Ответственность врача перед общиной

27 Октября в 5:26 547 0


Я попытался так представить связь между условиями в мире общины и болезнью, а также последствия гражданской активности, помогающие человеку в социализации, чтобы стало ясно: в качестве хорошего врача я должен участвовать в отношениях и в условиях общественной жизни людей и помогать выстраивать их таким образом, чтобы они оказывали благотворное влияние на здоровье каждого отдельного из моих пациентов. В этом смысле я обязан стать врачом, находящимся на службе у общины.

Причем эта грань моей деятельности не должна быть чем-то дополняющим, она должна находиться в центре моей специальности, а не на ее периферии. Потому что именно таким способом я могу помочь доверившимся мне пациентам чаще и эффективней находить опору в устойчивых, длительных отношениях, помочь интересоваться различными областями жизни, проявлять больше лояльности и быть более открытыми для Чужих. Благодаря этому они смогут освободиться от своего эгоизма, обусловленного состоянием здоровья, работой, переживаниями вследствие различных событий, освободиться от необоснованного чувства вины и испытать чувство самоутверждения, оставить позади чувство изолированности и принадлежности к какой-либо гомогенной по составу группе, открыть для себя путь к долгосрочным целям, быть готовым принять участие в Другом, в его инакости, взять на свои плечи груз забот Другого.

Я должен проявить ко всему этому больше доверия, то есть увеличить свою «самозабвенную самоотдачу». В этом смысле доверие означает готовность «покинуть себя» и положиться на кого-то Другого. Я смогу найти освобождающее моральное доверие к самому себе, свободное от бремени эгоистической самости, только окольным путем, то есть через доверие Другому. При этом доверие не может быть рационально обосновано; оно двойственно по своей сути: как конкретный акт доверия, так и как сверхличностная атмосфера, в избытке пронизывающая коммунальное, общественное и человеческое пространство.

Как можно сделать эти высокие слова понятными, простыми, чтобы с их помощью мотивировать медицину с точки зрения общины? То, что объем этих обязательств в отношении Общего дается врачу не слишком легко, чтобы воспринимать их как нечто само собой разумеющееся, связано не только с его главной нормой первичной ответственности по отношению к «особому», конкретному Другому, отдельно взятому человеку (даже в профилактике), но и в трудностях современного положения врача, которые, рассмотренные с позиции общинной медицины, могут стать шансом.

1. Врачи, например, в больнице обладают односторонним менталитетом служащего, а имеющие частную практику — односторонним менталитетом предпринимателя. В общинной медицине, особенно в условиях активного гражданского общества, например в союзах, необходимо нечто от того и другого качества, так как врачу предъявляются требования и как к служащему, и как к предпринимателю. Таким образом, именно в этих условиях врачи могут приобрести необходимый менталитет, который остается для них неизвестным в их повседневной жизни.

2. Вследствие растущей доминанты экономики в медицине врачи не только в частной практике, но и в клинике приговорены к тому, что часто ставят свои производственные и профессиональные эгоистические интересы выше интересов пациентов. Общинная медицина, ориентированная на жизнь гражданского общества и пациента, напротив, учит врачей тому, что воздействие лечебных и оздоровительных мероприятий возможно и без сокращения чьих-либо интересов. К тому же общинная медицина, как правило, напрямую связана с процессом деинституализации, с сокращением числа стационарных заведений и развитием движений самопомощи и взаимопомощи граждан. На ее примере врачи имеют возможность наблюдать, как народнохозяйственная экономия средств и гражданские свободы развиваются одновременно и в одном направлении.

3. Врачи часто превращают декларированное формальное право пациента на самоопределение — как во время его пребывания в лечебном заведении, так и во время просветительной беседы или в жизненно важных ситуациях—в фактически чрезмерно завышенное требование, предъявляемое пациенту, в своего рода идеологическое «плацебо автономии». Но в роли участников, партнеров или — в конструктивном смысле — противников гражданской общественной культуры взаимопомощи они узнают, каким образом самоопределение способно содержательно развиваться изнутри, расти, стать правдоподобно действенным как внутренне, так и внешне.

4. Врачи полагают, что попали в зависимость от нарастающего процесса законодательных предписаний (а, собственно, почему?), поэтому они ограничены и не свободны в своих действиях. Их принуждают олицетворять обороняющуюся «антимедицину», они из страха совершают множество ошибок и все меньше осмеливаются исходить из доверия, составляющего основу отношений между врачом, пациентом и его родственниками. Напротив, в общинной медицине они сталкиваются с тем, что гражданские общественные инициативы живут доверием и даже избытком доверия к другим областям общественной деятельности. Их творческое обаяние не в последнюю очередь объясняется тем, что они поступают так, словно не существует ограничивающих их правовых норм. Они отдают предпочтение «доправовой» непосредственности человеческих потребностей. Они не столько соблюдают действующие законы, сколько делают их ненужными или подготавливают свои новые.



5. В связи с тем, что их работа не может уложиться в рамки установленного рабочего времени, врачи стараются использовать свое свободное, неучитываемое время для «самоизоляции от критической частной экзистенции», просто для отдыха. А в гражданской общественной инициативе они узнают, что избавиться от гнета жестко установленного распорядка рабочего дня можно только в том случае, если часть своего свободного времени посвятить социальной работе, когда, возможно, занимаешься теми же проблемами, что и на работе, но уже как свободный, независимый гражданин и, возможно, в составе какого-то объединения, и когда убеждаешься, что достиг чего-то, что не удалось сделать в рабочее время.

Таким образом постигается антропологическая мудрость, что человек является существом «эксцентрическим» и что для ходьбы необходима не только опорная, но и толчковая нога. Так, отдых из своего рода приступообразного «ничего-не-делания» превращается в другую форму работы, которая становится повседневной потребностью и оказывает влияние длительное время. Эффективный отдых не означает, что делаешь меньше, а что делаешь что-то другое или то же самое, но по-иному. Говоря иначе: если простое избавление от какой-то нагрузки позволяет особо ощутить всю тяжесть последней, то дополнительная нагрузка с помощью чего-то другого, значимого, является эффективным отдыхом. Врач должен испытать это сам на себе, чтобы не направить своих пациентов по ложному пути.

6. Врачи, как правило, не имеющие политического опыта, склонны приспособиться к «корпоративным» законам стационара или же критиковать их. В общинной медицине, ориентированной на интересы гражданского общества, врачи сталкиваются с тем, что Гидденс назвал «утопическим реализмом»: гражданские инициативы только тогда разумны и могут достигнуть утопического и невозможного, когда исходят из того, что зачатки будущего уже заложены в настоящем; если они не игнорируют мощь государственных институтов и рынка, а находят заложенные в них элементы будущего и заставляют государство или рынок служить себе, то есть ничего не ценя, а постепенно развивая с учетом реальности. Пожалуй, тогда и число врагов может сократиться.

7. Врачи в силу недостаточного образования в области социальных наук испытывают трудности в понимании того, что их специальность находится не на обочине, а скорее в центре социальных наук. Но при этом приоритет принадлежит не обществу в целом, а отдельному, конкретному человеку. Чтобы понять это, рекомендуется в качестве помощи — помимо Левинаса — обратить внимание на работы по культурологии, в частности, посвященные методу «уплотненного описания» Гертца (Geertz), так как этот метод, среди прочего, основан на исследовании диагностического и терапевтического подходов врача: всегда начиная с нуля, в столкновении с чуждостью отдельных фактов в соответствующем им контексте. Здесь речь идет о толковании того, как люди объясняют свои действия и выражают знаками свои мысли, о нашем несовершенном поиске значения. На первом месте стоят законы отдельного случая, а не обобщенности. Подобным образом в гражданской общественной практике осуществляется определенный проект.

Например, если в каком-то регионе проживает много людей преклонного возраста, то необходимо проследить, чтобы в определенных местах было установлено много скамеек, чтобы старики не были вынуждены оставаться изолированными в своих квартирах.

8. Медицинское «производство» требует того, чтобы врачи отдавали предпочтение остро заболевшим пациентам — мобильным, гибким, стабильным, обеспеченным, с благоприятными шансами на излечение, позволяющим рассчитывать на быстрое достижение успеха. При этом не может быть и речи о том, чтобы усомниться в корректности такой установки и поставить ее в упрек отдельно взятому врачу.

Дёрнер Клаус
Похожие статьи
  • 20.11.2013 9804 10
    Коммуникативная компетентность врача

    Коммуникативная компетентность как профессионально значимое качество врача. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом — от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей...

    Психология врача
  • 20.11.2013 7583 10
    Типы личности медицинских работников: эпилептоидный, истероидный

    Черты эпилептоидного типа обычно видны уже в детстве. Ребенок эпилептоидного типа может часами плакать, и его невозможно ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить, ни заставить замолчать. Очень рано у таких детей выявляются садистские наклонности: они любят мучить животных, дразнить малышей, издеваться...

    Психология врача
  • 25.10.2013 6052 15
    Отношения врача и родственников больного

    До тех пор пока врач принимает острое заболевание за парадигму медицины, он не сможет правильно воспринимать ни хронически больного, ни его родственника. В такой ситуации родственник остается для врача не более чем неким довеском к пациенту. Только если врач станет принимать за парадигму медицины хр...

    Психология врача
показать еще
 
Общее в медицине