Врачебно-педагогический контроль. Оперативный контроль. Определение плотности тренировки

11 Мая в 17:27 2544 0


Определение плотности тренировки проводится с помощью метода хронометража занятия. При оценке плотности занятия определяют общую и моторную плотность. Для проведения хронометража используют секундомер, с помощью которого регистрируют время, которое было потрачено на выполнение физических упражнений, отдых, а также определяется длительность каждой части и общее время занятия.

Моторная плотность - это выраженное в процентах отношение времени, которое было потрачено только на выполнение физических упражнений, к общему времени тренировки. А общая плотность тренировки - это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общему времени занятия, которое выражается в процентах. Она включает в себя и моторную плотность, и время, которое было потрачено на объяснение, показ тренером физических упражнений, на организационные вопросы.

Общая плотность должна быть до 100%, т.е. спортсмен все время должен быть под надзором тренера, Моторная плотность не должна достигать 100%. Это может привести к переутомлению и ухудшению состояния здоровья спортсмена (физкультурника), к спортивным неудачам.

Чем больше моторная плотность тренировки, тем большим будет ее физиологичное влияние на организм спортсмена (физкультурника). При правильной организации занятия этот параметр равняется 60-70%. Его можно значительно повысить за счет сокращения замены пассивного отдыха активным отдыхом и  использованием  принципа переключения с одной работы на другую. При этом следует помнить, что при значительной насыщенности основной части тренировки интенсивными или сложно-координаторными упражнениями повышение плотности занятия нецелесообразно. Поэтому плотность тренировки, например, гимнастов или штангистов существенно меньше (около 30-40%), тогда как у марафонцев, велосипедистов-шоссейников она может достигать 90% и больше.

Вторым фактором, который позволяет оценить тренировочный процесс, является физиологичная кривая нагрузки в процессе занятия. Физиологическая кривая нагрузки - это графическое изображение изменений физиологичных показателей (частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления и др.) в течение отдельных частей и всего тренировочного занятия. Физиологичная кривая достаточно наглядно характеризует уровень напряжения функциональных систем организма, как в течение отдельных частей, так и всей тренировки, что дает возможность оценить последовательность выполнения и правильное распределение физических нагрузок.

Чаще всего физиологичная кривая выглядит как ломаная линия, которая плавно поднимается к наивысшему уровню (или имеет несколько пиковых повышений) в основной части и значительно снижается в конце занятия.

Характер распределения и роста физических нагрузок зависит от педагогической цели и частных задач тренировки, что отражается на форме физиологичной кривой. Например, физиологическая кривая тренировки по легкой атлетике может иметь значительный пик сначала, в период разминки, и еще несколько в конце занятия, если проводились многократные интервальные забеги. Однако общий принцип распределения физических нагрузок в течение тренировки в целом предусматривает определенную закономерность - постепенное ее повышение к средине основной части и отчетливое снижение к окончанию занятия, при этом может использоваться несколько пиковых нагрузок в основной части.



Незначительный перепад физиологичной кривой и ее плоская форма свидетельствуют о недостаточности физических нагрузок, а резкое повышение и отсутствие тенденции к снижению в конце тренировки - признак избыточных нагрузок.

Определения плотности и физиологичной кривой тренировочного занятия дают врачу и тренеру объективные данные, которые нужны для анализа адекватности физических нагрузок, средств и методов, которые используются в учебно-тренировочном процессе.

После завершения врачебно-педагогического наблюдения врач обязан отразить результаты в протоколе врачебно-педагогического наблюдения, в котором указываются:
1. Место и время проведения учебного занятия, количество занимающихся, какое по счету занятие с начала учебного года, фамилию преподавателя физического воспитания.
2. Наличие учебной документации (журнал, план-конспект урока, запись в журнале о медицинской группе по физическому воспитанию).
3. Санитарно-гигиенические условия места проведения занятий (температура, влажность и скорость движения воздуха; освещенность; кубатура и площадь помещения; состояние спортивного инвентаря и оборудования; состояние спортивной одежды и обуви; обеспеченность спортивного сооружения водой, душевыми установками, раздевалками, санитарными узлами; регулярность и качество уборки помещения).
4. Организация и дисциплина на занятии, воспитательная работа.
5. Соответствие материала занятия его целям и задачам, плану-конспекту урока.
6. Соответствие физической нагрузки на занятии полу, возрасту, состоянию здоровья, функциональным возможностям и технической подготовленности учащихся.
7. Обучение занимающихся в процессе занятия правильному дыханию, использование корригирующих осанку упражнений.
8. Мероприятия по профилактике спортивного травматизма.
9. Степень выполнения задач занятия.
10. Содержание занятия, хронометраж.
11. Характеристика влияния занятия на организм занимающихся (анализ изменения физиологических показателей с помощью так называемой «физиологической кривой нагрузки», оценка внешних признаков утомления). К протоколу врачебно-педагогического наблюдения прилагается карта, на которой изображена физиологическая кривая занятия.
12. Выводы и предложения.

Данные врачебно-педагогических наблюдений представляют собой ценную информацию, которую можно использовать для управления учебно-тренировочным процессом, в частности, для индивидуализации тренировочных нагрузок, для контроля динамики специальной тренированности, для своевременного выявления признаков перенапряжения организма, для прогнозирования спортивных результатов.

Сакрут В.Н., Казаков В.Н.
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация