Профотбор водителей автобронетанковых машин

12 Июня в 11:16 1028 0


Особенности работы в танках состоят в том, что сидящие там люди подвергаются действию шума от механизмов, тряски и вообще грубых механических перемещений и, наконец, холода (зимой), жары (летом) и испорченного воздуха вследствие недостаточной вентиляции, тесноты помещения и близости двигателя. Во время стрельбы ко всему этому присоединяется оглушающее действие выстрелов на близком расстоянии, правда, неодинаковое для командира и водителя: водитель ощущает это сильнее, так как голова его приходится ближе к дулу орудия или пулемета. 

Работа танкистов отличается следующими особенностями
1) неудобное рабочее место, 
2) тряска, кумуляция которой может вызвать укачивание, 
3) загрязненность воздуха: неполное сгорание бензина, испарение смазочных масел, выхлоп газа, пороховые газы (во время стрельбы),
4) шум мотора и гусениц в танках, отчего не слышна внутри даже громкая разговорная речь, 
5) высокая температура, 
6) простудные факторы. 

По ЛОРспециальности здесь являются заинтересованными следующие органы: 
1) верхние дыхательные пути, патологическое состояние которых может в значительной мере усилить вредные для здоровья и работы условия; так, например, болезни носа, сопряженные с закупоркой его и ротовым дыханием:, способствуют непосредственному воздействию перегретого, загрязненного воздуха на глубокие отделы дыхательного аппарата; всякого рода воспалительные и вазомоторные процессы могут обостряться, теряется острота обоняния, возникают ненормальности кровообращения в полостях черепа и т.д.; 
2) вестибулярный аппарат, который испытывает при толчках и тряске ряд раздражений, правда, незначительных по абсолютной величине, но кумулирующих при более или менее продолжительной работе танков; 
3) слуховой орган, подвергающийся шумовой вредности и действию ненормального атмосферного давления (при выстрелах или при искусственном повышении давления внутри танка). 

Эти особенности требуют отбора для службы в танковых частях таких лиц, у которых верхние дыхательные пути представляются совершенно здоровыми или, во всяком случае, не имеют недостатков, резко нарушающих носовую защитную функцию. В этом смысле кандидатов-танкистов можно уподобить кандидатам для летно-подъемной службы. Вестибулярный аппарат не должен иметь той расхлябанности, которая ведет к легкому кумулированию отдельных раздражений и также делает танкиста не вполне работоспособным. Здесь также применимы способы профраспределения, применяемые при отборе в воздушный флот, хотя нормы могут не быть столь строгими. 


Наконец, состояние слуха оценивается не вполне одинаково: некоторые считают, что танкист должен иметь изощренный слух и особенно обладать уменьем разбираться в оттенках шумов своей машины, чтобы вовремя заметить порчу или неправильное действие механизмов, следовательно, и в этом отношении видят сходство с авиационным отбором; другие, наоборот, не придают тонкости слуха большого значения, полагая, что звуки машины при перебоях в ее действии достаточно грубы и не требуют тонкого слуха и, кроме того, громыхание танка само по себе оглушает его водителя настолько, что вряд ли он может использовать свой слух для учета различных акустических тонкостей. 

В общем считают, что кандидаты на водителя автомашин должны иметь остроту слуха не менее 4 м на шепотные слова басовой (1-й) группы, а кандидаты на водителя бронемашин и танков — не менее 2 м; должны иметь обоняние не ниже средней степени (запах уксусной кислоты в 0,2—0,3% разведении); не должны давать вегетативной реакции при опыте ОР. 

При освидетельствовании комсостава, обязанного, по характеру деятельности, находиться в боевой обстановке в танках и бронемашинах, руководствуются теми же нормами: 
1. Слух должен быть не ниже 2 м на слова басовой группы (для водителя), 4 м — на шепотную речь (в среднем). 
2. Требуется отсутствие резких вегетативных симптомов. 
3. Острота обоняния — не ниже возможности различать слабые запахи (0,3% раствор уксусной кислоты или запах чистого спирта). 
4. Согнутое неудобное положение водителя исключает совместимость его работы с теми ЛОРзаболеваниями, которые сопряжены с значительным нарушением дыхательной функции.

Воячек В.И. 
Военная отоларингология
Похожие статьи
  • 12.06.2013 5980 9
    О вестибулярной тренировке летчиков

    Возможность перевоспитать вестибулярный аппарат и другие органы, участвующие в акцелерационном чувстве, так, чтобы они были менее расхлябанными или лучше приспособляющимися к тем неестественной формы и силы раздражителям, которые столь неизбежны во время полета, значительно увеличила бы контингенты ...

    Военная отоларингология
  • 10.06.2013 2639 15
    Ушная манометрия

    Степень проходимости евстахиевой трубы определяется рядом, способов (выслушивание при продувании уха, бужирование, рентгенография, ушная манометрия), причем уже при обычной отоскопии часто удается определить ненормальность трубы; так как расстройства ее функции в первую очередь выдают себя втянутост...

    Военная отоларингология
  • 12.06.2013 1923 20
    О парашютных прыжках

    Вопрос о том, какую роль играет патофизиология вестибулярного аппарата при парашютировании, еще не вполне разработан. Теоретически нужно себе представить, что прыгающий в первые секунды после отделения от самолета двигается по некоторой кривой параболического типа, суммирующейся из двух слагаемых; о...

    Военная отоларингология
показать еще
 
Оториноларингология