Психолого-педагогические средства в комплексной реабилитации пострадавших. Психофизиологические тренировки

27 Мая в 21:01 1197 0


Методы лечебного воздействия словом, аутогенной тренировки и ее различные модификации, столь нужные и эффективные при реабилитации больных с травмами руки и в создании у людей соответствующего психоэмоционального состояния, давали наилучший лечебный результат при сочетанном применении кинези-, физио-, гидротерапии и других средств и методов восстановительного лечения. Словесные воздействия проводили перед началом применения физических средств реабилитации в фазе релаксации, полного расслабления.

В таком состоянии пострадавший с наибольшим успехом подвергался гетерогенным (внешним) и аутогенным (внутренним, собственным) воздействиям. В частности, во время кинезитерапии наиболее эффективно воспринимались и усваивались установки на успех физической реабилитации, уменьшение болевых ощущений и тревожности, опасений относительно тяжелых последствий повреждения нервно-мышечного аппарата верхних конечностей, повышалась уверенность в правильности методики функциональной терапии, возможности начать полноценную трудовую деятельность и с успехом решать поставленные перед собой социально-экономические задачи.

Помимо базисных психотерапевтических средств, применяли упражнения с изомоторными зрительными образами (идеомоторные акты), которые мы также относим к психотерапевтическим средствам воздействия. Последние способствовали восстановлению нервной проводимости, уменьшению выраженности атрофических явлений и перерождения мышц верхней конечности.

На втором этапе психотерапевтического воздействия, после снижения тревоги и психоэмоционального напряжения, наряду с индивидуальной, применялась рациональная и коллективная психотерапия, направленная на формирование у больного правильного представления о состоянии своего здоровья и функциональных возможностях, выработку адекватного противодействия болезни, формирование представлений об отсутствии исключительности его состояния и о лечебной перспективе проводимых реабилитационных мероприятий.

Из перечисленных методов использовалась психофизиологическая тренировка по Динейку (1991), представляющая собой законченную систему гармоничного сочетания психотерапевтического и гимнастического факторов, воплощенных в продуманной организации процесса с использованием природных условий (парки, бассейны, физкультурные площадки). В качестве теоретической базы применялся принцип нейросоматических взаимоотношений, труды И.П. Павлова и П.К. Анохина, работы М.Р. Могендовича и И.Б. Темкина и др. Огромное значение придавалось "феномену радости", его психофизиологической значимости как движущей силе положительных соматовегетативных изменений.

Методика Динейка состояла из последовательной системы уроков, где подробно излагалась техника психофизиологических упражнений. Каждое упражнение было проникнуто духом оптимизма, жизнеутверждения, деятельной устремленности. Занятия начинались с установления живого, доверительного, эмоционального контакта между реабилитологом, пациентом и всей группой в целом. В результате целенаправленно формировалась атмосфера доброжелательности, раскованности, собранности и самодисциплины. С первого занятия разучивались элементы культуры психики, правила самонаблюдения и самоконтроля, способы активного поддержания радостного хорошего настроения, приемы сдерживания и нейтрализации отрицательных эмоций. Затем следовал урок отработки правильного дыхания.



Тесная связь функции дыхания с психикой открывала дополнительные возможности психотерапевтического самовоздействия. Дыхательные упражнения гармонично пронизывали весь период дневного бодрствования. Короткие и легкодоступные, они использовались как с восстановительными, так и с успокаивающими целями. Третий и четвертый уроки были посвящены освоению техники релаксации — освобождению от застойной напряженности, рациональному сочетанию двигательных упражнений с формулами самовнушения, образами радости и оптимизма.

Специальные упражнения были посвящены образу жизни, искусству общения и самообладания, а также приемам самомассажа, водно-психотерапевтического массажа (каскадные купания).

После освоения каждого урока давались контрольные задания, цель которых — сформировать основу для дальнейшего самостоятельного продолжения психофизической тренировки как неотъемлемой части образа жизни.

Таким образом, социально-психологическая и психотерапевтическая сторона реабилитационных мероприятий у больных с травматическим повреждением нервно-мышечного аппарата верхних конечностей должна включать:
• раннее скрининговое обследование всего контингента пострадавших с целью выявления нуждающихся в коррекции психического состояния;
• клиническое и психодиагностическое обследование больных с целью наблюдения в динамике лиц с выявленными психопатологическими расстройствами;
• индивидуализированую психотерапию и занятия аутогенной тренировкой, состоящие из психолого-педагогических воздействий на больного;
• рациональную психологическую коррекцию, направленную на изменение представлений больного о своем физическом состоянии, лечении и прогнозе;
• элементы коллективной психотерапии с формированием приемов активного противодействия болезни и выработкой лечебной перспективы;
• комплексное применение психологических и физических средств воздействия в реабилитации пострадавших.

Комплексное психолого-педагогическое и физическое воздействие на пострадавших с травматическими повреждениями нервно-мышечного аппарата верхних конечностей при активном, сознательном участии больного в ребилитационном процессе позволило, по сравнению с занимающимися по обычной методике лечебной физической культуры, повысить в 1,7 раза эффективность реабилитационных мероприятий и сократить их продолжительность (Пархотик и др., 1996; Ли Синь, Пархотик, Мишалов, 1994; Хованлу Фариборз, 1998).

Пархотик И. И.
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация