Профессионально значимые коммуникативные качества врача

20 Ноября в 7:17 3650 0


Хорошие коммуникации врач — пациент были описаны в качестве краеугольного камня медицинской практики (Doherty et al., 1990). Это может быть также подтверждено результатами исследований, в которых было обнаружено, что 60-80% диагностических решений принимаются на основании информации, полученной только лишь в ходе медицинского интервью; такая же пропорция отмечается и при принятии терапевтических решений (Hampton et al., 1975, Sandler, 1980). Основой же медицинского интервью являются коммуникации, а само по себе медицинское интервью служит основой всей медицинской практики.

Evans et al. (1991), изучая студентов-медиков, обнаружили, что после того, как те приняли участие в курсе обучения коммуникационным навыкам, они стали лучше распознавать и правильнее реагировать на вербальные и невербальные знаки пациентов и были способны извлекать у них больше относящейся к делу информации. В этом исследовании Evans et al. показали, что студенты, которые приняли участие в тренинге по коммуникационным навыкам, были более эффективны в плане диагностики, могли значительно лучше извлекать у больных полные и относящиеся к делу сведения по сравнению со студентами контрольной группы, хотя при этом им и не требовалось больше времени.

Эффективная диагностика зависит не только от установления телесных симптомов болезни, но также от способности врача выявить те соматические симптомы, причины которых могут иметь психологическую или социальную природу, что требует иных планов лечения.

Чем лучше коммуникации,— тем больше возрастает согласие пациента следовать плану лечения.

Эффективность лечения зависит не только от правильности диагноза, но также и от согласия пациента с планом лечения (так называемый комплайенс). Исследования показали, что тренировка коммуникационных навыков оказывает положительное влияние на согласие пациента принимать назначенное ему лекарственное средство (Cockburn et al., 1987). Нежелание следовать назначенному лечению было описано в качестве наиболее серьезной проблемы в медицине (Ley, 1983).

В связи с тем, что все большее число связанных со здоровьем проблем обнаруживают связь со стилем жизни и поведением, у врачей будет возникать все большая необходимость проводить медицинские интервью все более сфокусированным на пациенте образом с тем, чтобы вдохновить его мотивацию и усилить согласие следовать лечебным режимам. Эффективные коммуникации дают врачам возможность передавать пациентам адекватную медицинскую информацию и мотивировать их следовать более здоровому стилю жизни, повышая, таким образом, роль врача в укреплении здоровья и профилактике болезни.

Есть ряд указаний о том, что хорошие коммуникации врач — пациент могут оказать существенное влияние на результаты лечения в смысле функционального состояния пациента и его субъективной оценки своего здоровья так же, как и на результат мероприятий психологического плана (Kaplan et al., 1989).

Эффективные коммуникации вносят свой вклад в клиническую компетентность врача и его чувство уверенности в себе
Fallowfield (1992) обнаружил, что лучшие коммуникации врач — пациент способны сделать консультации более ценными для врача как в профессиональном плане, так и с точки зрения его личности. Эдинбургская Декларация

Всемирной федерации по медицинскому образованию (1988) устанавливает, что каждый отдельный пациент должен иметь возможность ожидать в лице врача встретить человека, подготовленного в качестве внимательного слушателя, тщательного наблюдателя, эффективного клинициста, а также человека, обладающего высокой восприимчивостью в сфере общения.

По существу, клиническая компетентность врача часто оценивается по его коммуникационным навыкам даже несмотря на то, что они обычно не преподаются как формальная часть медицинской подготовки. При изучении оценок, полученных на устных экзаменах студентами-хирургами, было обнаружено, что есть существенная взаимосвязь между оценками по коммуникационным навыкам и общими экзаменационными оценками; это заставляет предположить, что экзаменаторы находятся под сильным влиянием того, насколько хорошо студент умеет общаться (Rowland-Morin et al., 1991).



В другом исследовании, где врачи консультанты были опрошены о том, что они считают ключевыми качествами высококвалифицированного старшего врача, живущего при больнице, или врача-ординатора (т.е. врачей, занимающих более низкое положение на профессиональной лестнице. - прим. переводчика), коммуникационные навыки постоянно указывались как наиболее значимый фактор (Jones et al., 1992).

Эффективные коммуникации влияют на удовлетворенность пациента.

Исследования показали, что имеются существенные взаимосвязи между многими аспектами интерперсональных навыков врачей-клиницистов, с одной стороны, и степенью удовлетворенности и мотивацией пациентов — с другой (Thompson et al., 1990). Было документально подтверждено, что плохие коммуникации со стороны врача являются главным фактором, ведущим к неудовлетворенности пациента и его родственников проводимым лечением. Обнаружено, что пациенты были в меньшей степени удовлетворены им, когда врачи доминировали в интервью путем того, что говорили больше, чем больной, или когда эмоциональный фон характеризовался доминированием врача (Bertakis et al., 1991). Это может иметь связь с изменением ожиданий пациента по поводу роли врачей, так как люди видят себя при этом более чем активными участниками в заботах о своем собственном здоровье.

Тренировка в коммуникационных навыках помогает врачам действовать более эффективно в особо «чувствительных» аспектах взаимоотношений врач — пациент, которые часто встречаются в практике, но тем не менее обычно не включены в программу медицинского обучения — например, необходимость сообщить пациенту, что он неизлечимо болен, необходимость сказать родственникам больного, что тот должен умереть, либо другие примеры сообщения плохих известий.

Эффективные коммуникации оказывают влияние на стоимость лечения и эффективность использования ресурсов.
Выгоды от внедрения обучения коммуникационным навыкам состоят также во влиянии на стоимость лечения и эффективность использования ресурсов в здравоохранении, открывая возможность для более точной диагностики и более полного согласия пациента следовать лечебным планам. Такие усовершенствования могли бы помочь предупредить ненужные назначения лекарств, которые либо ошибочно предписаны, либо неправильно использованы больными (Kaplan, 1989; Sandler, 1980). Плохие коммуникации ведут к несчастным случаям и последующему судебному разбирательству (Vincent, 1992).

Эффективные коммуникации особенно важны в условиях крайне ограниченного количества времени для медицинских консультаций. Эта разновидность навыков, которой обучаются в ходе тренинга коммуникационных умений, может помочь врачу более эффективно справляться с необходимостью поставить диагноз, выработать адекватный план лечения и передать его пациенту в имеющийся для этого промежуток времени. В условиях очень напряженного приема пациентов или в амбулаторных учреждениях (поликлинике) внедрение эффективных коммуникаций необходимо рассматривать как очень серьезный фактор и как стратегию, призванную облегчить эти трудности.

Соловьева С.Л.
Похожие статьи
  • 20.11.2013 9910 10
    Коммуникативная компетентность врача

    Коммуникативная компетентность как профессионально значимое качество врача. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом — от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей...

    Психология врача
  • 20.11.2013 7621 10
    Типы личности медицинских работников: эпилептоидный, истероидный

    Черты эпилептоидного типа обычно видны уже в детстве. Ребенок эпилептоидного типа может часами плакать, и его невозможно ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить, ни заставить замолчать. Очень рано у таких детей выявляются садистские наклонности: они любят мучить животных, дразнить малышей, издеваться...

    Психология врача
  • 25.10.2013 6133 15
    Отношения врача и родственников больного

    До тех пор пока врач принимает острое заболевание за парадигму медицины, он не сможет правильно воспринимать ни хронически больного, ни его родственника. В такой ситуации родственник остается для врача не более чем неким довеском к пациенту. Только если врач станет принимать за парадигму медицины хр...

    Психология врача
показать еще
 
Общее в медицине