Диагностика поражения сердца, индуцированного лекарствами

21 Декабря в 12:37 492 0


Анамнез 

В подтверждении лекарственной природы поражения сердца решающее значение имеет знакомство с анамнезом и предыдущей медицинской документацией. Следует иметь в виду, что пациенты могут целенаправленно скрывать факт употребления кокаина и других наркотических веществ. 

Физикальное исследование 

Результаты физикального обследования аналогичны выполняемому у больных ХСН, ИБС, нарушениями сердечного ритма. У пациентов, использующих ингаляторные формы кокаина, часто регистрируют выраженный атрофический ринит вплоть до перфорации носовой перегородки. Всем больным с предполагаемым лекарственным поражением миокарда следует проводить тест с 6-минутной ходьбой, в том числе повторный. 

Лабораторные исследования 

Лабораторные методы обследования пациентов с предполагаемым лекарственным поражением сердца включают: 
  • общий анализ крови (возможны анемия, лейкопения, эозинофилия, увеличение СОЭ); 
  • биохимический анализ крови: увеличение активности γ-глутамил транепептидазы, щелочной фосфатазы, рост сывороточного уровня билирубина могут отражать лекарственный гепатит, при котором также обнаруживают увеличение активности печёночных трансаминаз в сыворотке крови; лекарственные нефропатии, в том числе острые, могут сопровождаться подъёмом сывороточной концентрации креатинина и гиперкалиемией; некроз миокарда и/или поперечно-полосатых мышц проявляется увеличением активности КФК в сыворотке крови;
  • иммунологические показатели крови (возможно увеличение сывороточного содержании С-реактивного белка);
  • определение сывороточного уровня тропонинов Т или I (при подозрении на острый коронарный синдром/ИМ, индуцированные лекарствами, например кокаином); 
  • плазменный уровень BNP (при ХСН, индуцированной лекарственными препаратами, например, кокаином, повышение этого показателя может опережать изменения на ЭхоКГ). 
Определение концентрации в крови лекарственных препаратов и их метаболитов, как правило, нецелесообразно. 

Инструментальные исследования 

Подтверждение лекарственного поражения сердца обязательно требует применения инструментальных методов обследования:
  • ЭКГ в покое (выявляет удлинение интервала Q-T, констатируемое при величине его >440 мс, признаки ишемии миокарда, нарушения внутрисердечной проводимости и сердечной аритмии); 
  • 24-часовое холтеровское мониторирование показателей ЭКГ (при наличии клинических указаний на индуцированные лекарствами нарушения сердечного ритма необходимо и тогда, когда изменений на ЭКГ покоя не зарегистрировано); 
  • ЭхоКГ (профилактически её необходимо выполнять всем пациентам, получающим химиотерапевтические агенты, не менее 1 раза в 3-6 мес). 

Дифференциальная диагностика 

Дифференциальную диагностику лекарственных поражений сердца проводят с ИБС, ХСН другого происхождения (например, как следствие эссенциальной АГ). Индуцированный лекарствами синдром удлинения Q-T дифференцируют с врождёнными вариантами его. Следует иметь в виду, что все лекарственные препараты могут провоцировать клинические проявления ранее не диагностированных ИБС и ХСН, а индуцированное ими удлинение Q-Т и нарушения сердечного ритма особенно часто возникают на фоне соответствующей наследственной предрасположенности. 

Показания к консультации других специалистов 

Обследование пациентов с предполагаемым лекарственным поражением сердца осуществляют специалисты-кардиологи; признаки лекарственного поражения почек могут потребовать консультации нефролога. 

Пример формулировки диагноза 

Дилатационная кардиомиопатия, обусловленная приёмом доксорубицина (суммарно в течение 1 года); хроническая сердечная недостаточность II-III ФК, IIa стадии.


Мухин Н.А., Фомин В.В., Моисеев С.В.
Поражение сердца, индуцированное лекарствами
Похожие статьи
показать еще
 
Сердечно-сосудистая хирургия