Новости по темам: Медицина

Новости из медицинских лабораторий США и Европы - 22.10.2013

Администратор 22 Октября в 8:09 1715 0

Новости из медицинских лабораторий США и Европы - 22.10.2013

Новый метод раннего выявления тромбов

Простой анализ мочи однажды сможет выявлять тромб у пациента еще до того, как он заблокирует важные кровеносные сосуды и приведет к непоправимым последствиям. Об этой технологии рассказали изданию ACS Nano сотрудники Массачусетского технологического института.

Доктор Сангита Бхатья и ее коллеги из MIT уже не первый раз появляются на страницах научных изданий – ранее они успешно продемонстрировали, как инъекционные наночастицы могут использоваться для ранней диагностики колоректального рака. Теперь они применили аналогичный подход для раннего выявления тромбов.

Новая технология заключается во введении наночастиц оксида железа, покрытых пептидами. После инъекции наночастицы циркулируют по кровеносному руслу, сталкиваясь с тромбином, который вовлечен в процесс образования тромбов. Тромбин реагирует с пептидным покрытием наночастиц, в результате чего высвобождаются молекулы, которые можно обнаружить в моче пациента.

Пока ученые вводили наночастицы только мышам с легочной тромбоэмболией. Эксперименты подтвердили, что у мышей с тромбами уровень фрагментов тромбина в моче отличался от показателей здоровых животных.

«Наши результаты демонстрируют, что синтетические биомаркеры могут быть использованы для выявления сердечно-сосудистых заболеваний, и существенно расширяют возможности ранней диагностики», - написали ученые.

Найден способ снизить токсичность цетуксимаба

Противораковый препарат цетуксимаб (Erbitux) эффективен при метастатическом раке кишечника, головы и шеи, но он вызывает серьезное поражение кожи, вплоть до некроза. Этот побочный эффект связан с тем, что антитела связывают рецепторы эпидермального фактора роста (EGFR) и в опухоли, и в здоровых тканях. Теперь группа ученых во главе с доктором Генри Лоуманом из CytomX Therapeutics (Калифорния) нашла способ избавиться от этого эффекта.

В Science Translational Medicine исследователи сообщили, что связывание антител с пептидом превращает их в «пролекарство», которое активируется только при контакте с протеазами, интенсивно выделяемыми клетками рака. Таким образом, цетуксимаб будет освобождаться от пептида и работать именно там, где это нужно.

Новый подход был опробован на мышах с человеческими клетками рака. У грызунов без рака «проантитела» действительно оставались неактивными, а попав в опухоль, они работали подобно оригинальному лекарству. В опытах на обезьянах новая форма препарата не вызывала кожных поражений, в то время как у группы контроля, получавшей оригинальный цетуксимаб, наблюдались характерные побочные эффекты.

Результаты исследования показывают, что цетуксимаб в новой форме будет иметь намного меньшую токсичность и даст возможность лечить этим препаратом пациентов, которые раньше отказывались от терапии из-за тяжелых кожных реакций. Доктор Лоуман говорит, что такой подход поможет снизить токсичность многих других биологических препаратов.

Коктейль из антител против вируса Эбола

Комбинация антител с альфа-интерфероном способна остановить смертельный вирус Эбола, даже если ввести препарат через несколько дней после заражения. Таковы результаты исследований на приматах, проведенных учеными Национальной микробиологической лаборатории в Виннипеге (Канада).

Моноклональные антитела против трех вирусных мишеней в сочетании с интерфероном, введенные через 3 дня после инфицирования вирусом Эбола, приводят к 75% защите от болезни у одного вида обезьян и 100% защите у другого вида.

Если коктейль вводится через 4 дня после инфицирования в виде однократной инъекции, 50% особей выживает. Для сравнения, в группе контроля (без лечения) от геморрагической лихорадки погибает 100% обезьян. О результатах экспериментов в издании Science Translational Medicine подробно рассказал доктор Гэри Кобингер.

На сегодняшний день лечение с помощью моноклональных антител, которое до сих пор является экспериментальным, считается лучшим шансом для пациентов с вирусом Эбола, подвергшихся случайному заражению. Кроме него западная медицина не предлагает ничего лучшего – только поддерживающую терапию.

Тайна равновесия кишечной микрофлоры

Употребление фруктов лабораторными мышами позволило ученым отследить энзим, который отвечает за поддержание равновесия здоровой микрофлоры кишечника. Это открытие может привести к созданию принципиально новых методов лечения воспалительных заболеваний кишечника и других патологий, связанных с дисбалансом микрофлоры.

В исследованиях применялись две животные модели, которые показали, что выработка активных форм кислорода энзимами группы NAPDH у млекопитающих «обеспечивает гомеостатический симбиоз с их кишечной микрофлорой». Колонизация кишечника бактериями рода Lactobacillus приводит к продукции активных форм кислорода, способствующих развитию стволовых клеток в кишечнике.

В другой модели, кишечнике грызунов без бактерий, продукция активных форм кислорода отсутствует, что ассоциируется с подавлением роста эпителиальных клеток.

«В нашем исследовании было доказано, что Lactobacilli могут стимулировать выработку активных форм кислорода, оказывающих регулирующее воздействие на стволовые клетки кишечника, включая активацию и пролиферацию этих клеток», - сообщил в журнале The EMBO Journal автор исследования, доктор Эндрю Нейш из Университета Эмори в Атланте (США).

Результаты позволяют предположить, что окислительно-восстановительные процессы могут служить специфическими индикаторами, которые «играют роль в идентификации бактерий с пробиотическим потенциалом».

Нейроны, отвечающие за хронический зуд

Укус москита активирует специфические нервные клетки, но при хроническом зуде болевые нейроны подключаются к процессу и повышают интенсивность зуда. Это было доказано сотрудниками Школы медицины Университета Вашингтона (Сент-Луис, США) в экспериментах на мышах.

Ген и протеин BRAF вовлечены в ответ организма на боль, но в животной модели, когда ученые активировали BRAF, мыши скорее начинали чесаться, чем испытывали боль. Об этом открытии рассказал в The Journal of Clinical Investigation директор Центра изучения зуда доктор Чу-Фенг Чен.

Кроме того, исследователи выяснили, что протеин BRAF может активировать многие гены, связанные с зудом при таких состояниях, как сухость кожи или аллергический контактный дерматит. Уже эти два состояния отвечают за значительный процент случаев интенсивного кожного зуда у пациентов.

Открытие, по мнению ученых, позволит разработать новые способы лечения хронического зуда.