Методические указания по тренировке опорной функции и обучению правильной ходьбе

20 Марта в 21:01 1577 0


Для обучения правильной ходьбе необходимо:
1) перемещать массу тела с одной стороны на другую и переносить ее на одну сторону, сгибать колено на другой стороне, затем движение повторить, поменяв стороны;

2) поднимать одну стопу, опускать ее на то же место, затем повторить это движение, поменяв стороны;

3) передвигать одну или обе кисти рук вперед на расстояние около 15 см: если больной не в состоянии использовать обе руки, обычно функционирует рука, противоположная слабой ноге;

4) поднимать одну ногу, выносить ее вперед, переносить массу тела на эту ногу и распрямлять колено, фиксируя его. Начинать движение необходимо с поврежденной конечности при помощи реабилитолога;

5) движение начинать с опоры на пятку (при необходимости - с фиксирующим ортопедическим аппаратом и под наблюдением реабилитолога). Если больной не в состоянии поднять пальцы ног и тянет ногу, может понадобиться короткое фиксирующее устройство для ноги или другой ортопедический аппарат;

6) после самостоятельного прохода между брусьями 1,5-3 м при небольшой посторонней помощи можно переходить к ходьбе с использованием подходящего вспомогательного средства передвижения;

7) учитывать, что четырехфазная походка используется больными, у которых имеется слабость или боли в обеих ногах, и больными, у которых нарушено равновесие.

При использовании четырехфазной походки необходимо вначале выносить вперед руку с костылем или тростью, переставлять стопу, противоположную ослабленной, затем другую руку и другую ногу.

Двухфазная походка возможна после освоения четырехфазной. Если больной выполняет четырехфазную походку достаточно легко, он может автоматически переключиться на двухфазную модель.

При использовании двухфазной походки больной передвигает вперед одновременно одну руку с костылем или тростью и стопу, противоположную ослабленной, затем другую руку и ногу.

Трехфазная походка используется больными, у которых отмечаются боли или слабость в одной ноге, и больными с легким или небольшим нарушением равновесия и выполняется частично с помощью рук, частично с помощью ног.

Этот вид походки могут использовать больные с артритом, после переломов костей, хирургического лечения травм малого или большеберцового нерва, инсульта при мозжечковых расстройствах, рассеянном склерозе, болезни Паркинсона.

При использовании трехфазной модели походки с помощью обеих рук больной передвигает костыли, трости или ходунки вперед на 15-25 см, после чего передвигает вперед слабую ногу так, чтобы пальцы стопы находились на уровне наконечников костылей или задних ножек ходунков, затем переступает вперед мимо ослабленной ноги другой ногой.

Трехфазную модель походки также может применять больной, у которого действует только одна рука. Ему придется использовать трость с широким основанием или прогулочную трость, которая выглядит как ходунки, разделенные на две части. Трость надо держать в здоровой руке.

При передвижении с использованием этой модели походки и одной трости больной вначале передвигает трость на 15-25 см, шагает вперед более слабой ногой так, чтобы пальцы ноги были вровень с тростью, затем шагает другой мимо слабой ноги.

Раскачивающейся походкой пользуются больные параплегией, парапарезом нижних конечностей или после ампутации нижней конечности и с очень сильными руками. Как правило, для этой модели походки используются костыли или стандартные ходунки.

Такую же модель походки применяют больные с травматической параплегией. Чтобы ходить на костылях, им могут понадобиться фиксирующие устройства для ноги. При подготовке к ходьбе на костылях эти больные должны выполнять упражнения для укрепления рук.

При передвижении с использованием раскачивающейся походки больной переставляет два костыля вперед на 25-35 см, наклоняется вперед, опираясь на кисти рук, распрямляет локти и поднимает тело на руках, раскачивая обе ноги вперед и опуская пятки вниз сзади костылей. Больной стоит на обоих ногах, поднимает костыль и повторяет процесс.

Не существует двух похожих людей. Следует детально оценить возможности данного пациента и проводить восстановительное лечение в соответствии с ними. Вот почему существуют разные способы помощи разным пациентам.

Приводим некоторые примеры:

• поддержку руки пациента на проксимальном уровне следует осуществлять за плечо; на дистальном уровне можно использовать разные способы захвата кисти, предпочтительнее по типу «рукопожатия»;
• иногда, особенно на первых этапах тренировки ходьбы, возможно, будет удобнее контролировать движения пациента, расположившись прямо перед ним, продев свои руки ему подмышки и поддерживая его за область лопаток;
• вы можете управлять движениями пациента со стороны таза. Использование параллельных брусьев.

Параллельные брусья можно использовать для тренировок ходьбы. Они помогают пациенту опираться на здоровую сторону тела. Однако здесь всегда существует угроза, что он станет полностью доверяться только этой стороне тела и тем самым нарушится правильность походки. Упражнения по тренировке ходьбы должны включать перенос веса тела на парализованную сторону.

Не следует использовать параллельные брусья в качестве опоры для вставания с помощью здоровой руки. Они также не должны служить средством поддержания равновесия с опорой на здоровую половину тела.

Брусья должны помочь пациенту удерживать тело в состоянии равновесия с опорой на выпрямленные руки.
Использование зеркала при тренировках ходьбы.

Большое зеркало, дающее изображение в полный рост, может помочь в коррекции правильного положения «стоя» и в тренировке переноса веса тела на сторону поражения. Пациентам, перенесшим инсульт, следует часто напоминать о необходимости поддержания правильного положения плеч, головы, туловища в вертикальном положении. Зеркало в этой ситуации обеспечивает визуальный контроль (визуальную обратную связь). Оно особенно полезно лицам с нарушениями чувствительности.

Выработка правильной опоры для веса тела:
• правильной опорной точкой ступни для поддержания веса тела является пятка. При этом стопа должна смотреть прямо вперед и не поворачивать наружу:
• правильной опорной точкой руки, на которую должен приходиться вес тела, является основание ладони. При этом большой палец должен быть отведен наружу:
• пациент переносит вес тела с одной стороны на другую:
• если вы стоите рядом с пациентом, вы можете помочь ему при необходимости правильно расположить руки и ноги (рис. 63);


• попросите пациента встать между параллельными брусьями, правильно расположив парализованную ногу для поддержания веса тела (как описано выше);
• научите пациента удерживаться в этой позе: колени слегка разведены, ступни стоят параллельно;
• научите его переносить свой вес на правильно расположенную парализованную ногу, а затем отрывать от земли здоровую ногу (при этом можно делать небольшой шаг на ступеньку).

Выработка правильной опоры для веса тела
Рис. 63-63.1. Выработка правильной опоры для веса тела

Если нужно, вы можете помочь удержать парализованное бедро в выдвинутом вперед положении (рис. 63.1).

Перенос веса тела в положении стоя.

Эти упражнения с использованием параллельных брусьев можно практиковать на ранних стадиях лечения.

Правильный боковой перенос веса тела через бедро (рис. 64).

Правильный боковой перенос веса тела через бедро
Рис. 64. Правильный боковой перенос веса тела через бедро

• для правильного бокового переноса веса тела через пораженное бедро помогите пациенту, расположив руки по бокам его таза, совершить движение вперед и в сторону, опираясь на это бедро;

• если пациенту трудно выдвигать ногу вперед, и он старается держать ее сзади, ассистент должен слегка ударить его сзади по ягодицам. Этот легкий удар будет действовать как сенсорное напоминание (см. раздел «Постукивание»);

• непосредственно во время переноса веса тела ассистент может также использовать давление руками, чтобы содействовать этому переносу вперед и в сторону парализованного бедра;

• поддержку пациента следует проводить с парализованной стороны. Для поддержки колена парализованной ноги, предотвращения чрезмерного разгибания и стабилизации его положения вы можете использовать свое собственное колено. При необходимости возможна дополнительная поддержка локтя пациента.

Во время движения бедро должно направляться вперед.

Раскачивания из стороны в сторону в положении стоя.
• по-прежнему находясь позади и держа руки по бокам таза пациента, попросите его медленно качнуться из стороны в сторону, не двигаясь с места. Во время этого упражнения вы можете оказывать осторожное давление, чтобы контролировать и управлять его движениями (движением в сторону и особенно вперед, через парализованное бедро).

Упражнение должно повторяться ритмично. Постепенно пациент почувствует уверенность в своих движениях и будет выполнять их самостоятельно;
• упражнение можно выполнять с выдвинутой вперед парализованной ногой. Особое внимание (с помощью ассистента) уделяют переднебоковому перемещению через парализованное бедро.

Перенос веса тела на парализованную ногу (восстановление функций коленного сустава).

Управляемые движения через слегка согнутое колено

Практически во всех случаях коленный сустав парализованной ноги и рука нуждаются в некотором дополнительном внимании. Колено парализованной ноги может на данном этапе реабилитации все еще быть неустойчивым и потому требовать стабилизации.

Данное упражнение заключается в тренировке сгибательных и разгибательных движений в коленном суставе, чтобы предупредить избыточное разгибание колена:
  • пациент стоит вертикально, ступни расположены параллельно, пятки плотно прижаты к полу, обе ноги слегка согнуты в коленных суставах, но здоровая нога расположена на один шаг впереди;
  • парализованная нога слегка согнута в коленном суставе; пациент выпрямляет ее, а затем вновь возвращается в исходное положение легкого сгибания;
  • вы можете предусмотреть опору пораженной руки на поручень. Кисть пациента при этом должна быть повернута наружу;
  • вы можете помочь пациенту переставить парализованное бедро вперед;
  • вы можете поддержать колено парализованной ноги спереди в момент сгибания или предотвратить чрезмерное разгибание ноги назад при выпрямлении (рис. 65).

Управляемые движения через слегка согнутое колено
Рис. 65. Управляемые движения через слегка согнутое колено

Движение вверх и вниз по ступеням

Пациента нужно научить шагать вверх и вниз по низким ступеням (5-10 см), попеременно обеими ногами.
  • пациент продолжает держаться за поручень. Он поднимает здоровую ногу, ставит ее на ступеньку и сохраняет такое положение.
  • он выпрямляет здоровую ногу и поднимает на ступеньку парализованную ногу.
  • затем он слегка сгибает ноги в коленях и ставит парализованную ногу обратно на пол (рис. 66).

Движение вверх и вниз по ступеням
Рис. 66. Движение вверх и вниз по ступеням

Подъем на ступени боком

  • встаньте рядом с пациентом. Так вы сможете следить за парализованным бедром и при необходимости обеспечить поддержку колена пораженной ноги (рис. 66.1).

Так следует держать парализованную руку пациента.
Рис. 66.1. Так следует держать парализованную руку пациента.

Внимание!
Тренируя ходьбу по ступенькам, все действия следует начинать с движения здоровой ноги, ставя ее на ступеньку первой. Через некоторое время, повторяя то же упражнение, первой надо ставить на ступень парализованную ногу. Данный метод чередования ног позволяет тренировать обе стороны тела.

А.П. Григоренко, Ж.Ю. Чефранова
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация