Врачебно-педагогический контроль. Оперативный контроль

11 Мая в 16:28 1398 0


Оперативные исследования оценивают срочный тренировочный эффект, т.е. изменения, происходящие в организме во время выполнения физических упражнений и в ближайшем восстановительном периоде.

Используют следующие формы оперативного контроля:
- непосредственное наблюдение в процессе всего тренировочного занятия;
- исследование в покое до тренировочного занятия и через 20-30 мин после его окончания;
- исследование с применением дополнительных нагрузок до тренировочного занятия и через 20-30 мин после его завершения;

Наиболее информативной является первая форма оперативного контроля, которая, на практике обозначается как врачебно-педагогическое наблюдение (ВПН).

Врачебно-педагогические наблюдение это наблюдение за спортсменами или физкультурниками, которые проводятся совместимо врачом и тренером (преподавателем) во время тренировок или соревнований с целью совершенствования процесса подготовки.

Благодаря такому наблюдению, врачебный контроль сочетается с изучением педагогических и психологических аспектов тренировочного процесса в естественных условиях спортивной деятельности.

Во время выполнения спортсменом или физкультурником специфических упражнений, присущих потому или иному виду спорта, врач может получить наиболее достоверные данные о функциональном состоянии организма, адекватности физических нагрузок, что позволит ему разработать специальные рекомендации относительно последующего проведения или коррекции учебно-тренировочных занятий.

Основные задачи ВПН:
1. Оценка санитарно-гигиенических условий, в которых проводится учебно-тренировочное занятие;
2. Изучение организации и методики проведения учебно-тренировочного занятия;
3. Изучение соответствия используемых нагрузок полу, возрасту и уровню подготовленности занимающихся;
4. Определение функционально состояния организма и уровня тренированности на различных этапах тренировки;
5. Оценка соответствия применяемых средств и системы тренировки ее задачам и возможностям спортсмена в целях индивидуализации учебно-тренировочного процесса и совершенствования его планирования.

Изучение санитарно-гигиенических условий, в которых проводятся занятия, направлено на выявление неблагоприятных факторов отрицательно влияющих на состояние здоровья и повышающих риск спортивных травм. Врач должен определить соответствие параметров микроклимата нормативным санитарно-гигиеническим требованиям в спортивном зале, на игровой площадке или стадионе (температура, влажность, освещенность, скорость ветра и т.д.), определить соответствие площади зала (4 м2 на одного занимающегося для занятий физкультурой) количеству занимающихся, состояние спортивного инвентаря и пр.

Это позволяет сохранять оптимальные условия внешней среды в процессе проведения тренировки или соревнований. Формой контроля является санитарно-гигиенический осмотр спортивного сооружения в целом и непосредственного места проведения занятий, после проведения которого составляется «Акт санитарно-гигиенического обследования спортивной базы» по следующему плану:
1. Место расположения.
2. Оборудование помещений и спортивных объектов.
3. Состояние спортивного оборудования и инвентаря.
4. Состояние подсобных и вспомогательных помещений.
5. Организация врачебного контроля на спортивной базе.
6. Выводы.

При оценке места расположения спортивной базы врач должен описать отдаленность ее от центра города и объектов, которые загрязняют окружающую среду. Для открытых спортивных сооружений, например, стадионов, обязательно указывается характер и качество покрытия или грунта (его амортизирующие и дренирующие свойства), наличие и соответствие разметки между различными по назначению секторами (беговые дорожки, сектор толкания ядра, метания диска и др.), протяженность финишной прямой и пр. Кроме того, регистрируется температура воздуха и относительная влажность. Для летнего периода эти параметры должны составлять соответственно в переделах +25оС; 60-70 %, а для зимнего -15оС при безветренной погоде, при такой же относительной влажности воздуха. Аналогично обследуется состояние других открытых спортивных сооружений (футбольных полей, хоккейных площадок, катков, ипподромов, лыжных трасс и др.).



На закрытых спортивных базах оцениваются размеры спортивной базы, внутреннее состояние основных помещений (состояние пола, потолка, стен, способ и качество уборки, наличие и состояние отопления, освещения, вентиляции, температура, общая и полезная площадь, кубатура).

При ознакомлении с состоянием спортивного оборудования и инвентаря выясняется их исправность, соответствие современным техническим характеристикам и требованиям и пр.

Санитарно-гигиеническая оценка состояния подсобных и вспомогательных помещений включает у себя характеристику комнат отдыха, раздевалок, душевых, туалетов, кроме того оценивается качество уборки этих помещений, характеристика соответствующей дезинфекции.

Каждая спортивная база должна иметь медицинский кабинет. В процессе ВПН, необходимо проверить его оснащенность, правила хранения медикаментов, наличие необходимых средств оказания экстренной медицинской помощи, ведение учетной и отчетной документации для оценки качество работы кабинета в целом. Эти данные также отражается в акте санитарно-гигиенического обследования.

После завершения обследования врач делает заключение о пригодности данного спортивного сооружения к проведению учебных, тренировочных занятий или соревнований, описывает условия эксплуатации, отражает замечания и предложения. Акт подписывается врачом, который проводил ВПН, а также врачом и директором спортивной базы. Если в ходе ВПН были выявлены нарушения, то обязательно указываются срок их устранения и ответственные за исполнение лица.

Изучение организации и методики проведения занятия предполагает, знакомство с планом и задачами тренировки, а также средствами, которые будут использоваться для их решения, оценивается соответствие упражнений используемых в различных частях занятия их целям, технической и физической подготовленности занимающихся, преемственность выполняемых упражнений в различных частях занятия и т.д.

Для изучения и совершенствования методики управления тренировочным процессом необходимо в ходе ВПН оценивать правильность построения тренировки, распределения различных средств в одном занятии, оптимальность количества повторений упражнений, длительности интервалов отдыха между упражнениями особенно длительность и полноценность восстановления после одного из наиболее трудного задания.

Изучение соответствия используемых нагрузок полу, возрасту и уровню подготовленности занимающихся. Данная задача при проведении ВПН является основной. Врач уточняет воздействие на организм спортсмена различных физических нагрузок, так как во время выполнения больших тренировочных нагрузок могут проявиться скрытые отклонения в состоянии здоровья, которые не удалось обнаружить при обследовании в кабинете. Исследования, проводимые непосредственно в условиях учебно-тренировочных занятий или соревнований, позволяют определить изменения уровня функционального состояния спортсмена, без чего нельзя правильно оценить уровень тренированности (специальной работоспособности).

Изучение влияния нагрузки на организм лиц, занимающихся физкультурой, у которых имеются отклонения в состоянии здоровья или сниженные показатели физического развития, позволяет уточнить правильность их распределения на медицинские группы.

ВПН имеет особую ценность в том случае, если одновременно используются методы, позволяющие определять изменения функционального состояния не одной, а нескольких систем организма. Это связано с тем, что длительность восстановления параметров различных систем организма после физических нагрузок неодинакова. Кроме того, такие исследования дают возможность выявить особенности изменений в межсистемных связях. Степень и характер этих изменений являются надежными критериями оценки воздействия нагрузки на организм спортсмена и трактовки особенностей восстановления процесса.

Сакрут В.Н., Казаков В.Н.
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация