Дифференциальная чувствительность слуха

03 Июня в 8:35 1169 0


Способность различать слухом разницу в высоте или силе двух тонов предложено называть его дифференциальной чувствительностью. Она колеблется в зависимости от высоты и силы взятых для сравнения тонов. В средней зоне тонскалы от 500 до 3000 герц и при средней интенсивности в 40 децибел над порогом ощущения дифференциальный порог по высоте равняется приблизительно 0,003; следовательно, для тона, скажем, в 1000 герц едва заметную разницу можно заметить при тоне в 1003 герц (Кнудсен). 

При более низких звуках порог ощущаемой разницы увеличивается (до 0,01 при 50 герц); также растет этот порог и при ослаблении звуков. Дифференциальный порог по интенсивности оказался в случае уровня ощущения, выше 40 децибел над нулевым приблизительно равным 0,4 децибел (или же равным приросту силы звука на 10%), одинаково для тонов любой высоты. Вблизи порога ощущения величина едва заметного прироста в несколько раз больше. При утомлении ухо более чувствительно к переменам силы звука (Бекеши). 

Само по себе ощущение различных высот тонов служит поводом к их сравнению, другими словами, к субъективной чувствительности к интервалам (основа музыкального слуха). Наше ухо способно чувствовать отношения чисел колебаний между двумя тонами, что в известных пределах постоянно и однородно для всей области музыкальной зоны тонскалы. Каждое из этих отношений запечатлевается в нашем слуховом органе как особый, качественно различный, характерный образ, хотя он отражает чисто количественную разницу в высоте двух звуков. В музыке эти интервалы обозначаются терминами тоники (1:1), октавы (удвоение числа колебаний 2:1), квинты (отношение 3/2) и т. д., причем ухо отождествляет простоту этих отношений с родственностью составляющих интервал звуков (октава кажется нам «тем же звуком, что и тоника, но лишь дальше стоящим по скале тонов»). Наоборот, сложные отношения звучат по правилу как диссонансы — «обижают» слух (например, так называемый «тритон»). 

Ощущение высоты тона не всегда постоянно, так как, например, если повышать его силу, то он будет казаться ниже. 

Этим свойством еще не исчерпывается характеристика музыкального слуха. Вторым его свойством является чувство ритма, способность определять быстроту и равномерность чередования отдельных звуков-импульсов. Далее, говорят о слуховой памяти и об «абсолютном дирижерском» слухе, под которым следовало бы подразумевать способность узнавания высоты произвольно взятого тона при невозможности проверить себя каким-нибудь прибором с соответственной настройкой (так как в последнем случае будет действовать гораздо более распространенная способность определения интервалов, а не способность абсолютного слуха). Но можно себе представить, что исследуемый “держит в своей памяти какой-либо определенный тон, звучавший незадолго перед опытами, и тогда дело сводится опять-таки к определению интервалов и к музыкальной памяти. 


Некоторые из исследуемых при опытах с абсолютным слухом применяли следующую уловку: они тихонько напевали свой «примарный» тон или свой самый низкий тон и, зная по прежним самонаблюдениям его высоту, сравнивали с ней интервально звук, данный им для пробы на абсолютный слух. Однако возможно, что у некоторых людей в их органе слуха действительно существует как бы абсолютная мерка для высоты тона, аналогично такому же гипотетическому природному масштабу для интенсивности звука. По опытам В. В. Рудкова и К. Л. Хилова, тембровые звуки более точно оцениваются по высоте, чем бестембровые, с чем находится в некоторой связи мысль о том, что способность людей узнавать гласные фонемы, напеваемые на одинаковой высоте и с одинаковой силой, может объясняться только существованием абсолютного слуха (так как спектр этих гласных характеризуется, как известно, формантами в определенной, всегда одинаковой для отдельных гласных, полосе частот). 

К музыкальным особенностям слуха относится анализаторная способность разбираться в составе аккордов (созвучий). В обобщенном виде она соответствует способности ориентироваться в смеси звуковых впечатлений и родственна возможности для слухового аппарата ориентироваться в звуковых образах по обрывкам этих образов, например, восстанавливать полностью все созвучие, когда «отрезаны» те или другие составляющие его частичные тона, или же противодействовать маскировке одних тонов другими. 

Известную противоположность музыкальным ощущениям представляют короткие звуковые импульсы, продолжающиеся сотые секунды или включающие в себя лишь несколько звуковых волн. Громкость их, как думают, измеряется наподобие формулы Нериста выражением pt = const., или же Jt = const. Интегрированием соответствующих кривых можно убедиться в одинаковой громкости импульсов, хотя бы кривые и не были одной и той же формы.

Воячек В.И.
Военная отоларингология
Похожие статьи
  • 12.06.2013 5998 9
    О вестибулярной тренировке летчиков

    Возможность перевоспитать вестибулярный аппарат и другие органы, участвующие в акцелерационном чувстве, так, чтобы они были менее расхлябанными или лучше приспособляющимися к тем неестественной формы и силы раздражителям, которые столь неизбежны во время полета, значительно увеличила бы контингенты ...

    Военная отоларингология
  • 10.06.2013 2648 15
    Ушная манометрия

    Степень проходимости евстахиевой трубы определяется рядом, способов (выслушивание при продувании уха, бужирование, рентгенография, ушная манометрия), причем уже при обычной отоскопии часто удается определить ненормальность трубы; так как расстройства ее функции в первую очередь выдают себя втянутост...

    Военная отоларингология
  • 12.06.2013 1932 20
    О парашютных прыжках

    Вопрос о том, какую роль играет патофизиология вестибулярного аппарата при парашютировании, еще не вполне разработан. Теоретически нужно себе представить, что прыгающий в первые секунды после отделения от самолета двигается по некоторой кривой параболического типа, суммирующейся из двух слагаемых; о...

    Военная отоларингология
показать еще
 
Оториноларингология