Данные опытов К.Л. Хилова по выяснению зависимости слуховой функции от режима давления в наружном слуховом проходе

10 Июня в 9:40 1065 0


А. Влияние пониженного атмосферного давления

Обычно при отрицательном давлении в 1 мм ртутного столба исследуемый с нормальным органом слуха заявлял об ощущении небольшого давления в ухе. Разрежение в 180—200 мм ртутного столба исследуемые легко переносили, заявляя только о более сильной заложенности уха. Никаких болей, шумов или очень сильного давления они не ощущали. Приведенные цифры 1 мм — минимум и 180—200 мм — максимум, таким образом, являются как бы предельными для здорового человека. Отрицательное давление больше 200 мм ртутного столба является опасным, так как может вызвать разрыв барабанной перепонки, что неоднократно и наблюдалось. Такие симптомы, как боль, шум, колотье, у субъектов с нездоровыми ушами появляются при разрежении давления индивидуально от 10 до 150 мм ртутного столба. 

Б. Влияние повышенного атмосферного давления

Опыты с воздушной проводимостью производились при трех условиях: с открытыми и закрытыми ушами и при повышенном давлении. Результат: с открытыми ушами камертон А слышится в среднем 165 секунд и камертон с3 - 97 секунд; с закрытыми ушами камертон А слышится в среднем 61 секунду и камертон с3 - 60 секунд. (Следовательно, при закрытых ушах слух на камертон А ослабляется на 2/3, а на камертон с3 - на 1/3 длительности звучания). При давлении +120 мм ртутного столба камертон А слышен 41 секунду, а камертон с3 38 секунд. (Следовательно, от этого давления слух ослабляется приблизительно на 12 и на 22%.) 

Вывод: повышенное давление изменяет слух не только на низкие тона, но и на звуки дискантовой зоны и даже, по-видимому, в большей мере. Закрытие же слухового прохода ослабляет слух главным образом на звуки басовой зоны. Барабанная перепонка и цепь слуховых косточек имеют значение не только для проводимости низких звуков, но могут играть некоторую роль в проведении и высоких звуков. 

В. Опыты с костной проводимостью

Результаты: при открытых ушах (измерение по оптическому способу) порог чувствительности равен 0,041 мм; при закрытых ушах (измерение по оптическому способу) порог чувствительности равен 0,016 мм; при давлении в +120 мм (измерение по оптическому способу) порог чувствительности равен 0,029 мм. 

Желле (Gelle) упоминает о величине давления в наружном слуховом проходе, необходимой для изменения слуха. Минимум ее равен перевесу в 1—1½ мм ртути над атмосферным. Максимальная величина давления, за пределом которой уже не происходит дальнейшего изменения слуха, лежит между 80 и 100 мм ртутного столба, т.е. если мы будем увеличивать давление выше 100 мм, то дальнейшего изменения слуха (при костной проводимости) не наступает. 

Давление больше 120—140 мм вызывает неприятные ощущения. 

По А. А. Смирнову, при указанных опытах быстрота нарастания давления мало отражается на степени понижения слуха; следовательно, здесь играет главную роль абсолютная величина примененного давления. Второй вывод из его опытов: пока уровень измененного давления остается одинаковым, слух также держится на одной и той же высоте; следовательно, режим давления в ушном лабиринте не обнаруживает буферных свойств. (По Залевскому, давление, способное даже и при медленном нарастании разорвать барабанную перепонку, равнялось в 66% случаев 1—2 атмосферам).

При различных патологических изменениях в ЛОРорганах бар о функция исследовалась А. А. Пухальским при помощи опытов в барокамере, где давление снижалось до 353 мм, что соответствует высоте 6000 м над уровнем моря; удалось обнаружить, что как при «подъеме», так и при «спуске» со скоростью (приблизительно) 1000 м в 10—15 секунд наблюдаются симптомы раздражения ушей: боли, и заложенность в ушах и гиперемия барабанных перепонок; со стороны носа и придаточных пазух при существовавшем еще до того синуите — изменение вазомоторного и секреторного режима носа и боли во лбу; последний симптом особенно часто наблюдался при фронтитах. 


