Методы обучения коммуникационным навыкам

20 Ноября в 7:29 3991 0


Характеристики эффективного преподавания и усвоения были суммированы с использованием акронима ASPIRE («стремиться»), как это приведено ниже (Harrison and Mcintosh, 1989).

A (Activity — активность, деятельность). Чем больше целенаправленной активности проявит ученик, тем большему он научится.

S (SHpport — поддержка). Атмосфера поддержки позволяет рисковать и допускать ошибки, что неразрывно связано с процессом обучения.

Р (Partnership — партнерство). Обучение улучшается, когда преподаватели и ученики вступают в отношения партнерства, учась друг у друга.

I (Integration — интеграция). Обучение облегчается путем установления связи между новым материалом и прошлым опытом, а также интересами обучающегося.

R (Reflection — отражение). Знания укрепляются, когда ученик делает обзор и отражает смысл нового материала.
Е (Explicitness — прояснение). Имеется в виду ясное согласие о целях и методах, способствующих эффективному обучению. Фундаментальным принципом обучения коммуникационным навыкам является то, что используемые при этом методы должны соответствовать субъективной цели ученика. Так, если субъективная цель состоит в получении практических навыков, то и обучение должно быть практическим.

В случае обучения навыкам это означает, что используемые методы обучения должны быть главным образом экспериментальными, опытными. Такой акцент на экспериментальном обучении — главная отличительная черта тренинга коммуникационных навыке» В экспериментальном обучении студент активно вовлечен в гроцесс учебы, работает в партнерстве с другими учениками и/или учителями. Основные аспекты процесса общения необходимо пр подавать и практиковать в атмосфере поддержки и понимания.

Важно обеспечить достаточно времени для обратной связи и отражения преподавателем тех Дчйствий, которые выполняются студентами в ходе экспериментальлой учебной деятельности. Много практики, много повторения и обратных ответов необходимы для правильного обучения этим навыкам

Важно также ясно определить цели и объекты, которые должны быть достигнуты при обучении навыкам, а также установить четкие критерии, с помощью которы: могут быть оценены действия обучаемого.

Ниже описываются ключевые методы, используемые в обучении коммуникационным навыкам; к числу других методов относятся также лекции, письменные материалы и дискуссии в малых группах.

Взаимодействия студент — патмент
Значительное большинство медкцинских учебных заведений предоставляют своим студентам возможности на некоторых этапах обучения работать с реальными пациентами. Такие клинические учебные занятия позволяют учить, практиковаться и оценивать коммуникационные навыки студемтов в сочетании с изучением, практикой и оценкой других клинических навыков. Это помогает интегрировать коммуникационные навыки в повседневное профессиональное поведение.

Моделирование

Модели преподавателя (туторл)
Преподаватель может демонстрировать адекватные коммуникационные навыки в уело »иях классной комнаты, с реальными или мнимыми пациентами.

Модели врача-клинициста
Клиницисты в медицинской обггановке обычно служат в качестве ролевых моделей для студентов-медиков. Поэтому очень желательно, чтобы собственные коммуникационные навыки клинициста отражали и соответствовали именно тому, чему надо учить студента.

Модели видеофильмов
С целью демонстрации правильных коммуникационных навыков студентам могут быть показаны профессионально сделанные видеофильмы. Точно так же видеофильмы могут быть использованы и с целью показать и обсудить плохие, нежелательные способы общения врача и пациента.

Моделирование должно комбинироваться с практикой и обратным ответом в отношении тех навыков, которые были продемонстрированы.

Ролевая игра
Ролевые игры студентов между собой - это очень эффективный и относительно недорогой метод, дающий возможности для практики навыков и обратного ответа. Студенты могут работать по трое, меняясь ролями друг с другом (врач — пациент — оценщик) в нескольких медицинских сценариях. Данный подход позволяет студентам побывать в положении пациента — а значит, помогает стать более восприимчивым к его нуждам, усиливает их интуицию в отношении впечатлений пациента от медицинского сценария, по которому ведется ролевая игра, дает им возможность для немедленной обратной связи от «пациента», которого они интервьюировали.



Мнимые пациенты могут быть также использованы, чтобы дать студентам возможность попрактиковать свои коммуникационные навыки. Мнимые пациенты — это люди, которые подготовлены сыграть роль определенного пациента. Они получили короткий сценарий, где описан тип пациента — например, больной, который подвергается обследованию по поводу рака. Студенту также дается короткий сценарий — как играть роль врача, который должен давать больному рекомендации неформальным и нетравмирующим пациента способом.

В связи с тем, что мнимым пациентам обычно платят за выполнение такой работы, это может быть дорогостоящим методом обучения, однако он позволяет стандартизировать демонстрацию больного, поэтому он очень полезен в ситуациях, связанных с оценкой.

Обратный ответ
Ролевые игры могут быть даже более эффективными, чем видеозапись, и поэтому используются для обеспечения структурированной обратной связи на занятиях в малой группе с подготовленным преподавателем-тутором (руководителем группы студентов). Процесс просмотра видеозаписи позволяет студенту увидеть образцы его собственного общения так, как его видят другие люди со стороны. Это — потенциально очень сильная форма обратной связи; необходимо обратить особое внимание на то, чтобы после получения обратной связи студенту были даны соответствующие инструкции и указания (см. последнюю часть в разделе Формативной оценки).

Для эффективного обучения крайне важными являются правильные техники обратной связи. Для того, чтобы обратная связь была бы приемлема и полезна для студента, необходимо следовать ряду указаний (они базируются на правилах передачи обратного ответа (Pendlenton et al., 1984):
а) обратный ответ должен быть дан немедленно, сразу же вслед за действиями обучаемого;
б) ученику должна быть оказана помощь в передаче обратного ответа его/ее собственного исполнения задания прежде, чем оценщик предоставит свой обратный ответ;
в) успешные аспекты коммуникаций ученика должны быть упомянуты первыми;
г) менее удачные аспекты коммуникаций ученика не должны быть подвергнуты разгромной критике, это следует делать без резких выражений — например, «вещи, которые бы стоило сделать несколько иначе», и для этого должны быть предложены специфические рекомендации;
д) обратный ответ должен быть очень специфическим, максимально конкретным и обращен к теперешним примерам поведения студента вместо того, чтобы заниматься широкими обобщениями или комментировать личностные характеристики студента.

Источниками обратного ответа могут служить: пациент/мнимый пациент, клиницист, преподаватель, другие члены штата учреждения, другие студенты; возможен даже обратный ответ путем собственной самооценки (посредством видеозаписи собственной консультации с последующей ее оценкой по письменно зафиксированным критериям).

Работа с личностными проблемами студентов, которые могут обнаружиться в ходе обучения.

В ходе обучения коммуникационным навыкам могут всплыть те или иные личностные проблемы, которые являются чувствительными или болезненными для студентов. Поэтому в ходе учебного процесса студенту должна быть предоставлена необходимая поддержка. Преподаватель, тем не менее, должен постоянно помнить о той разнице, которая существует между поддержкой и терапией. Доступность последней может быть обеспечена через другие терапевтические возможности учреждения, и предпочтительнее — через других специалистов. Не следует пытаться делать это частью обучения.

Когда обучать коммуникационным навыкам
Обучение коммуникационным навыкам должно начинаться, когда студенты в наибольшей степени восприимчивы, то есть на ранних этапах медицинского обучения. Некоторые медицинские школы иногда предпочитают начинать коммуникационный тренинг путем преподавания вводного курса по базовым коммуникациям, переходя затем к коммуникациям в медицине. Другие учебные заведения предпочитают начинать подготовку сразу же с курса, ориентированного на медицинские коммуникации.

В связи с тем, что эффекты обучения в области коммуникационных навыков имеют тенденцию постепенно ослабевать в ходе изучения медицинских дисциплин, их следует подкреплять путем предоставления возможностей для дальнейшего развития таких навыков, включая уровень додипломного, постдипломного и последующего непрерывного медицинского образования.

Соловьева С.Л.
Похожие статьи
  • 20.11.2013 9804 10
    Коммуникативная компетентность врача

    Коммуникативная компетентность как профессионально значимое качество врача. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом — от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей...

    Психология врача
  • 20.11.2013 7583 10
    Типы личности медицинских работников: эпилептоидный, истероидный

    Черты эпилептоидного типа обычно видны уже в детстве. Ребенок эпилептоидного типа может часами плакать, и его невозможно ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить, ни заставить замолчать. Очень рано у таких детей выявляются садистские наклонности: они любят мучить животных, дразнить малышей, издеваться...

    Психология врача
  • 25.10.2013 6052 15
    Отношения врача и родственников больного

    До тех пор пока врач принимает острое заболевание за парадигму медицины, он не сможет правильно воспринимать ни хронически больного, ни его родственника. В такой ситуации родственник остается для врача не более чем неким довеском к пациенту. Только если врач станет принимать за парадигму медицины хр...

    Психология врача
показать еще
 
Общее в медицине