Врач с точки зрения общины

26 Октября в 7:15 603 0


Каждый человек хочет быть нужным.
Е. Зейфрид (Е. Seyfried)

Каждый человек, а стало быть, и каждый пациент, существует не только как изолированный индивидуум и не только как член семьи, а в значительно большей степени является участником многосторонних социальных, общественных отношений. Начиная с местной общины, далее он принадлежит государству и нации, вплоть до глобальных связей, чье влияние в настоящее время велико как никогда, по крайней мере, воспринимается более сознательно, чем в прошлом.

Семья, как мы уже видели в главе V, может вернуть себе и развивать свое утраченное влияние только если не будет отгораживаться от окружающих, а станет частью социальной среды и возродит свою значимость, о которой подчас забывают, трактуя понятие семьи слишком абстрактно. Гидденс (Giddens) говорил по этому поводу следующее: «Крепкая семья может стать действенным источником социальной сплоченности, если только будет ориентироваться как на внешние, так и на внутренние факторы. Это дает мне право считать семейные отношения частью разветвленной сети социальных отношений». То же касается и экономических связей. Вообще, общественное развитие всегда следует рассматривать как постоянную конкуренцию двух тенденций: коммерциализации социальной среды и социализации экономики, причем ни одна из них не может полностью одержать верх над другой; обе находятся в постоянном развитии до достижения равновесия, устраивающего всех.

На этом фоне можно также утверждать, что каждый человек, а стало быть, и каждый пациент в своих социальных и экономических отношениях хочет быть не только свободным, но и полезным, не только независимым, но и зависимым, не только самоопределившимся, но и востребованным, жить не только для себя, но и для других, не только освобождаясь от нагрузки, но и получая ее. Здесь речь снова заходит о непрерывном поиске необходимого равновесия — теперь уже в отношении отдельного человека.

Данная основная черта человеческого существования имеет большое значение для формирования тройственных отношений врача, пациента и его родственников. В первую очередь это относится к типичному случаю хронического заболевания, когда врач более не в состоянии повлиять на ход болезни и отвечает за то, чтобы пациент научился жить со своей болезнью. Научить его возможно только при активном влиянии на его жизненную среду, которую составляют социальные отношения и материальные условия.

Когда болезнь приводит к изоляции и замкнутости на себе, тогда врачу следует вести себя так, чтобы этот эгоцентризм вновь обернулся «альтруистической самоотдачей» на благо других, о чем нам говорил Гадамер. Главную роль здесь играет не борьба с болезнью или особенностями личности, а изменение условий жизни и социальных отношений независимо от того, идет ли речь о ресоциализации семьи, о социальных связях с соседями и друзьями, об условиях труда, о жилищных условиях или о культурной интеграции.



Но для того, чтобы эти необходимые здоровые отношения и условия могли быть доступными для каждого отдельного пациента, врач должен вначале постараться сделать их нормой для всех, позаботиться об их сверхиндивидуальном распространении в обществе. В этом смысле «общинная медицина» должна находится не среди узкоспециализированных предложений медицины, а являться ядром основной задачи врача. Эта идея не нова. Вирхов (Virchow) еще в 1848 году рекомендовал демократизацию в качестве лечебного средства против инфекционных болезней, а Саломон Нойманн (Salomon Neumann) писал в 1847 году: «Медицинская наука в своей основе и по своему внутреннему содержанию является социальной наукой».

Итак, мы должны спросить себя, каким же образом каждый врач в своей основной позиции и на практике сможет выдержать новую нагрузку общинной медицины, не сдаться, ведь его новые обязанности будут выходить за пределы рабочего времени. Но врач не имеет права сдаться, так как с исполнением этих дополнительных обязанностей его социальное значение в общине становится еще больше.

К ответу на этот вопрос мы можем приблизиться только обходным путем. Община, как и семья, религия, а теперь и нация, в течение последних 200 лет входит в число жертв процесса рационализации. С того момента, когда произошло отделение места проживания от места работы, дома от фирмы, трудовая активность граждан приобретала все более индустриальные черты, а глобальные структуры рыночной экономики лишили ее связи с общиной. Социальное государство и благотворительные учреждения освободили общину от активного социального участия, а нравственные обязательства, перейдя из сферы частной в общественную, утратили свою интимность.

Поэтому часто говорят о «колонизации жизненной среды». С влиянием этого процесса на пациента и с его последствиями мы познакомимся в первой части этой главы. Во второй части речь пойдет об общественно-гражданском антидвижении, выступающем против обесценивания общины. И только в третьей части мы зададим себе вопрос о том, как врач может найти путь, чтобы примкнуть к этому движению за возвращение общине ее значения.

Дёрнер Клаус
Похожие статьи
  • 20.11.2013 9876 10
    Коммуникативная компетентность врача

    Коммуникативная компетентность как профессионально значимое качество врача. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом — от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей...

    Психология врача
  • 20.11.2013 7610 10
    Типы личности медицинских работников: эпилептоидный, истероидный

    Черты эпилептоидного типа обычно видны уже в детстве. Ребенок эпилептоидного типа может часами плакать, и его невозможно ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить, ни заставить замолчать. Очень рано у таких детей выявляются садистские наклонности: они любят мучить животных, дразнить малышей, издеваться...

    Психология врача
  • 25.10.2013 6108 15
    Отношения врача и родственников больного

    До тех пор пока врач принимает острое заболевание за парадигму медицины, он не сможет правильно воспринимать ни хронически больного, ни его родственника. В такой ситуации родственник остается для врача не более чем неким довеском к пациенту. Только если врач станет принимать за парадигму медицины хр...

    Психология врача
показать еще
 
Общее в медицине