Навыки передачи информации и обучение пациента

20 Ноября в 7:25 822 0


Медицинское интервью обычно принуждает врача к тому, чтобы предоставлять пациенту информацию о его болезни или проблеме, а значит, обязывает врача давать пациенту сведения и советы в отношении плана лечения и терапевтических выборах.

Предоставление ясной и простой информации путем постоянного контроля за присутствием в речи жаргонных слов и выражений, степени сложности и ясности высказываний, как это обсуждалось выше, а также путем проверки степени понимания проблемы пациентом, как предварительно («Что Вы знаете об астме?»), так и в ходе («Я ясно выразил мысль?») процесса объяснения.

Использование специфических советов с конкретными примерами. Советы или информация абстрактного или общего характера должны быть проиллюстрированы примерами и конкретизированы в терминах, понятных пациенту: «Не кушайте повышающей кислотность пищи, например, избегайте жареных блюд».

Преподнесение более важных вещей первыми. Изучение данного вопроса подтвердило, что лучше запоминается то, что сказано первым. Поэтому врачу следует те вещи, которые более всего важны для удержания в памяти пациента, говорить первыми.

Использование повторения. Повторение следует использовать внимательно и на адекватном пациенту уровне. В случае, когда первая формулировка понятна пациенту лишь частично, часто лучшим вариантом будет пересказать ту же самую информацию, но слегка другими словами.

Суммирование. Оно представляет собой важный навык, касающийся завершения интервью (см. выше). Суммирование должно быть коротким и повторить основные пункты, по которым в ходе беседы было достигнуто соглашение в недвусмысленных и ясных выражениях. Пациенту можно также предложить повторить врачебные инструкции с тем, чтобы быть уверенным в его понимании.



Категоризация информации с целью снижения ее сложности и облегчения возможности ее вспомнить. Там, где информация должна быть передана в комплексе, или там, где надо сказать много, материал необходимо отчетливо разделить на поддающиеся контролю разделы, о чем следует ясно просигнализировать пациенту, используя слова-метки, такие как: «Здесь есть три вещи, о которых нам следует подумать ... во-первых/во-вторых/в третьих и т.д.»

Использование специальных приспособлений. Если информация сложная или ее лучше представить таким способом — например, объяснение и показ места расположения язвы, то очень полезными могут оказаться диаграммы. Хорошо, если сложная информация сопровождается серией заголовков, коротко записанных на листе бумаги как способ облегчить запоминание и/или как текст, предшествующий самому письму. Некоторые врачи предлагают магнитофонные записи консультаций своим пациентам в случаях, где информация требует значительных интеллектуальных усилий или является психологически травмирующей.

Проверка понимания пациентом того, о чем говорилось. При этом полезными будут повторения важных инструкций, использование диаграмм, запись инструкций, а также некоторые технические средства для объяснений наиболее трудных понятий. Студент должен быть компетентен в суммировании передаваемой информации, а также в проверке степени понимания пациента путем просьбы повторить то, что пациент услышал и понял.

Соловьева С.Л.
Похожие статьи
  • 20.11.2013 9897 10
    Коммуникативная компетентность врача

    Коммуникативная компетентность как профессионально значимое качество врача. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом — от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей...

    Психология врача
  • 20.11.2013 7619 10
    Типы личности медицинских работников: эпилептоидный, истероидный

    Черты эпилептоидного типа обычно видны уже в детстве. Ребенок эпилептоидного типа может часами плакать, и его невозможно ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить, ни заставить замолчать. Очень рано у таких детей выявляются садистские наклонности: они любят мучить животных, дразнить малышей, издеваться...

    Психология врача
  • 25.10.2013 6127 15
    Отношения врача и родственников больного

    До тех пор пока врач принимает острое заболевание за парадигму медицины, он не сможет правильно воспринимать ни хронически больного, ни его родственника. В такой ситуации родственник остается для врача не более чем неким довеском к пациенту. Только если врач станет принимать за парадигму медицины хр...

    Психология врача
показать еще
 
Общее в медицине