Явление монауральной маскировки звуков

03 Июня в 8:49 872 0


Явление монауральной маскировки звуков состоит в том, что при подведении к одному и тому же уху двух тонов: одного — переменной силы, но определенной неизменной высоты и второго — изменяющегося по высоте, этот второй может значительно падать в своей громкости при приближении к первому (маскирующему) тону, и только в непосредственной близости, когда начинаются биения, опять выступает действие второго звука. Особенно эффектна маскировка, когда первый звук соответствует высоте от 200 до 400 герц; тогда при большой его силе значительно теряет в громкости вся вышележащая часть тонскалы, а нижележащая, наоборот, почти не изменяется. Маскировкой, образованием новых призвуков, взаимным влиянием силы звука на высоту и суммацией громкости нескольких звуков, одновременно попадающих в одно и то же ухо, объясняются различные, парадоксальные на первый взгляд, выводы, например, что тембр звуков зависит не только от их состава, так же как громкость - не только функция силы звука, и высота - не только функция его частоты (С. Н. Ржевкин). 

Так, например, даже на монауральное ощущение звука, на тембр его и громкость может известное влияние оказывать разность фаз верхних гармоник, особенно при сильных звуках (П. П. Лазарев). В этом заключается некоторое противоречие с концепцией Гельмгольца, не признававшего монаурального ощущения фаз. 

Влияние ощущения, звука оказывается в так называемой слуховой адаптации. Она определяется как вполне нормальное физиологическое явление, целиком обратимое через определенный промежуток времени уменьшение остроты слуха (в результате воздействия на ухо какого-нибудь звука); адаптация страхует ухо от перегрузки адекватным раздражителем, следовательно, действует аналогично мышцам барабанной полости, которые фиксируют или расслабляют барабанную перепонку и цепь косточек; однако требующий времени рефлекс на мышцы полезен при более длительных звуках, а адаптация вступает в силу немедленно с началом слухового акта. 

Адаптация может значительно искажать акуметрические данные, и это требует особых предосторожностей, например, при определении порога слуховой чувствительности желательно применять такие приборы и способы, где зондом является не затухающий, а нарастающий в силе звук или, еще лучше, прерывистый. В согласии с этим, нами уже давно было предложено при исследовании камертонами применять паузы между отдельными пробами (прием повторяется примерно через каждые 5 секунд, звучащий камертон подносится к уху исследуемого и, если он еще слышит, отводится, чтобы образовалась обратная адаптация к тишине, т. е. вернулась обычная слуховая чувствительность). Используя адаптацию, можно получить «искусственную латерализацию» звука. 

По Л. Е. Комендантову, если утомить одно ухо каким-либо камертоном, то потом, приставив его ножку к темени, создаем преобладание ощущения звука в неутомленном ухе наподобие того, как при зажимании одного из наружных слуховых проходов пальцем получаем «опыт Вебера» — латерализацию звука в закрытом ухе (т. е. в менее утомленном от рассеянного звукового поля в окружающей воздушной среде). Нужно заметить, однако, что явление латерализации при костной проводимости более сложно и в нем играют роль еще и другие факторы (резонанс наружного слухового прохода, режим давления во внутреннем ухе, несимметричность вибрации черепа и т. д.). 


Что же касается разницы между понятиями утомления и адаптации, то, по нашим взглядам, утомление отличается тем, что при нем происходят в слуховом аппарате более стойкие (или же не столь легко обратимые изменения), поэтому оно и удерживается на более продолжительный срок, чем слуховая адаптация, продолжающаяся в среднем лишь несколько десятков секунд; с другой стороны, для утомления требуется известная звуковая перегрузка слухового органа по силе (или по времени — кумуляция). 

Утомление считается переходом к «акустической травме», т. е. с явно патологическим состоянием слухового органа (повреждением его от действия звуков). Обычно эта акустическая травма проявляется в сравнительно тонких, определяемых только гистологическим исследованием изменениях структуры звуковоспринимающего аппарата; но при действии очень мощных звуков, особенно детонационного характера, например, при взрывах и артиллерийских выстрелах, наблюдаются более грубые нарушения целости в виде отрывов (механического разъединения частей) и не только во внутреннем, но и в других отделах уха, кровоизлияния, контрактура барабанных мышц и втянутость, а часто и разрывы барабанной перепонки, вообще такие изменения, которые возможны и при действии однократного повышения давления, если оно совершается быстро или происходит внезапно; такого рода повреждения выделяют в особую группу баротравм, к которой относится целый ряд других примеров; травма уха при кесонных работах, при нырянии, при ударах по уху предметами (ладонью), которые сами по себе хотя и не могут вызвать повреждения, но герметизируют наружный слуховой проход и сильно повышают в нем давление толчком.

Новейшие опыты, произведенные в акустической лаборатории нашей клиники Ундрицем и Калгановым, показали на основании изучения улитковых биотоков, что при детонациях существуют два явления:, происходит колебание давления соответственно так называемому дульному инфразвуку и возникают обычные звуковые волны с высотой приблизительно 100 герц.

Воячек В.И.
Военная отоларингология
Похожие статьи
  • 12.06.2013 5967 9
    О вестибулярной тренировке летчиков

    Возможность перевоспитать вестибулярный аппарат и другие органы, участвующие в акцелерационном чувстве, так, чтобы они были менее расхлябанными или лучше приспособляющимися к тем неестественной формы и силы раздражителям, которые столь неизбежны во время полета, значительно увеличила бы контингенты ...

    Военная отоларингология
  • 10.06.2013 2633 15
    Ушная манометрия

    Степень проходимости евстахиевой трубы определяется рядом, способов (выслушивание при продувании уха, бужирование, рентгенография, ушная манометрия), причем уже при обычной отоскопии часто удается определить ненормальность трубы; так как расстройства ее функции в первую очередь выдают себя втянутост...

    Военная отоларингология
  • 12.06.2013 1919 20
    О парашютных прыжках

    Вопрос о том, какую роль играет патофизиология вестибулярного аппарата при парашютировании, еще не вполне разработан. Теоретически нужно себе представить, что прыгающий в первые секунды после отделения от самолета двигается по некоторой кривой параболического типа, суммирующейся из двух слагаемых; о...

    Военная отоларингология
показать еще
 
Оториноларингология