Квалификационная характеристика специалиста врача-аллерголога

20 Мая в 9:50 1366 0


Квалификационная характеристика специалиста врача-аллерголога составлена с учетом функциональных обязанностей и представляет комплекс требований, необходимых для успешного выполнения своего профессионального долга.

Квалификационная характеристика врача-аллерголога может использоваться для:

  • разработки учебных планов и программ подготовки врачей-аллергологов;
  • организации их подготовки на этапе подготовки врача и в системе последипломного медицинского образования;
  • аттестации врачей-аллергологов на соответствие занимаемой должности и для присвоения квалификационной категории.
1. Назначение специалиста

Врач-аллерголог работает в аллергологическом кабинете или аллергологической стационаре лечебно-профилактического учреждения здравоохранения (врач-аллерголог кабинета поликлиники, врач-аллерголог аллергологического отделения республиканской, областной, городской больницы).

2. Условия для получения специальности

Врач для подготовки по специальности «Аллергология» должен закончить лечебный или педиатрический факультет, годичную стажировку по терапии или педиатрии и проработать не менее 3 лет на первичных должностях в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения (врач терапевтического или педиатрического отделения ЦРБ, городской, областной больницы или участковый терапевт или педиатр поликлиники).

Подготовка специалистов-аллергологов проводится:

  • в двухгодичной клинической ординатуре на базе специализированного аллергологического отделения и кабинета;
  • на циклах специализации продолжительностью 2,5 мес.
Осуществляют подготовку специалиста-аллерголога кафедры аллергологии институтов усовершенствования врачей и медицинских институтов.

Порядок обучения на цикле специализации по аллергологии в институте усовершенствования врачей продолжительностью 2,5 месяца определяется учебным планом и программой по аллергологии, утвержденными учебно-методическим отделом Республики Беларусь. Подготовка в клинической ординатуре осуществляется согласно плану и программе подготовки к ординатуре по специальности «Аллергология».

Общее организационное и методическое руководство специализацией по аллергологии осуществляют институты усовершенствования врачей.

3. Условия проведения специализации

Специализация должна проводиться базовыми учреждениями здравоохранения, обеспечивающими приобретение специалистом-аллергологом необходимых знаний и умений.

Специализация предусматривает:

  • практическую работу в аллергологическом кабинете и аллергологическом отделении в объеме 50 % нагрузки врача-специалиста;
  • участие в семинарах, конференциях, врачебных обходах и разборах, других формах подготовки;
  • систематическое самообразование путем изучения рекомендуемой литературы.

В процессе специализации врач сдает следующие зачеты:

3.1. Теоретические основы аллергологии.
3.2. Методы специфической аллергологической диагностики in vivo и in vitro.
3.3. Аллергические заболевания органов дыхания.
3.4. Аллергические поражения кожи.
3.5. Поллиноз.
3.6. Пищевая аллергия.
3.7. Лекарственная аллергия.
3.8. Осложнения вакцинации и иммунотерапии. Сывороточная болезнь.
3.9. Аллергические заболевания в детском возрасте.
3.10. Специфическая иммунотерапия аллергических заболеваний.
3.11. Принципы неспецифической терапии и профилактики аллергических заболеваний.
3.12. Неотложные состояния в аллергологии и их профилактика.
3.13. Дифференциальная диагностика аллергических, аутоиммунных и ложноаллергических заболеваний.
3.14. Первичные и вторичные иммунодефицитные заболевания.
3.15. Оценка иммунологического гомеостаза и иммунокор-ригирующая терапия.
3.16. Диспансеризация и реабилитация больных с аллергопатологией, организация школ для пациентов (астма-школа, аллергия-школа).

Специализация завершается экзаменом, который принимает комиссия. В состав комиссии входят руководители органов здравоохранения, в непосредственном подчинении которых находится учебная база, главные специалисты-аллергологи и педиатры и преподаватели кафедр аллергологии институтов усовершенствования врачей.

Результаты экзамена оформляются протоколом, а врачу выдается документ установленной формы с указанием квалификации врача специалиста-аллерголога.

4. Общие требования к специалисту

Врач-аллерголог должен быть подготовлен для самостоятельной профессиональной деятельности и выполнения основных функций: организационной, профилактической, диагностической и лечебной. Он должен сочетать глубокую теоретическую подготовку с практическими навыками, ответственно относиться к порученному делу, быть требовательным к себе и подчиненным, постоянно повышать свою профессиональную компетентность и уровень общей культуры, систематически осуществлять непрерывное самообразование, применять на практике принципы научной организации труда, пропагандировать здоровый образ жизни через систему школ для больных, осуществлять профилактическую работу по лечению и предупреждению аллергических заболеваний среди населения, проявлять инициативу, принципиальность и добросовестность в работе.

Врач-аллерголог должен оказывать необходимую диагностическую и лечебную помощь при острых и хронических аллергических заболеваниях, осуществлять дифференциальную диагностику, используя аллергологические и иммунологические лабораторные методы исследования. При угрожающих жизни состояниях задачей врача специалиста-аллерголога является поддержание жизненно важных функций организма и принятие соответствующих мер по их восстановлению (медицинской реабилитации).

5. Общие знания, необходимые в соответствии с требованиями специальности

Специалист-аллерголог должен знать:

  • основы законодательства о здравоохранении и нормативные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
  • общие вопросы организации аллергологической службы, организацию работы аллергологического кабинета и стационара, учрежденную документацию аллергологического кабинета и стационара;
  • эпидемиологию аллергических заболеваний в Республике Беларусь и в данном регионе, где работает врач;
  • основы клинической иммунологии, аллергологии;
  • аллергены, их свойства и стандартизацию;
  • современную классификацию аллергических и иммуно-дефицитных заболеваний;
  • механизмы и проявления псевдоаллергических реакций;
  • патогенез аллергических и аутоиммунных реакций;
  • генетические аспекты аллергических заболеваний;
  • специфическую диагностику аллергических заболеваний in vivo и in vitro;
  • функциональные методы исследования в аллергологии;
  • клинические проявления аллергических и аутоиммунных заболеваний;
  • дифференциальную диагностику аллергических, аутоиммунных заболеваний и псевдоаллергических синдромов;
  • организацию и оказание неотложной помощи при аллергических заболеваниях;
  • специфическую иммунотерапию аллергических заболеваний;
  • принципы неспецифической терапии аллергии;
  • принципы диетотерапии у аллергических больных;
  • вопросы временной, стойкой утраты трудоспособности;
  • профилактику аллергических заболеваний;
  • организацию диспансерного наблюдения и реабилитации больных аллергическими заболеваниями с учетом ведения астма-школы, аллергия-школы, применения спелеотерапии и восстановительного лечения в галокамере.
6. Общие навыки, необходимые в соответствии с требованиями специальности

Специалист-аллерголог должен уметь:

  • собрать аллергологический анамнез у больного, его окружающих и родственников или на основании имеющихся в его распоряжении медицинских документов;
  • выявить возможные причины аллергического заболевания;
  • применить необходимые методы обследования больного, оценить степень тяжести заболевания;
  • провести специфическую диагностику аллергии in vivo и in vitro;
  • дать оценку результатам специфического аллергологического обследования;
  • правильно интерпретировать специальные методы исследования (лабораторные, аллергологические, иммунологические, общегормональные, инструментально-функциональные);
  • определить показания для госпитализации, организовать ее в соответствии с состоянием больного;
  • провести дифференциальную диагностику аллергических, ложноаллергических, аутоиммунных заболеваний, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного;
  • назначить необходимое лечение с учетом проведения специфической и неспецифической иммунотерапии, иммунокорригирующей терапии;
  • назначить лечебное питание с учетом общих факторов, характера заболевания и аллергенов, вызывающих его;
  • оценить динамику течения болезни и ее прогноз;
  • выделить перечень необходимых реабилитационных мероприятий с учетом обучения и ведения пациента в астма-школе, аллергия-школе, проведения спелеотерапии;
  • определить вопросы экспертизы трудоспособности больного, временной или стойкой нетрудоспособности, перевода на другую работу;
  • оформить историю болезни и всю необходимую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению и приказами МЗ Республики Беларусь по аллергии (лист специфического аллергологического обследования, паспорт больного аллергическим заболеванием).
7. Специальные знания и умения, навыки, необходимые специалисту-аллергологу


Специалист-аллерголог должен уметь диагностировать и владеть способами профилактики, лечения и реабилитации больных при следующих заболеваниях и состояниях:

  • анафилактическом шоке;
  • бронхиальной астме (все ее формы);
  • поллинозе;
  • разных клинических проявлениях лекарственной аллергии;
  • сывороточной болезни, осложнениях вакцинации и иммунотерапии;
  • экзогенном аллергическом альвеолите;
  • крапивнице и отеке Квинке;
  • атопическом дерматите;
  • пищевой аллергии и ее проявлениях;
  • контактном аллергическом дерматите;
  • аллергическом рините;
  • аллергическом конъюнктивите;
  • астматическом состоянии (статусе);
  • аллергическом пневмоните, миокардите, гепатите.
Специалист-аллерголог должен уметь выявить причину заболевания, используя методы специфической аллергологической диагностики in vivo и in vitro, уметь клинически интерпретировать данные тесты.