Глотание облегчало заложенность ушей. Не исключена возможность расстройств вазомоторного режима в пазухах и носовой полости и у людей, практически здоровых, что может и у них вызвать головные боли, особенно при спуске (возврате к нормальному атмосферному давлению). Общее впечатление о барофункции не в барокамере, а при настоящих высотных полетах, где подъем по большей части совершается со скоростью 1000 м, а спуск иногда и еще скорее этого (при пикировании скорость снижения доходит до 200 м в одну секунду), говорит о том, что здоровые ЛОРорганы относительно легко приспособляются к режиму измененного давления, однако у некоторых людей существует какая-то особенность в устройстве или функции среднего уха, из-за которой возврат к равновесию давления по обе стороны барабанной перепонки задерживается, и от этого летчики чувствуют боль и заложенность необычно долго (может быть, это зависит от клапанообразного устройства или вариантов конституционального типа евстахиевой трубы, наподобие описанных в свое время Н. А. Паутовым). 

Что же касается околоносовых пазух, то, по-видимому, здоровые пазухи при здоровом состоянии носовой полости не дают заметных ощущений при высотных полетах, и только в случаях патологических расстройств в этих органах скачки давления могут сопровождаться болью в области лба, причем здесь чаще исходным местом является лобная пазуха (вероятно, из-за своего узкого и относительно длинного выводного протока). Поэтому, если при пробном высотном полете такие боли обнаруживаются, мы имеем основание подозревать наличие расстройств носовой полости, фронтита или с меньшим вероятием и синуитов иной локализации, например, гайморита. Понятно, что обратное суждение неприемлемо, т. е. нельзя при отсутствии болей заключать о здоровом состоянии пазух. 

При скоростных полетах режим подъема и спуска, особенно при резких пикэ, может оказывать влияние ка слуховую функцию летчиков, проявляющуюся в форме так называемых «аэроотитов» (особая форма воспалительной реакции, зависящая от травмы давлением и температурных факторов, связанных с полетами); при этом звукопроводящий аппарат страдает сильнее звуковоспринимающего, кумуляция же мало заметна. После полета шум в ушах и чувство заложенности длятся обычно лишь 1—2 часа (кроме тех случаев, когда полеты совершались после длительного перерыва в летной работе). Случай меньеровского симптомокомилекса после фигурных полетов приводится П. Вохмяниным. 

Барореакция уха поддается тренировке, и при последующих опытах в барокамере часто уже не приходится наблюдать гиперемии барабанной перепонки и других баросимптомов, отчетливо выраженных вначале (И. Борщевский). Наличие рубцов, сращений и перфораций на ней не должно служить препятствием к тренировке, если она производится осторожно, т. е. с постепенным нарастанием скорости подъемов и спусков и с «площадками» (для привыкания к новому давлению). Но зато нельзя допускать к опытам в барокамере лиц с резко нарушенной функцией евстахиевой трубы (в четвертой степени, когда даже опыт Вальсальвы и полицеровское продувание не дают экскурсии капли в ушном манометре).

Воячек В.И.
Военная отоларингология
Похожие статьи
  • 12.06.2013 5954 9
    О вестибулярной тренировке летчиков

    Возможность перевоспитать вестибулярный аппарат и другие органы, участвующие в акцелерационном чувстве, так, чтобы они были менее расхлябанными или лучше приспособляющимися к тем неестественной формы и силы раздражителям, которые столь неизбежны во время полета, значительно увеличила бы контингенты ...

    Военная отоларингология
  • 10.06.2013 2626 15
    Ушная манометрия

    Степень проходимости евстахиевой трубы определяется рядом, способов (выслушивание при продувании уха, бужирование, рентгенография, ушная манометрия), причем уже при обычной отоскопии часто удается определить ненормальность трубы; так как расстройства ее функции в первую очередь выдают себя втянутост...

    Военная отоларингология
  • 12.06.2013 1908 20
    О парашютных прыжках

    Вопрос о том, какую роль играет патофизиология вестибулярного аппарата при парашютировании, еще не вполне разработан. Теоретически нужно себе представить, что прыгающий в первые секунды после отделения от самолета двигается по некоторой кривой параболического типа, суммирующейся из двух слагаемых; о...

    Военная отоларингология
показать еще
 
Оториноларингология