь. Психологическая капха отвечает за эмоции привязанности, алчности, долговременной зависти: она. выражена в стремлении к спокойствию, прощения и любви. Грудная клетка — местонахождение капха.

Равновесие тридоша необходимо для здоровья. Например, воздух — возбудитель телесного огня, но, для контроля над огнем необходима вода, иначе огонь в теле сожжет ткани.

Вата двигает капху и питу, ибо капха и пита сами неподвижны. Вея тридоша в целом руководит деятельностью обмена веществ: анаболизм (ассимиляция) — капха, катаболизм (диссимиляция) — вата и метаболизм (обмен) — пита. Когда вата выходит из равновесия, метаболизм будет нарушен, что приведет к излишку катаболизма, который является процессом порчи или разрушения в теле.

Когда анаболизм больше, чем катаболизм, возрастает норма роста и восстановления органов и тканей. Излишек пита нарушает метаболизм, при излишке капха возрастает уровень анаболизма (синтеза), а излишек вата создает распад, истощение (катаболизм).

В детстве преобладают анаболизм и элемент капха, т.к. это время интенсивного физического роста. Для зрелости наиболее характерны метаболизм и элементы пито, ибо на этой стадии тело стабильное и зрелое. В старости преобладают катаболизм и вата, ибо тело начинает разрушаться.

Определение индивидуальной конституции

Важно помнить, что не существует такой индивидуальной конституции, которая состояла бы только из любого одного элемента. Напротив, каждая личность является комбинацией всех трех элементов с преобладанием одного или двух.

Поэтому читателя необходимо предостеречь от излишне буквальных выводов о его (или ее) конституции, сделанных на основе этих основных описаний. Определение отдельного конституционного типа должно лишь помочь найти сведения о разных аспектов жизни, таких как диета, поддержание режима, способствующих хорошему здоровью.

Даласюк Р.И., Kaмpaт Л.П., Шевчук Т.Ф.
Похожие статьи
показать еще