Психолого-педагогические средства в реабилитации пострадавших

27 Мая в 19:10 3208 0


Центральное место в программе физической реабилитации наряду с кинезитерапией отводилось психолого-педагогическим факторам, которые оказывали значительное влияние на течение восстановительных процессов. Психолого-педагогические средства реабилитации были самые разнообразные. Большое значение придавалось психотерапии, рациональному планированию двигательного режима, подбору вариантов и особенностям сочетания различных физических нагрузок, построению методики лечебной гимнастики.

Как показали результаты исследования, физические упражнения содействовали более интенсивному восстановлению нарушенных функций и повышению результатов двигательной терапии только при рациональном построении методики лечебной гимнастики, адекватном сочетании физических и психологических методов. Мы присоединяемся к мнению В.Н. Платонова (2006); В.Н. Платонова, М.М. Булатовой (1995); В.А. Запорожанова (1988); В.Б. Петровского (1978); Kerr (1988), которые рассматривают психолого-педагогические средства в системе восстановления нарушенных функций как один из ведущих факторов, так как именно они определяют объем и характер нагрузки, режим мышечной работы и отдыха на всех этапах тренировки с использованием физических упражнений.

В проводимом нами исследовании физические упражнения сочетались с психолого-педагогическими мероприятиями, активным, сознательным участием пострадавшего в лечебном процессе, что позволяло:
• вовлечь пациента в постоянные занятия лечебной гимнастикой;
• убедить в важности терпеливо переносить временные неудачи;
• сформировать желание заниматься;
• сделать физическую культуру частью образа жизни.
Правильное сочетание врачебных и педагогических наблюдений дает возможность подбирать комплексы упражнений, которые вызывают приятные эмоции у больного, адекватные характеру травмы и общему состоянию пострадавшего. При назначении двигательной терапии учитывалась особенность метода лечебной физкультуры — принцип упражняемости.

Терапевтический эффект тренировки, основанной на использовании физических упражнений, достигался благодаря соблюдению следующих педагогических принципов:
• системности воздействия определенным образом подобранных физических упражнений и последовательности их применения;
• регулярности воздействия (от одного до нескольких раз в день);
• длительности применения физических упражнений на протяжении лечебного курса, обусловленной необходимостью восстановления функций, нарушенных патологическим процессом;
• чередования мышечных групп, вовлекаемых в выполнение физических упражнений;
• постепенного нарастания дозы (раздражителя) физического упражнения на протяжении как отдельной процедуры, так и лечебного курса;
• постоянной частичной обновляемости упражнений, с тем чтобы разнообразить и индивидуализировать методику применения физических упражнений в зависимости от особенностей повреждения, возраста, пола, состояния здоровья;
• контроля общей нагрузки;
• направленности (общеразвивающие и специальные физические упражнения). Общеразвивающие физические упражнения использовались для развития общей функциональной адаптации организма к физическим нагрузкам, способствующим восстановлению физической работоспособности и повышению общего жизненного тонуса.



Тренировка с помощью специальных физических упражнений направлялась на область поврежденной конечности и предназначалась для предупреждения осложнений, восстановления функций, нарушенных травмой, производственных и бытовых навыков, быстрейшего восстановления работоспособности и возвращения больных к общественно полезному труду.

В методику занятий лечебной гимнастикой обычно включались общие и специальные физические упражнения, лечебное и педагогическое воздействие. Это способствовало более быстрому и эффективному лечению травматической болезни, ликвидации отрицательных воздействий травмы на психоэмоциональную сферу пострадавшего.

В ходе восстановительного лечения средствами физической реабилитации был решен ряд сложных задач, что в дальнейшем благоприятно повлияло на проведение реабилитационных мероприятий средствами ЛФК. Прежде всего у больного вырабатывался трезвый, адекватный взгляд на травму, желание как можно быстрее ликвидировать последствия травматической болезни, строго соблюдая при этом предписания врача и методиста по кинезитерапии.

Одна из важнейших задач педагогического воздействия — постепенное укрепление и развитие у пострадавшего в период физической реабилитации уверенности, целенаправленности, упорства и стойкости в перенесении болезненных ощущений, дискомфорта, терпимости и настойчивости в преодолении возникших функциональных расстройств.

В особо сложных и тяжелых случаях пострадавшему объясняли серьезность положения, психически не травмируя его, не лишая человека уверенности в возможности активно и с успехом включиться в процесс лечения.

Методы лечебного воздействия словом нужны и эффективны, создают у людей соответствующее душевное состояние и наибольший эффект оказывают в сочетании со средствами лечебной физической культуры.

Все варианты гетеро- и аутогенной тренировки (сюда входили различные приемы, словесные воздействия, создание образов, представлений и др.) приводили в большинстве случаев к полному расслаблению, дремотному состоянию и снятию нервно-эмоционального напряжения. В таком состоянии больной с наилучшими результатами подвергался лечению физическими упражнениями и наиболее эффективно воспринимал и усваивал установки на успех физической реабилитации, снятие болевых ощущений, повышение уверенности в правильности методики функциональной терапии, возможности возобновить полноценную трудовую деятельность и успешно решать стоящие перед ним социально-трудовые задачи.

Следует отметить, что систематическое применение при восстановительном лечении лиц с повреждениями мягких тканей верхних конечностей психолого-педагогических мероприятий в сочетании с активным, сознательным использованием средств лечебной физической культуры по разработанной нами методике лечебной гимнастики позволило в значительной степени повысить эффективность реабилитационных мероприятий и сократить их продолжительность, возвратить пострадавших в общество, к общественно-полезному труду.

Пархотик И. И.
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация