Cовременные аспекты реабилитации. Виды реабилитации - психологическая реабилитация

27 Мая в 12:44 2110 0


Успешное проведение реабилитации больных и инвалидов зависит от умелого сочетания ее медицинских, физических, социально-трудовых и психологических элементов, характеризующих организационную структуру и многообразие методов восстановительной терапии. Каждому из этих элементов соответствует определенный этап: восстановление здоровья, нарушенных функций и социально-трудовой значимости больного или пострадавшего.

В литературе остается дискуссионным вопрос о роли и самостоятельном существовании психологической реабилитации. Большинство авторов считает нецелесообразным отдельное выделение этого вида реабилитации (Пархотик, Хошем Хасан Али, Кузьменко и др., 1990; Юмашев, Ренкер, 1973; Хованлу Фариборз, 1997; Хошем Хасан Али, 1989; 1991; lochhaim, 1987; Мурза, 2005). По их мнению, психологическая реабилитация должна осуществляться на всех этапах восстановительного лечения: с первых дней поступления в клинику до трудоустройства и восстановления социальной связи больного с коллективом.

Поэтому психологические мероприятия не следует относить к самостоятельному методу реабилитации. Методы психотерапии — это составная часть любой лечебной деятельности. Особую актуальность они приобретают в восстановительном лечении. По данным научных исследований, в основе реабилитации лежит прежде всего малая рациональная психотерапия, т. е. воздействие в первую очередь на разум, психическую сферу человека. Известный специалист в области восстановительного лечения М.М. Кабанов (1998) писал, что лечить можно и животных, а реабилитировать только человека, так как основа реабилитации — апелляция к его разуму. По этому поводу академик М.В. Черноруцкий заметил, что хочет врач или не хочет, психотерапия всегда с ним, и от него зависит, какая это будет психотерапия.

Анализ данных литературы и собственные наблюдения позволяют нам присоединиться к мнению тех исследователей, которые считают, что педагогический процесс, лечебное воздействие словом должны быть неотъемлемой частью всего периода реабилитации и находиться в особенно тесной связи с этапом медицинской, физической и социально-трудовой реабилитации.

Особую значимость приобретают психотерапевтические методы воздействия на пострадавшего в острую фазу болезни. Утрата или значительное нарушение функций — тяжелая не только физическая, но и психическая травма. В результате серьезных заболеваний или повреждений у больных нередко возникают тяжелые психоэмоциональные нарушения, которые отрицательно сказываются на отношении пострадавшего к своей болезни или к увечью, рекомендуемой двигательной терапии, окружающим людям, своему будущему, определяя таким образом психическую картину травматической болезни или внезапно возникающего заболевания. Развивающиеся у таких больных патологические психоэмоциональные состояния являются одним из факторов, тормозящих восстановительный процесс и неблагоприятно влияющих на эффективность и исход реабилитационных мероприятий.



Поэтому рекомендуется с первых же дней после травмы или острого заболевания, наряду с медицинской реабилитацией и кинезитерапией, проводить различные воздействия на психическую сферу пострадавшего. Целью психотерапевтического и педагогического воздействия на больного в острый период заболевания является снижение повышенного уровня тревоги и эмоциональной напряженности, основывающееся на введении в лечебный процесс психотерапии и занятий аутогенной тренировкой (Пархотик и др., 1990; Хованлу Фариборз, 1997): В ходе проведения реабилитационных мероприятий, перед началом двигательной терапии, необходимо информировать больного или пострадавшего о сущности реабилитации и выработать у него адекватное отношение к случившемуся, желание как можно быстрее восстановить здоровье и нарушенные функции. Посредством психотерапевтического воздействия у больного устраняется синдром неуверенности, тревожности и мнительности, вырабатывается уверенность в благоприятном исходе проводимых реабилитационных мероприятий и в дальнейшем успешном проведении социально-трудовой реабилитации.

В психологической реабилитации чаще всего используется аутогенная тренировка и различные виды психотерапии. Помимо базисных психотерапевтических средств, в качестве аутогенной тренировки применяют медитацию, релаксационную гимнастику и физические упражнения со зрительными образами (идео-моторные аспекты). Более подробно это будет изложено в следующих разделах работы.

По мнению некоторых исследователей, психолого-педагогический аспект реабилитации включает в себя также меры, позволяющие решать вопросы обучения, переобучения, воспитания и всестороннего развития людей с физическими и психическими недостатками. Эти меры облегчают подготовку к профессиональной деятельности, жизни в обществе и семье (Юмашев, Ренкер, 1973; Хованлу Фариборз, 1998; lochhaim, 1987).

Выделяют также технический аспект реабилитации, предусматривающий обучение инвалидов и использование ими достижений научно-технического прогресса для восстановления или компенсации анатомической или функциональной неполноценности нарушенных функций с целью возвращения пострадавшего в общество, к трудовой деятельности, социальной значимости в жизни, обществе и семье (различные виды протезов, инвалидные коляски, ортопедическая обувь и другие средства передвижения и бытового обслуживания инвалидов).

В литературе чаще всего употребляется обобщенное понятие социально-трудовая реабилитация, объединяющее всю совокупность трудовых, социальных, профессиональных, психологических, педагогических, физических и технических мероприятий, осуществляемых с целью сохранения здоровья, восстановления нарушенных функций, продления жизни, возвращения реабилитируемых в коллектив, семью и к общественно полезному труду.

Пархотик И. И.
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация