Психолого-педагогические средства в комплексной реабилитации пострадавших. Различные типы

27 Мая в 20:57 493 0


Неврастенический тип

Неврастенический тип характеризовался неустойчивым настроением, нетерпеливостью, плохой переносимостью болевых ощущений, повышенным беспокойством. Больные с таким типом центральной нервной системы трудно переносили длительный период фиксации конечности, многоэтапные реабилитационные мероприятия. Им оказывалась постоянная психотерапевтическая поддержка с акцентом на положительные моменты в процессе восстановительного лечения.

Сенситивный тип

Сенситивный тип проявлялся чрезмерной озабоченностью о возможном неблагоприятном впечатлении, производимом физическим дефектом верхних конечностей на окружающих, и стремлением скрыть его (симптом кармана), опасениями, что окружающие станут избегать их, считать неполноценными, боязнью стать обузой для близких.

Сенситивный тип довольно часто сочетался с эргопатическим типом (полная самоотдача работе, учебе). Больным с эргопатическим типом отношения к болезни были свойственны высокая целеустремленность и сильные волевые качества. Такие больные педантичны в лечении, аккуратно и тщательно выполняют все рекомендации по кинезитерапии и другим методам восстановительного лечения. У них отмечались хорошие функциональные результаты при проведении двигательной терапии, что выражалось в хорошо развитых компенсаторных и приспособительных возможностях верхних конечностей. При проведении занятий с ними важно доходчиво разъяснить план реабилитационных мероприятий и поставить конкретную цель.

Эйфорический тип

Более трудным являлось восстановительное лечение больных с эйфорическим отношением к увечью. Этот тип характеризовался демонстративно независимым поведением и легкомысленным отношением к реабилитационным мероприятиям. В таких случаях следует назначать более простые по характеру и объему физические нагрузки, непродолжительные по времени и имеющие положительную эмоциональную окраску средства восстановительного лечения. Это позволяет выработать механизмы компенсации, восстановить функцию руки для элементарного самообслуживания и избежать необоснованных затрат времени и средств на выработку сложных координационных движений, восстановление бытовых и производственных навыков. Отсутствие должного реабилитационного эффекта у таких больных связано в основном с нарушением режима, а также психоэмоциональными и психомоторными расстройствами.

Выявленные особенности личности пострадавших обуславливали характер психотерапевтической помощи, а также средние сроки продолжительности каждого восстановительного периода и времени пребывания больных в клинике.

Психотерапевтическое воздействие на больного мы строили не только с учетом отношения его к своему увечью, но и в зависимости от характера и давности травмы. В первый период психотерапевтическое воздействие словом было направлено на снижение повышенного уровня тревоги и эмоциональной напряженности, основывалось на введении в реабилитационный процесс, наряду с кинезитерапией, психотерапии, аутогенной тренировки, основанной на самовнушении, и релаксационной гимнастики.

Психотерапию строили с учетом выраженности аффективных, эмоциональных расстройств, их структуры, степени коррекции психического состояния в динамике восстановительного лечения. Психоэмоциональные упражнения проводились ежедневно перед началом кинезитерапии в течение 2—3 недель. Особую актуальность психотерапия, лечебное воздействие словом приобретали у акцентуированных личностей, физически и душевно ослабленных, потерявших волю к борьбе с болезнью, надежду на успех восстановительного лечения. Возникновение подобных состояний приводило к появлению у недостаточно эмоционально устойчивых людей довольно стабильных остаточных явлений неуверенности, боязливости, скованности, снижению уровня нервно-психической активности. Более резистентными к психическому воздействию травм и с выраженным реабилитационным эффектом были лица с развитыми волевыми чертами характера, с сильной уравновешенной нервной системой и эмоциональной устойчивостью.



В ходе реабилитации средствами кинезитерапии применялся ряд психолого-педагогических, психопрофилактических, психогигиенических мероприятий и воздействий на психоэмоциональную сферу пострадавшего.

При применении психолого-педагогических методов воздействия на психоэмоциональную сферу пострадавшего основное внимание уделяли лечебному воздействию словом. Особая роль отводилась проведению рациональных убеждающих бесед с больными, организации направленных групповых воздействий, обучению рациональным приемам самовнушения и самовоздействия, используя при этом известную формулу самовнушения, предложенную еще в 1903 г. французским аптекарем Э. Куйэ: "Мое состояние с каждым днем во всех отношениях становится все лучше и лучше" и формулу И. Шульца "Я справлюсь".

В ходе педагогического эксперимента пострадавшего перед началом кинезитерапии информировали о сущности и перспективах реабилитации и вырабатывали у больного адекватное отношение к травме, желание как можно быстрее восстановить нарушенные функции, соблюдая при этом все условия реабилитационного процесса, рекомендации специалиста по физической реабилитации, всячески помогая пострадавшему в процессе восстановительного лечения.

Посредством психотерапевтического воздействия устраняли у больного синдром неуверенности, тревожности и мнительности, вырабатывали уверенность в благоприятном исходе проводимых реабилитационных мероприятий и в дальнейшем успешном продолжении социально-трудовой и общественной деятельности.

Одной из важных задач, которую, по нашему мнению, должен решать реабилитолог, является постепенное укрепление и развитие у пострадавшего в период проведения реабилитационных мероприятий целенаправленности, уверенности, стойкости к перенесению болезненных ощущений и дискомфорта, мужества во время оперативного вмешательства, терпения и настойчивости в преодолении возникших функциональных расстройств, полного доверия к специалистам, занимающимся вопросами восстановительного лечения пострадавшего.

Овладение методами психической саморегуляции, основанными на принципах психотерапии, аутогенной идеомоторной тренировки и самовнушения, позволяло больному использовать имеющиеся психосоматические и психофункциональные связи для более эффективной ликвидации последствий травмы. В особо сложных и тяжелых случаях травмы пострадавшему объясняли серьезность положения, психически не травмируя его, не лишая человека уверенности в возможности самому активно включиться в процесс реабилитации и выработку компенсаторных механизмов. Мы добивались того, чтобы весь персонал, участвующий в восстановительном лечении людей с травмами верхних конечностей, способствовал созданию у них оптимистического настроения, трезвого отношения к случившемуся, развитию физической активности, стремления к самостоятельному занятию кинезитерапией, самовоспитанию воли и уверенности в своих действиях и поступках. Ведущее место в этих вопросах занимал специалист по физической реабилитации, который ориентировал больного на успешное проведение реабилитационных мероприятий с благоприятным социально-психическим и социально-трудовым исходом.

Пархотик И. И.
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация