Ответственность врача перед общиной. Гражданская инициатива

27 Октября в 5:49 576 0


О гражданской общественной инициативе можно, однако, говорить только при условии, что она будет заниматься потребностями Других, тех, которые не вписываются в утвержденную систему. В идеальном случае (который удивительным образом часто имеет место в действительности) она исходит из наиболее слабого отдельного случая, от Последнего, и неустанно трудится на этом пути. Вопреки всем сравнительно-рационально-экономическим вероятностям именно здесь существует реальная возможность помочь гражданской инициативе в удовлетворении ее специфических потребностей. Врач, который участвует в этой работе, действует с точки зрения общины, вынужденно расширяет свой угол зрения.

Конечно, есть немало врачей, которые уже давно работают как медики общины. Но о врачах в целом этого сказать нельзя, ни в частных практиках, ни в учебных или научных учреждениях. Почему же здесь так необходимы перемены? Дело не только в том, что после 20-летнего бума2 в области биологической генетики маятник развития медицины должен снова качнуться в сторону осмысления социальных и общественных основ медицины. В значительно большей степени само время требует, чтобы медицина не упустила возможность примкнуть к общественным гражданским движениям, так как этот шанс не может длиться вечно.

В этом смысле изложенные мною восемь пунктов могут помочь развитию медицины и мотивации у врачей не упустить возможный выигрыш в будущем хотя бы потому, что все эти пункты отражают различные аспекты основной позиции врача и нормативны по содержанию: я с трудом могу назвать себя хорошим врачом, за редким исключением, если не принимаю участия в каком-нибудь проекте общинной медицины. Или: я не могу тогда как врач быть здоровым, так как предложенная Гадамером «самозабвенная самоотдача для долгосрочных целей» справедлива и для врачей.

Прежде чем я перейду к моим конкретным предложениям, необходимо сделать еще несколько замечаний об общинно-медицинской постановке целей, центр тяжести которых всегда находится в движении и уже завтра может быть иным, нежели сегодня. Существующую на сегодняшний день хорошо разработанную парадигму представляет нам медицина окружающей среды, так как она ориентирована, в том числе и с точки зрения методики, на экологию во всех смыслах этого слова. Во-первых, она не выделяет аналитически предмет своих интересов, как это принято вообще в медицине, из его окружения, а рассматривает его синтетически, в контексте. Во-вторых, она считает единицей не семью, а, возрождая старую традицию мышления, «домашнее хозяйство» (oikos) с его связями и условиями, отношениями с окружающим миром. И, наконец, она занимается различными видами воздействий — химическими, физическими и органическими, пагубно влияющими на различные области культуры и цивилизации, одновременно учитывая власть государства и рынка, чтобы повлиять на них.

Другая медицинская парадигма, существующая со времен Альберта Швейцера, — это деятельность многочисленных врачебных организаций в странах третьего мира. Эта работа связана с идеями всемирного единства, «общечеловеческой семьи», человеческого рода и ориентируется на Чужого как на Последнего, самого ранимого, и обобщает взгляды среднестатистического Другого и конкретного Другого. Если призыв Нового времени состоит в том, чтобы ожидать освобождения только от самого себя, то для этих врачей он дополняется, обосновывается, заменяется тем, что меня освобождает беззащитный облик больного, голодающего, умирающего ребенка из Сомали, Никарагуа, Камбоджи.

Дар Другого как в материальном, так и метафизическом смысле представляет собой освобождение от «мании эгоизма». Это освобождение от привычной позиции считать важным какое-либо намерение, инициативу, отношение или образ действий только в том случае, если я «присвою их себе», ограничу их своей эгоцентрической самостью; уже сами слова передают то, что на первое место я ставлю себя: «самопознание», «самоутверждение» и т.д. вплоть до «самоосвобождения». Забота о смерти Другого всегда предшествует заботе о собственной смерти, так как первая переживаемая смерть — это смерть Другого, и первичная ответственность основана на первичном пассивно воспринимаемом ударе, нанесенном Другим. Только таким образом эта забота может стать собственной ответственностью, причем эпитет «собственный» уже становится излишним.

Эти парадигмы помогают понять суть общинной медицины (с гражданской позиции) вообще и ее значение для общества или коммуны, в частности, поскольку они содержат в себе категории солидарности чуждых друг другу людей. В дальнейшем изложении я ориентируюсь также на более ранний пример, относящийся к Германии послевоенного времени, — так называемое «уравновешивание нагрузок». Это понятие исходит из сомнительности отношений между двумя группами — группой, несущей чрезмерные нагрузки, и группой, испытывающей недостаток нагрузок. Конечно, «нагрузка» в современном обществе ощущений больше не подразумевает только материальные стороны жизни, а затрагивает такие понятия, как важность, смысл и значение жизни, требует ответа на вопрос «кому я нужен?».



Теперь — о лишенных привилегий, менее мобильных и менее гибких, о бедных, не имеющих возможности получить специальность, хронически больных, неполноценных, безработных, бездомных, мигрантах. Все эти группы, для которых самопознание и самовыражение редко являются первоочередными проблемами, имеют более или менее выраженную тенденцию к организации инициатив самопомощи. При этом следует напомнить о следующем парадоксе: помощь — это деятельность, которая может распространяться только на других, то есть является социализирующим действием. И только идя по этому окольному пути можно получить что-то и для себя, а именно — опыт, никак не отраженный в профессиональной «помощи в организации самопомощи». (С некоторой оговоркой следует напомнить о том, что именно наиболее слабые и беззащитные той или иной группы лишь с трудом могут участвовать в инициативах самопомощи, по крайней мере, если им в этом не помогать и не заступаться за них. Также как существуют люди, не имеющие возможности получить специальность и для которых все предложения о трудоустройстве являются издевкой, которых общество списывает, вместо того чтобы начать с них, существуют и такие, кто не способен к самопомощи, по крайней мере, в определенный период своей жизни.)

Рынок проявляет интерес к лицам, не имеющим привилегий, только чтобы знать, кто не представляет для него ценности. Фирмы стараются освободиться от предоставления работы неполноценным, откупаясь так называемым «компенсационным взносом». При этом мы давно знаем, что пусть даже ограниченное участие в производственном процессе и идентификация с «моим» предприятием всегда имеет для здоровья и трудоспособности больных людей из этих обделенных групп большее жизненное значение, чем для «нормальных» трудоспособных. Поэтому эта проблема является одной из ключевых и одновременно одной из самых трудных проблем гражданской активности в области общинной медицины.

После 200 лет постоянной разгрузки граждан от социальной ответственности в настоящее время наблюдается возвращение этих нагрузок. Поэтому из «благотворительного государства» должно возникнуть «благотворительное общество», что возможно только в том случае, если современная тенденция к экономизации социальных процессов будет приостановлена. В связи с этим большинство европейских правительств заявляет: «Конечно, мы хотим иметь рыночную экономику, но не рыночное общество».

Когда государство и рынок все больше передают обездоленных на попечение общества (общество — что это такое? это всегда Я, Ты и, возможно, еще и Третий!), а медицина до настоящего времени безропотно наблюдает высокую заболеваемость и смертность обездоленных, следовало бы рассмотреть перспективы общинной медицины в свете последствий «выравнивания нагрузок» и возможных шансов, причем, собственно, необходимо было бы следовать рекомендациям Оттавской хартии ВОЗ 1987 года. Например, организовывать консультации там, где есть обездоленные, в сочетании с социальной работой и медицинской помощью. Такую работу необходимо проводить, например, на базе социальных консультативных пунктов, пунктов оказания экстренной социальной помощи, в детских садах и начальных школах. Нужно развивать новые формы сотрудничества социальных организаций с практикующими врачами, больницами и органами здравоохранения, принимать участие в работе групп самопомощи, которые не в состоянии сами наладить свою деятельность.

Однако не стоит терять здравого восприятия реальности, чтобы на волне граж-данско-общественного энтузиазма не выдавать желаемое за действительное, не обманывать себя, имея в качестве алиби какой-нибудь показательный проект. Граждане настолько отвыкли от собственной социальной деятельности, что в новом либеральном климате существующей экономизации социального новая нищета и новая нужда должны буквально лежать на дороге и взывать к небесам, чтобы активизировать, хотя и закономерно неохотно из соображений осознанной необходимости, что для Гегеля означало свободу, в принципе существующее гражданское сознание.

Дёрнер Клаус
Похожие статьи
  • 20.11.2013 9876 10
    Коммуникативная компетентность врача

    Коммуникативная компетентность как профессионально значимое качество врача. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом — от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей...

    Психология врача
  • 20.11.2013 7610 10
    Типы личности медицинских работников: эпилептоидный, истероидный

    Черты эпилептоидного типа обычно видны уже в детстве. Ребенок эпилептоидного типа может часами плакать, и его невозможно ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить, ни заставить замолчать. Очень рано у таких детей выявляются садистские наклонности: они любят мучить животных, дразнить малышей, издеваться...

    Психология врача
  • 25.10.2013 6108 15
    Отношения врача и родственников больного

    До тех пор пока врач принимает острое заболевание за парадигму медицины, он не сможет правильно воспринимать ни хронически больного, ни его родственника. В такой ситуации родственник остается для врача не более чем неким довеском к пациенту. Только если врач станет принимать за парадигму медицины хр...

    Психология врача
показать еще
 
Общее в медицине