Механизмы воздействия в восстановительной медицине. Психологические тесты

30 Ноября в 9:37 233 0


Психологические тесты

Психологическое тестирование позволяет наиболее объективно оценить психическое состояние индивидуума.

Выполнение подобных обследований, обработка и оценка результатов требует серьезной профессиональной подготовки.

В отличие от традиционного анкетирования здесь не ставится цель получения ответов по существу задаваемых вопросов. Анализу подвергаются типы ответов, имеющих достоверную взаимосвязь с параметрами психологического статуса.

Кроме того, разработаны методики, позволяющие обнаружить неискренние ответы, определить их причины и внести соответствующие поправки при определении конечного результата.

Группы тестов

В зависимости от поставленных задач применяются три группы тестов: для изучения структуры личности, оценивающие текущие изменения психологического статуса и дающие его интегральную оценку.

Недостатком этого вида обследования является его трудоемкость, приводящая к быстрому утомлению пациентов. Для больных, проходящих стационарное лечение, разрабатываются укороченные варианты тестов, содержащие не более 70 вопросов.

Вмешательства в психологическое состояние, проводимые в рамках восстановительной медицины, включают психопрофилактику, психокоррекцию, психотерапию, психофармакотерапию.

Психопрофилактика направлена на устранение или сведение к минимуму факторов, оказывающих негативные влияния на психологический статус.

При тяжелых соматических заболеваниях наряду с преморбидными особенностями личности, выяснение которых способствует прогнозированию вероятности развития определенных отклонений, на эмоциональный фон и развитие психических нарушений влияет характер отношений с медицинским персоналом, родственниками, а также другими больными.

Большое влияние на состояние пациентов оказывает информация о заболевании, которая должна быть своевременной и достоверной. В первые сутки после возникновения острого процесса не следует сообщать больному о неблагоприятных медицинских и социальных прогнозах, которые могут не подтвердиться при правильном лечении.

В последующем отсутствие информации провоцирует различные невротические изменения. Об имеющихся нарушениях нужно сообщать в контексте рекомендаций, касающихся собственных действий больного по предотвращению прогрессирования патологического процесса, возникновений осложнений.

Всегда должен делаться акцент на обратимости последствий заболевания или возможности приспособления к ним с минимальным ущербом, но при условиях активного участия пациента в реабилитационном процессе и выполнений назначений.

Негативное влияние оказывает информация, полученная от людей, не имеющих отношения к медицине, которая часто не соответствует действительности, вызывает пессимистический настрой.

Довольно неблагоприятно влияют на эмоциональную сферу людей с первичным эпизодом болезни пациенты, поступающие по поводу рецидива того же заболевания. В условиях стационара их желательно разделять.

Отрицательно сказываются на психологическом состоянии длительный постельный режим и неоправданное ограничение физической активности. Занятия ЛФК, дозированные нагрузки, занятия на велотренажерах не только предупреждают многие соматические осложнения, но и дают основания для веры в успех восстановительного лечения в связи с ощущением его результатов.

Позитивный эффект оказывают родные и близкие люди, их внимание и поддержка. Но иногда сильные переживания, связанные с болезнью родственника, нарушают их собственное психологическое состояние вплоть до развития невротических реакций.

В подобных ситуациях, когда волнения близких людей передаются пациенту, требуется временное ограничение встреч в остром периоде. Кроме того, при некоторых заболеваниях, например, при остром инфаркте миокарда, сильные положительные эмоции, обусловленные общением с родственниками, также провоцируют ухудшения состояния.



Изложенные принципы используются и в рамках психокоррекции, проводимой врачами всех специальностей при наличии незначительных, обратимых психических отклонений.

Психопрофилактика и психокоррекция предусматривают проведение группового психологического воздействия в виде школы для больных и их родственников.

Занятия с пациентами, имеющими одинаковые заболевания, сходное течение способствуют не только получению информации об их состоянии, ознакомлению с программой восстановительного лечения, обучению навыкам корректного поведения в ситуациях, связанных с возможными последствиями болезни, но и взаимной поддержке, психотерапевтическому взаимовлиянию.

Проведение специальных психотерапевтических мероприятий

Наличие выраженных психических отклонений требует проведения специальных психотерапевтических мероприятий: аутогенных тренировок и психофармакотерапии. Позитивному настрою и устранению начальных проявлений психических изменений способствует проводимая в рамках психотерапевтических вмешательств трудотерапия.

Аутогенные тренировки заключаются в самопроизвольном создании состояния физического и психологического покоя с помощью специальных упражнений, способствующих ощущению комфорта: «расслабления», «дыхания», «легкости», «тепла», «свободы в груди».

Наряду с занятиями, проводимыми психологом, ряд упражнений пациент выполняет самостоятельно не менее трех раз в день. Таким образом, в ЦНС формируется доминанта спокойствия, уверенности, подавляющая патологические доминанты и создающая условия для оптимизации регуляции физиологических функций.

Развитие выраженных невротических реакций, а также неврозов, патологических изменений личности требует применения психотропных средств, оказывающих седативный и транквилизирующий эффекты.

В зависимости от клинической симптоматики, степени ее выраженности используют комбинации транквилизаторов бензодиазепинового ряда: феназепама, диазепама, нитразепама; нейролептиков фенотиазидового ряда: тизерцина, сонапакса, неулептила, трифтазина и антидепрессантов.

При отсутствии психозов лечение начинают с малых доз, которые увеличивают до среднетерапевтических в течение 5-7 дней.

При фобическом синдроме рекомендуется применение феназепама по 0,5 мг 2-3 раза в день или диазепама (седуксена) по 2,5-5 мг 3-4 раза в день в сочетании с трифтазином по 1 мг 2-3 раза в день.

Наличие ипохондрического синдрома предполагает назначение феназепама или диазепама в комбинациях с нитразепамом по 2,5-5 мг за 1 час до сна или тизерцином по 6 мг перед сном.

Развитие депрессивного синдрома требует увеличения дозы нитразепама до 5-10 мг перед сном в сочетании с азафеном по 25 мг 3-4 раза в день, седуксеном или сонапаксом по 10 мг 3-4 раза в день. В трудно поддающихся терапии случаях добавляют амитриптилин в суточной дозе 25-50 мг.

Курс лечения транквилизаторами составляет 2-4 недели, нейролептиками — 3-6 недель, антидепрессантами — 6-10 недель. Период постепенного снижения доз при завершении психофармакотерапии должен составлять не менее 3-4 недель.

В.Г. Лейзерман, О.В. Бугровой, С.И. Красикова
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация