Техника нуждается в корректировке

28 Октября в 8:22 755 0


Техника нуждается в корректировке

Таким образом, можно было бы дать отпор угрожающему перевесу техники, которая противопоставляет эффективность технических средств средствам природного происхождения. С другой стороны, концентрация власти в руках научно-технически-промышленных объединений, перед которыми Бек старается вызвать у нас страх, так как они якобы могут разрушить демократию без того, чтобы это вообще кто-то заметил. Испытанным методом корректировки, заметим кстати — в защиту самой техники, является своего рода волшебное средство, которое в обобщенном виде называется «плюрализмом». Даже Левинас называет свою метафизическую «этику облика» плюралистической вследствие безмерной удаленности Другого от меня, для чего изначально появляется фигура Третьего с тем, чтобы сделать возможным сравнение несравнимого, справедливости и социальных институтов.

По X. фон Вайцзеккеру биологическая эволюция так долго находится на службе у жизни, что не может способствовать монополистической селекции соответствующих Лучших, а гарантирует многообразие, плюрализм слабых и сильных. Основным элементом каждой демократии является корректировка монополистического насилия власти в форме плюралистического разделения насилия.

Спасение жизнеспособной свободы человека от общественной концентрации власти в современном мире, которая выражается в логике присвоения, экономической переоценке, колонизации жизненного пространства и зависимости специалистов, Бауман вместе с другими критиками современности видит в плюрализме, то есть в признании имеющихся амбивалентностей, многозначности и протяженности Чуждости и Инакости людей как предпосылки свободы в том, что «я считаю, что могу уважать собственное отличие только тогда, когда уважаю отличие Другого».

Кажется, лучше других это выразил Баркхоф: «Поддерживать плюрализм означает испытывать радость, сопереживая другим людям, всякий раз по иному, с иных позиций, невзирая на связанные с этим возможные конфликты, боль, оскорбления. Как об этом гениально говорит народная молва, тот, кто желает видеть другого в беде, кому божий свет представляется не чудесной мечтой, а кошмарным сном, тот не станет пытаться решать свою судьбу за чужой счет, а будет принимать людей такими, каковы они есть: без намерения господствовать или манипулировать ими».

Использование этих положений в подходе к медицинской технике означает прежде всего разрушение мощного промышленного объединения, вследствие чего переходы между наукой, техникой и экономикой окажутся открытыми для общественного контроля, потому что концентрация власти, в прежние времена государственной, а в настоящее время общественной, разделяется на отдельные силовые структуры, чтобы постоянно поддерживать их существование. Даже в том случае, если сегодня это все еще кажется благочестивым желанием, то в обозримом будущем успехи генной модификации общества могли бы принудить нас принять такие плюрализирующие (!) меры.

Пауль собрал необходимые доказательства того, в какой мере уже сегодня в рамках международного сотрудничества могут быть проверены педагогические программы перевоспитания, содержащие конструкцию полезности, биологической обоснованности и тоталитарный облик человека (различие между людьми и нелюдями), которые не имеют ничего общего с ожиданиями исцеления, которые мы видели у солидных нацистских медиков и которые в настоящее время находятся на пути к признанию населением участия в массовом генетическом скрининге и построенных на нем вмешательствах, пользующихся спросом.

Немногим легче, пожалуй, является достижение плюрализма в науке, как того требует Грюбер и полемически выражает определением «встречное исследование» Иллих: равенство возможностей при распределении фондов на исследования для всех серьезных и различных путей изучения значительной проблемы, потому что при прогрессирующей экономической зависимости науки от ее гарантированной Конституцией свободы ничего больше не останется, была бы она ремеслом и подчинялась ремесленному положению.

Другую стратегию корректировки предложили Виннакер (Winnacker) и другие в форме шкалы генноинженерных вмешательств в зависимости от повышения степени риска, озаглавив ее «модель эскалации для этической оценки», и имея ввиду необходимость определения согласованного внимания и обсуждения всех ступеней опасности. И в поиске обоснований для отклонения клонирования человека пришлось наткнуться — поначалу к собственному изумлению — на то, что к необходимым предпосылкам человеческой свободы относится даже случайность, которая могла бы быть сочтена достоянием, охраняемым Конституцией.

И в заключение еще один пункт применения плюралистической корректировки власти из области медицинских заведений: традиционное руководство больницей врачом заменялось, вследствие свержения авторитетов в 1968 году, новым руководством, в котором на равных правах принимали участие врач, руководитель ухаживающего персонала и хозяйственный руководитель. Такое решение проблемы в процессе нынешних неолиберальных изменений привело почти повсеместно к правлению хозяйственного руководителя.

В связи с тем что я пережил все три вида правления и поэтому могу сравнивать, берусь утверждать, что наилучшим вариантом, способным выдерживать нагрузки, является тройственное правление и даже не вопреки, а благодаря тем потерям в результате трений, которые следует рассматривать как обусловленные конфликтом в силу необходимости их обоснования. На сей раз для самоограничивающей защиты экономики от себя самой можно было бы спросить: что экономизирует экономика, если она уже все экономизировала?


Техника нуждается в замедлении

Во всем присущем технике ускорении темпов во всех процессах ее проявления и при всех предпринимаемых ею шагах необходимо видеть требование замедления, необходимого для создания дружелюбного по отношению к человеку равновесия между техникой и моралью. Обоснования такого требования неоднократно изложены во всех предшествующих главах этой книги.

Техника должна быть на виду

Это требование отвечает все еще распространенному оправданию техники, так как она якобы находится в частном владении, где каждый человек может свободно выбрать необходимую ему технику или отказаться от нее. В действительности же когда-то было само собой разумеющимся качеством гражданского общества, что возможные экспансионистские хозяйственные, технические и научные действия частных лиц, при всей их свободе и самостоятельности, соответственно были направлены на защиту против вмешательства государства, церкви и других властных структур. Между тем условия отчасти перешли в свою противоположность.

Влияние частного промышленного сектора на людей и их свободу часто больше, чем влияние государства, не говоря уже о церкви. Не только влияние экономики, но и «профессиональные знания создают и усиливают его потребность в самом себе. Подмена собственных способностей возможностями специалистов означает не только подготовку более эффективных и более приспособленных для неумелых и наименее обременительных средств для того, чтобы освободиться от имеющихся трудностей. Это означает также создание и принципиально неограниченное преумножение новых проблем, которые делают профессиональные знания неизбежно необходимыми». При этом «каждый успешный шаг в решении бесконечных проблем укрепляет сеть зависимости, которая воспринимается как дальнейшее расширение свободы».

Здесь особую роль играет то, что принято называть «медикализацией общества», это преимущественно медико-техническая, а в настоящее время — психо- и генно-инженерная колонизация жизненного пространства человека. Уже одно только наличие новых технических способностей «определяет существовавшие ранее нейтральные или легко преодолеваемые элементы жизненной рутины как мучительные (ставшие невыносимыми именно в связи с тем фактом, что их не следовало более терпеть), как факторы, которые неадекватно определены, непрозрачны, многозначны, недостаточно контролируемы и вследствие этого вызывают страх, как проблемы, с которыми необходимо "справиться", лишить их остроты или убрать прочь с пути.

В той мере, в какой распространяется информация о новых способностях, возрастает настойчивая потребность приобретать их, заимствовать, использовать. Вместо обещанного сокращения числа проблем, которые отягощают жизнь человека, происходит прогрессирующая враждебность и готовность специалистов к дальнейшему увеличению числа проблем. Готовность, которая ожидает возможности своего применения и маскируется под видом проблем, нуждающихся в разрешении».

В связи с тем, что техническая зависимость специалистов способствует расширению свободы, то, что в прежнее время по праву находилось под защитой как сфера частной жизни, теперь нуждается в предании гласности, в открытой дискуссии и контроле. И это независимо от того, идет ли речь об отчуждении страдания и смерти, о колонизации тела, о превращении в патологию страхов и других волнений, обусловленных конкретными обстоятельствами, бегством от судьбы, как, например, от бесплодия, бесконечном улучшении здоровья или лишении природы ее естественности. При таких, безусловно тяжелых, условиях, часто замешанных на получении кратковременной пользы и на долгосрочных опасностях, маскируемых комплексами, которые представляют чуждые интересы, необходимо невероятно долгое время для общественной рефлексии с целью сделать возможным изменение основной позиции человека, как, например, изменение установки людей в отношении активной эвтаназии, чтобы сделать людей способными отличать зависимость от свободы, решение, принятое Другим, от собственного решения.

Мы давно уже начали превращать частную жизнь в достояние гласности. Она давно уже нуждается в стимулировании с целью преодоления сопротивления, которое она считает обременительным, излишним, враждебным прогрессу или достаточным, сдерживающим, а тем самым требует большей поддержки и особенно терпения прежде всего от нас — врачей. Некоторые перспективы такой работы по преданию гласности сформулировал Иллих и одновременно напомнил нам задачу ликвидации классического приюта (созданного для того, чтобы сделать Последних невидимыми для общества). Быть может, это было необходимо в XIX веке, но сегодня это уже не может найти оправдания. «В обществе, где люди снова рождаются в домашних условиях и имеют право умереть в своем доме, где калек и идиотов не изгоняют из общества и где понимают различие между исцелением и жестяными работами, некоторые люди могут развить в себе способности оказывать помощь в выздоровлении, в страдании и смерти».

Дёрнер Клаус
Похожие статьи
  • 20.11.2013 9804 10
    Коммуникативная компетентность врача

    Коммуникативная компетентность как профессионально значимое качество врача. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом — от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей...

    Психология врача
  • 20.11.2013 7583 10
    Типы личности медицинских работников: эпилептоидный, истероидный

    Черты эпилептоидного типа обычно видны уже в детстве. Ребенок эпилептоидного типа может часами плакать, и его невозможно ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить, ни заставить замолчать. Очень рано у таких детей выявляются садистские наклонности: они любят мучить животных, дразнить малышей, издеваться...

    Психология врача
  • 25.10.2013 6052 15
    Отношения врача и родственников больного

    До тех пор пока врач принимает острое заболевание за парадигму медицины, он не сможет правильно воспринимать ни хронически больного, ни его родственника. В такой ситуации родственник остается для врача не более чем неким довеском к пациенту. Только если врач станет принимать за парадигму медицины хр...

    Психология врача
показать еще
 
Общее в медицине