О реализации комплексного подхода к реабилитации в травматологии и ортопедии

12 Апреля в 19:49 1821 0


Задачи восстановления здоровья в широком смысле этого слова решает реабилитация, которая представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей индивида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, направленные на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Не всегда удается полностью восстановить имеющиеся у человека нарушения функций, однако и в этом случае необходимо содействовать максимальному восстановлению его социального статуса и его социальной адаптации.

СПбНЦЭР им. Альбрехта Росздрава является центром комплексной реабилитации инвалидов, в основном, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В своей практической деятельности ортопеды-травматологи проводят курс на комплексную реабилитацию, которая предполагает три этапа:

  1. этап восстановления биомедицинского статуса, направленный на восстановление нарушенных функций и здоровья больных и инвалидов (по данным экспертов ВОЗ, у 87% больных реабилитация заканчивается на первом этапе);
  2. этап восстановления индивидуально-личностного статуса, направленный на развитие, формирование, восстановление или компенсацию социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок индивида;
  3. этап восстановления социального статуса, направленный на оказание содействия и создание инвалидам условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе и наравне с другими членами общества.

На всех трех этапах ортопед-травматолог по согласованию с отделениями лечебной физкультуры, физиотерапии, психологической, социальной и профессиональной реабилитации составляет индивидуальный маршрут реабилитации, координирует мероприятия комплексной реабилитации, осуществляет динамический контроль за ходом проводимых мероприятий, объем которых на всех этапах различный: от значительного на первом этапе до поддерживающей терапии на втором и третьем этапах.



На втором этапе основное внимание уделяется психологической (психологическая коррекция индивидуально-личностных характеристик) и социально-бытовой реабилитации (обучение навыкам персонального ухода, технике и методическим приемам самообслуживания, пользованию техническими средствами реабилитации, передвижению, организации быта и др.), подключаются элементы профессиональной реабилитации (формирование профессиональных интересов, общетрудовых навыков и мотивации на труд, профессиональная ориентация).

На третьем этапе основное внимание уделяется социально-средовой (формирование/восстановление навыков общения, содействие в формировании среды общения, в организации социальных контактов, вовлечение в общественные организации и общественную жизнь) и социокультурной реабилитации (информирование и консультирование по вопросам социокультурной реабилитации, вовлечение в занятия различными видами искусства, развитие творческой активности), спортивно-оздоровительной работе (информирование и консультирование по вопросам занятий физкультурой и спортом, обучение навыкам занятий физкультурой и спортом, вовлечение в занятия различными видами физической культуры и спорта, в спортсекции), профессиональной реабилитации (формирование/восстановление профессиональных навыков, формирование мотивации на труд, производственная адаптация).

По завершении курса реабилитации ортопед-травматолог делает заключение о его результативности и дает рекомендации по дальнейшей реабилитации в домашних условиях, а также в условиях ЛПУ и в реабилитационных центрах.

Комплексная поэтапная система работы с больными указанного профиля позволяет добиваться значительных результатов в восстановлении их здоровья в широком смысле этого слова.


Старобина Е.М., Шведовченко И.В. 
ФГУ «СПбНЦЭР им. Альбрехта Росздрава», г. Санкт-Петербург


Похожие статьи
показать еще
 
Травматология и ортопедия