Симптомы специфической трансформации интересов
Сравнительная оценка частотного распределения симптомов специфической трансформации интересов в структуре синдрома личностных изменений (симптомы своеобразного проведения досуга) во 2-й и в 3-й группах отражена в табл. 2.24.Видеосъемку процесса изготовления гашиша осуществляли 7 (35%) подростков 2-й группы и 12 (20%) подростков 3-й группы (статистические различия на уровне тенденций р >0,05 — <0,1). Фотографировали растения конопли, марихуану, гашиш 13 (65%) подростков 2-й группы, 31 (51,7%) подросток 3-й группы (р >0,05). Это отражает наличие интереса к конопле, а также служит способом приобретения своеобразного авторитета среди ее потребителей.
Подростки с сочетанной зависимостью (27 человек, или 45%) достоверно реже (р <0,001) по сравнению с подростками с гашишной наркоманией (16 человек, или 80%) осуществляли просмотр видеоклипов, художественных фильмов с тематикой, касающейся конопли.
Статистически значимые различия установлены также при сравнительном анализе частотного распределения следующих симптомов. Чтение книг, в которых описывается действие конопли, наблюдалось у 14 (23,3%) человек из 3-й группы и 12 (60%) человек 2-й группы (р <0,001).
Достоверно реже (р <0,001) подростки с сочетанной зависимостью (16 человек, или 26,7%), чем подростки 2-й группы (9 человек, или 70%), прослушивали «сказки» Д. Гайдука. Также достоверно реже (р <0,05) при сочетанной зависимости (19 случаев, или 31,7%) обсуждалась информация о творчестве музыкантов, употребляющих коноплю, по сравнению с подростками с гашишной наркоманией (12 случаев, или 60%).
Писали музыку к стихам о конопле 6(10%) подростков с сочетанной зависимостью и 3 (15%) подростка с гашишной наркоманией (р <0,001). Приведенные данные свидетельствуют о том, что у подростков с сочетанной зависимостью сохраняются симптомы своеобразного проведения досуга, связанные с коноплей.
Статистические различия указывают на то, что при сочетанной зависимости интерес к этим способам проведения досуга снижается. Это можно объяснить сужением сферы интересов у подростков с сочетанной зависимостью, необходимостью поиска способов удовлетворения патологического влечения не только к конопле, но и к пиву.
Симптом |
Группа | ||||
2-я (n=20) |
3-я (n=60) |
ф | |||
Абс. |
% |
Абс. |
% | ||
Видеосъемка изготовления препаратов конопли |
7 |
35 |
12 |
20 |
1,31# |
Фотографирование растений конопли, марихуаны, гашиша |
13 |
65 |
31 |
51,7 |
1,05 |
Просмотр видеоклипов, художественных фильмов с тематикой, касающейся конопли |
16 |
80 |
27 |
45 |
2,88*** |
Поиск и просмотр мультфильмов, созданных на основе анекдотов о конопле |
6 |
30 |
12 |
20 |
0,90 |
Дублирование эпизодов мультфильмов и видеофильмов с использованием информации о конопле |
3 |
15 |
3 |
5 |
1,33# |
Чтение литературных произведений с описанием действия конопли |
12 |
60 |
14 |
23,3 |
2,96*** |
Прослушивание «сказок» Д. Гайдука |
9 |
70 |
16 |
26,7 |
3,47*** |
Покупка, прослушивание музыкальных дисков с песнями о конопле и ее действии |
9 |
45 |
17 |
28,3 |
1,35# |
Обсуждение информации о творчестве музыкантов, употребляющих коноплю |
12 |
60 |
19 |
31,7 |
2,23* |
Посещение концертов музыкантов, не скрывающих фактов приема конопли |
5 |
25 |
14 |
23,3 |
0,15 |
Написание музыки к стихам о конопле |
3 |
15 |
6 |
10 |
4,46*** |
Примечание. *р <0,05; ***р <0,001 — значимые статистические различия; # р >0,05 — <0,1 различия на уровне статистической тенденции.
С целью «купирования» эмоционального напряжения при невозможности употребления конопли подростки покупали и прослушивали диски с песнями о конопле: 17 (28,3%) человек в 3-й группе и 9 (45%) человек во 2-й (р >0,05 - <0,1); посещали концерты музыкантов, не скрывающих фактов приема конопли 14 (23,3%) человек в 3-й группе и 5 (25%) человек — во 2-й группе (р >0,05). Искали и смотрели мультфильмы, созданные на основе анекдотов о конопле, 12 (20%) подростков с сочетанной зависимостью и 6 (30%) подростков с гашишной наркоманией (р >0,05).
Личностные изменения подростков с сочетанной зависимостью
Личностные изменения у подростков с пивным алкоголизмом, осложненным гашишной наркоманией, имеют сложную структуру, которая включает в себя характерологические нарушения, неспецифические симптомы, отражающие отношение к болезни и лечению, комплекс специфических симптомов, характеризующих трансформацию интересов, расстройства социальной адаптации.У подростков в динамике заболевания пивным алкоголизмом, осложненным гашишной наркоманией, наблюдается нарастание симптомов расстройства социальной адаптации, проявляющихся в учебной деятельности, семейных отношениях, утрате увлечений.
Установлены симптомы дезадаптации, типичные для этапа пивного алкоголизма: нарушение дисциплины, провоцирование конфликтов с педагогами, пропуски занятий в учебном заведении, в кружках и секциях. На этапе сочетанной зависимости отмечается дальнейшее усугубление расстройств социальной адаптации: прекращение обучения, конфликты с членами семьи, уходы из дома, постепенная утрата навыков ухода за внешностью и др.
Специфические характерологические нарушения на этапе сочетанной зависимости — одновременное присутствие в клинике акцентуаций неустойчивого, истероидного, лабильного и эпилептоидного типов. Симптомы, отражающие отношение подростков с сочетанной зависимостью к оказанию специализированной наркологической помощи, проявляются уклонением от медицинской помощи, демонстрацией скептического отношения к ней, враждебным отношением к медицинским работникам наркологических учреждений, прерыванием лечения.
Комплекс симптомов специфической трансформации интересов, связанных с употреблением конопли, описанных на этапе сочетанной зависимости, характеризуется симптомами коллекционирования, поиска новой информации о конопле и своеобразного проведения досуга. Симптомы специфической трансформации интересов позволяют снизить эмоциональное напряжение при невозможности у подростков с пивным алкоголизмом, осложненным гашишной наркоманией.
Симптомы, отражающие специфическую трансформацию интересов, легко выявляемые. Их могут использовать медицинские работники, члены семьи и представители субъектов профилактики при диагностике гашишной наркомании и пивного алкоголизма, осложненного гашишной наркоманией, на этапах пробного употребления конопли и сочетанной зависимости от пива и конопли.
Симптомы социальной дезадаптации проявлялись в значимых сферах деятельности подростков (учебный процесс, хобби, общение в семье). Сравнительная оценка частотного распределения неспецифических симптомов социальной дезадаптации в структуре личностных изменений в 1-й и 3-й группах представлена в табл. 2.25.
Симптом |
Группа | ||||
1-я (n=60) |
3-я (n=60) |
ф | |||
Абс. |
% |
Абс |
% | ||
Нарушение дисциплины в учебном заведении |
56 |
93,3 |
40 |
66,7 |
3,87*** |
Провоцирование конфликтов с педагогами |
56 |
93,3 |
48 |
80 |
2,21* |
Пропуски занятий в учебном заведении |
56 |
93,3 |
48 |
80 |
2,21* |
Уходы с занятий |
35 |
58,3 |
37 |
61,7 |
-0,38 |
Инициирование перевода в вечернюю школу |
12 |
20 |
17 |
28,3 |
-1,07 |
Прекращение обучения |
11 |
18,3 |
24 |
40 |
-2,66** |
Пропуски занятий в кружках и секциях |
14 |
23,3 |
2 |
3,3 |
3,52*** |
Прекращение занятий в кружках и секциях |
32 |
53,3 |
38 |
63,3 |
-1,11 |
Провоцирование конфликтов с членами семьи |
58 |
96,7 |
60 |
100 |
-2,00* |
Уходы из дома |
7 |
11,7 |
18 |
30 |
-2,53** |
Неряшливость |
8 |
13,3 |
18 |
30 |
-2,26* |
Утрата навыков ухода за внешностью |
10 |
16,7 |
26 |
43,3 |
-3,25*** |
Безразличие к мнению окружающих о себе |
28 |
46,7 |
52 |
86,7 |
-4,87*** |
Привлечение к административной ответственности в связи с приемом пива | 50 | 83,3 | 60 | 100 | -4,61*** |
Постановка на профучет вправоохранительных органах | 58 | 96,7 | 60 | 100 | -2,00* |
Примечание. * р <0,05; **р <0,01; ***р <0,001 — значимые статистические различия.
Среди симптомов социальной дезадаптации выделена группа симптомов, отражающих нарушение учебной деятельности. Нарушение дисциплины в учебном заведении выявлено у 56 (93,3%) подростков 1-й группы и 40 (66,7%) подростков 3-й группы (р <0,001).
Это позволяет сделать вывод о том, что на этапе формирования пивного алкоголизма у подростков проявлялись трудности адаптации к требованиям дисциплины. Достоверные различия между 1-й и 3-й группой свидетельствуют о том, что в 3-й группе к моменту обследования сократилось число обучающихся в связи с тем, что они из-за тяжести состояния не справлялись с усвоением учебной программы и прекращали обучение.
Подростки с сочетанной зависимостью (24 человека, или 40%) прекращали обучение достоверно чаще (р <0,01) по сравнению с подростками с пивным алкоголизмом (11 человек, или 18,3%). Прекращение обучения у подростков 3-й группы было связано с нарастанием тяжести симптоматики сочетанной зависимости, резким снижением познавательной мотивации.
Для этапа формирования пивного алкоголизма были характерны начальные проявления дезадаптации в учебном заведении в виде провоцирования конфликтов с педагогами и пропусков занятий. Конфликтные отношения, трудности адаптации к дисциплине обусловили пропуски занятий, которые были установлены у 56 (93,3%) подростково пивным алкоголизмом (1-я группа) и 48 (80%) подростков с сочетанной зависимостью (3-я группа).
Эти симптомы статистически значимо чаще (р <0,01) выявлены у подростков с пивным алкоголизмом, что позволяет использовать их для диагностики начальных проявлений учебной дезадаптации на данном этапе развития сочетанной зависимости. Изменение интересов, снижение познавательной мотивации приводили без достаточных для этого оснований к уходам с занятий, переводу на вечернюю форму обучения в школе.
Уходы с занятий были зафиксированы у 35 (58,3%) человек 1-й группы и 37 (61,7%) человек 3-й группы, инициирование перевода на вечернюю форму обучения у 12 (20%) подростков 1-й группы и 17 (28,3%) подростков 3-й группы. Значимых различий при анализе частотного распределения обоих симптомов не установлено, что отражает их неспецифичность.
Пропуски занятий в кружках и секциях зафиксированы у 14 (23,3%) подростков 1-й группы, что статистически значимо чаще (р <0,001) по сравнению с проявлением данного симптома в 3-й группе (2 подростка, или 3,3%). Указанный факт связан с тем, что подростки с сочетанной зависимостью крайне редко посещают какие-либо кружки и секции, прекращая это еще на этапе развития пивного алкоголизма.
Результаты анализа показали, что подростки с сочетанной зависимостью (60 человек, или 100%) достоверно чаще (р <0,05) провоцировали конфликты с членами семьи по сравнению с подростками с пивным алкоголизмом (58 человек, или 96,7%).
Это следствие нарастания эмоционально-волевых нарушений, высокой интенсивности патологического влечения и поиска способов его удовлетворения (требование денег у родственников, кражи денег и драгоценностей из дома, продажа бытовой техники, вынесенной из дома). Уходы из дома, связанные с последствиями конфликтов с членами семьи, отмечены у 7 (11,7%) подростков 1-й группы и 18 (30%) подростков 3-й группы.
Большая частота анализируемого симптома (р <0,01) у подростков с сочетанной зависимостью отражает нарастающие эмоционально-волевые нарушения и высокую интенсивность патологического влечения к ПАВ, которые подтверждаются большей частотой (р <0,001) проявлений безразличия подростков с сочетанной зависимостью к мнению окружающих о себе по сравнению с подростками с пивным алкоголизмом.
Данный симптом выявлен у 52 (86,7%) человек в 3-й группе и у 28 (46,7%) человек в 1-й группе. Значимые проявления социальной дезадаптации — задержания подростков сотрудниками милиции и привлечение к административной ответственности в связи с употреблением пива. К моменту обследования 50 (83,3%) подростков из 1-й группы были задержаны при распитии пива или в алкогольном опьянении и привлечены к административной ответственности. В 3-й группе эта мера применялась ко всем 60 (100%) подросткам.
Установленные статистически значимые различия частоты встречаемости данного симптома (р <0,001) подтверждают высокую интенсивность влечения к приему пива у подростков с сочетанной зависимостью (3-я группа), а также утрату ими опасения быть задержанными при совершении правонарушения.
К моменту обследования 58 (96,7%) подростков 1-й группы и 60 (100%) подростков 3-й группы уже состояли на профилактическом учете в инспекции по делам несовершеннолетних (различия статистически значимы — р <0,05).
Несмотря на пребывание на профилактическом учете в органах внутренних дел, подростки 3-й группы продолжали совершать правонарушения, что указывает на формирование криминальной направленности личности при сочетанной зависимости. Полученные результаты требуют активизации профилактической работы, проводимой представителями организаций — субъектов профилактики с подростками с пивным алкоголизмом и сочетанной зависимостью.
Личностные изменения подростков с сочетанной зависимостью отражались и в большей криминальной активности, преобладании среди преступлений насильственных. Среди обследованных в 3-й группе кражи совершили 14 (23%) человек, грабежи — 16 (26%) человек, разбойные нападения — 2 (3%) человека, 2 (3%) человека совершили убийство, 2 (3%) несовершеннолетних — акты вандализма, 2 (3%) были подозреваемыми в совершении изнасилования и нанесении тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего; 8 (13%) привлекались в связи со сбытом наркотиков, 2 (3%) — в связи с контрабандой сильнодействующих веществ, 1 (1,6%) — в связи с выращиванием конопли.
Погосов А.В., Аносова Е.В.
Опубликовал Константин Моканов