Значение обоняния для летчика

12 Июня в 10:42 674 0


По А. А. Ушакову, во время полетов количество запахов, с которыми приходится иметь дело, ограничено: запах бензина, масла, лаков, одежды, гари, отработанных газов, горящего масла, бензина, каучука. Определение обонянием этих запахов является сигналом для летчика, предупреждающим о неправильной работе механизмов, Поэтому известная степень остроты обоняния необходима для летной работы, так как только очень опытные летчики, имеющие большой летный стаж, способны быстро обнаруживать перебои в действии механизмов без помощи обоняния. Очень тонкой чувствительности к запахам не требуется; для кандидатов достаточна средняя ее острота (например, способность определять запах валерианы или равносильные ей запахи); для состоящих уже на службе допускается индивидуальная оценка в зависимости от летной характеристики и состояния здоровья по другим статьям. 

Что касается обратной зависимости — влияния летной службы на обонятельную функцию, то, по А. А. Ушакову, стаж летчиков отражается на остроте обоняния, причем у половины летчиков со стажем более 10 лет гипосмия может достигать заметной степени (потеря остроты от 50 до 80%). Такое угнетение функции зависит от температурных факторов, высыхания слизистой оболочки носа, особенно у высотников, химических раздражителей (отработанные газы, формальдегид, уксуснокислый эфир и др.), а также от звуковых и вестибулярных раздражителей. Непосредственно после полетов и парашютных прыжков наблюдалась непродолжительная гипосмия.


По С. Н. Лапину, раздражение вестибулярного аппарата может влиять на остроту обоняния, а именно: от слабых отолитовых раздражителей (двухбрусковые качели с размахом не более 1,5 м при длине брусьев в 4,5 м) и малой продолжительности опыта (два качания) острота обоняния усиливалась. Другие формы вестибулярного раздражения остроту этой функции не изменяли.

Воячек В.И. 
Военная отоларингология
Похожие статьи
  • 12.06.2013 5954 9
    О вестибулярной тренировке летчиков

    Возможность перевоспитать вестибулярный аппарат и другие органы, участвующие в акцелерационном чувстве, так, чтобы они были менее расхлябанными или лучше приспособляющимися к тем неестественной формы и силы раздражителям, которые столь неизбежны во время полета, значительно увеличила бы контингенты ...

    Военная отоларингология
  • 10.06.2013 2626 15
    Ушная манометрия

    Степень проходимости евстахиевой трубы определяется рядом, способов (выслушивание при продувании уха, бужирование, рентгенография, ушная манометрия), причем уже при обычной отоскопии часто удается определить ненормальность трубы; так как расстройства ее функции в первую очередь выдают себя втянутост...

    Военная отоларингология
  • 12.06.2013 1908 20
    О парашютных прыжках

    Вопрос о том, какую роль играет патофизиология вестибулярного аппарата при парашютировании, еще не вполне разработан. Теоретически нужно себе представить, что прыгающий в первые секунды после отделения от самолета двигается по некоторой кривой параболического типа, суммирующейся из двух слагаемых; о...

    Военная отоларингология
показать еще
 
Оториноларингология