8. Перечень манипуляций, которые должен уметь делать специалист-аллерголог:

  • владеть техникой проведения кожных аллергологических проб (прик-тест, капельная проба, скарификационная, внутрикожная, аппликационная пробы);
  • уметь провести провокационные аллергологичсские тесты (конъюнктивальный, назальный, ингаляционный, подъязычный);
  • приготовить разведения аллергенов для диагностики и лечения;
  • подготовить разведения ацетилхолина, гистамина, простагландинов и др. медиаторов аллергии для проведения бронхомо-торных тестов;
  • провести бронхомоторные тесты;
  • владеть методикой проведения спирографии, уметь провести пневмотахометрию, пикфлоуметрию;
  • владеть постановкой реакции Праустнитца—Кюстнера;
  • уметь применять на практике дифференцированно разные методы специфической иммунотерапии разными аллергенами;
  • владеть постановкой теста торможения естественной миграции лейкоцитов in vivo;
  • уметь провести диагностику пищевой аллергии с помощью элиминационных диет и ведения пищевого дневника;
  • владеть методами оказания неотложной помощи при острых аллергических реакциях (анафилактический шок, астматическое состояние, острая крапивница и отек Квинке и др.);
  • уметь приготовить аллерген из нативных продуктов (экспресс-метод).

Карта сбора аллергологического анамнеза

(Вкладыш в медицинскую карту амбулаторного больного (ф. 025/у) и стационарную историю болезни (ф. 003/у) в специализированном аллергологическом кабинете или отделении)

1. Наличие аллергических заболеваний в анамнезе: бронхиальная астма, поллиноз, крапивница, отек Квинке, мигрень, экзема, аллергические риниты, нейродермит и другие аллергические заболевания кожи, лекарственная аллергия, сывороточная болезнь (дата, тяжесть проявления — вписать): _____________________________
2. Аллергические заболевания в семье в прошлом и настоящем:
а) у отца и его родственников_____________________________
б) у матери и ее родственников_____________________________
в) у братьев и сестер_____________________________
г) у детей больного_____________________________
3. Перенесенные ранее аллергические заболевания (перечислить)_____________________________
4. Реакция на введение сывороток и вакцин (какие и когда) _____________________________
5. Реакции на введение различных медикаментов (какие и когда).

Аллергический анафилактический шок, крапивница, отек Квинке, бронхоспазм, различные дерматиты, кожный зуд, аллергический ринит, конъюнктивит (дата, вид реакции, указать в графах)

5.1. На антибиотики:
группы пенициллина _____________________________
группы аминогликозидов_____________________________
стрептомицин_____________________________
синтомицин, левомицетин_____________________________
прочие антибиотики_____________________________
5.2. Сульфаниламидные препараты_____________________________
5.3. Анальгетики пиразолонового ряда_____________________________
5.4. Местные анестетики_____________________________
5.5. Йодсодержащие препараты_____________________________
5.6. Витамины группы В_____________________________
5.7. Другие лекарственные препараты_____________________________
5.8. Другие побочные реакции: головокружение, тошнота, повышение температуры тела, рвота, дисбактериоз и т.п. (вписать, дата)_____________________________
6. Сезонность заболевания (лето, осень, зима, весна)_____________________________
7. Влияние климата на течение заболевания _____________________________
8. Влияние погоды и физических факторов (охлаждение, перегревание и т.д.) _____________________________
9. Влияние физических нагрузок, отрицательных эмоций и т.д. _____________________________
10. Связь с простудными заболеваниями (катарами верхних дыхательных путей, ангинами, бронхитами, воспалением легких) _____________________________
11. Связь заболеваний с менструацией, кормлением ребенка, беременностью, родами _____________________________
12. Где и когда чаще всего возникают приступы болезни (или ухудшение состояния) — дома, на работе, на улице, в городе, в лесу и т.д., днем, ночью _____________________________
13. Влияние на течение заболевания различных пищевых продуктов, напитков, алкоголя, косметических средств, средств от насекомых, пыли, запахов и т.д., контакта с различными животными, одеждой, постельными принадлежностями _____________________________
14. Жилищная обстановка (дом — каменный, деревянный и т.д.), отопление, сырость, ковры, мягкая мебель, книги, спальные принадлежности, животные, рыбы и т.д. _____________________________
15. Условия работы и ее изменения на протяжении жизни, наличие профессиональных вредностей _____________________________

Карта аллергологического и иммунологического обследования

(Вкладыш в медицинскую карту амбулаторного больного (ф. 025/у) и стационарную историю болезни (ф. 003/у) в специализированном аллергологическом кабинете или отделении)

Карта аллергологического и иммунологического обследования
Карта аллергологического и иммунологического обследования

Н. А. Скепьян
Похожие статьи
показать еще
 
Аллергология и иммунология