Обучение членов семьи и близкого окружения после инсульта

23 Марта в 21:45 839 0


Эмоциональные изменения

Не следует обращать внимание на неадекватное поведение и, наоборот, всячески поощрять адекватное и рациональное.

Депрессия

Очень важно обсудить с членами семьи меры помощи человеку, находящемуся в состоянии депрессии. Его нельзя оставлять надолго без внимания, предоставлять самому себе. С таким человеком необходимо разговаривать, даже если кажется, что он не слышит или не понимает сказанного; привлекать к выполнению повседневных бытовых дел; приглашать знакомых и друзей для его посещения, а самого человека побуждать чаще выходить из дома.

Группы поддержки

Большое значение имеет психологическая поддержка, особенно для тех, кто испытывает коммуникативные трудности.
Надо сделать так, чтобы люди, перенесшие инсульт, общались между собой вместе с членами их семей. Обычно бывает полезно, когда человек после недавнего инсульта встречается с кем-то, кто перенес инсульт давно, а в настоящее время успешно проходит реабилитацию и достиг значительных результатов.

Маленькие группы для совместного общения, тренировок, обучения могут собираться регулярно, например, ежемесячно. Интегрированный подход к лечению.

Всякое движение является прямым ответом на различные сенсорные раздражители (зрительные, слуховые, поверхностного и глубокого давления). Но самостоятельное движение, тоже генерирует сенсорные импульсы, по которым формируется представление о расположении мышц и суставов (про-приоцептивная чувствительность).

После инсульта человек забывает ощущения нормального движения и начинает двигаться неправильно, быстро запоминая эти новые движения как нормальные (см. «Нарушения образа схемы тела»). Программа реабилитации должна состоять из одновременного восстановления чувствительности и утраченных двигательных функций.

Приводимый ниже пример показывает значение использования различных стимулов (слуховых, зрительных, тактильных) в постинсультной реабилитации.


Переворачивание на здоровый бок

Переворачивание на здоровый бок (рис.122, 122.1).

Переворачивание на здоровый бок
Рис.122-122.1. Переворачивание на здоровый бок

Голос ассистента используется для стимуляции слуха и зрения пациента.
  • слух: для получения ответной реакции ассистент должен находиться на правильной позиции и давать указания коротко и динамично. На пациента нельзя кричать. Команды должны быть короткими, легкодоступными, и оставляющими время для их понимания. Например: «Повернись ко мне»;
  • зрение: пациент переводит взгляд и поворачивает голову к ассистенту.
  • прикосновения руками играют значительную роль в восстановлении сенсорных и соматических функций.

Прикосновения должны включать в себя поверхностное и глубокое давление на ткани (помогая движениям парализованных конечностей, плотно держите их руками).

На ранних стадиях восстановления для предотвращения падения парализованной руки назад и вовнутрь пациент может сцеплять обе руки в «замок», чтобы их ладони соприкасались.

Важно, что каждый, кто помогает человеку, страдающему коммуникативными и речевыми нарушениями, должен помнить следующее:
  • необходимо оказывать всяческую поддержку;
  • не усиливать разочарования пациента;
  • использовать все возможные способы для поддержания контакта.

А.П. Григоренко, Ж.Ю. Чефранова
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация