Санитарное просвещение и воспитание в первичной профилактике стоматологических заболеваний взрослых и детей

08 Апреля в 17:32 2317 0


Образ жизни как фактор, определяющий уровень стоматологического здоровья. — Понятие о санитарном просвещении и воспитании. — Механизмы формирования нового поведения. — Санитарное общение. — Особенности санитарного просвещения и воспитания детей. — Организация санитарного просвещения и воспитания. — Общая схема подготовки санитарного проекта.

По данным Всемирной организации здравоохранения, среди причин заболеваний человека 20% составляют наследственные факторы, 25% приходится на условия окружающей среды и 55% — на обстоятельства, связанные с образом жизни. Образ жизни — это система сознательных и бессознательных поступков человека, совершаемых на основе его ценностной ориентации. Таким образом, степень риска возникновения большинства заболеваний зависит от ежеминутных решений человека — от его личного выбора среди множества способов удовлетворения материальных и духовных потребностей в труде, в быту, в отдыхе.

В стоматологии выделен ряд компонентов образа жизни, которые, по мнению ВОЗ, являются наиболее значимыми для сохранения орального здоровья (табл. 2.1). Грамотный и тщательный уход за полостью рта, разумный рацион и режим питания, инициатива в консультативном обращении к врачу, активное участие в предлагаемых врачом профилактических мероприятиях — признаки здорового образа жизни, в формировании которого стоматолог в сотрудничестве с другими специалистами принимает активное участие.

Таблица 2.1. Образ жизни и стоматологическое здоровье
Образ жизни и стоматологическое здоровье

Неразумное поведение людей в отношении их собственного здоровья обусловлено невежеством: незнанием причин и условий возникновения патологии, непониманием степени личной ответственности за качество собственной жизни и жизни своих детей. Поэтому лучшее, что можно предложить, заботясь о здоровье человечества, — это санитарное просвещение, которое заключается в предоставлении населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки поведения, максимально исключающего факторы риска и поддерживающего приемлемый уровень здоровья.



В мире создана разветвленная многоступенчатая система, которая возглавляется Всемирной ассоциацией санитарного просвещения. Членами Ассоциации являются национальные центры медицинских проблем формирования здоровья, созданные во многих странах. В каждом крупном городе действуют городские центры медицинской профилактики. Профилактика является важной составляющей деятельности всех государственных и частных лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительская работа, включающая как общение с пациентами на приеме, так и инициативное целенаправленное обращение к различным группам населения, — профессиональная обязанность каждого врача.

Опыт показывает, что предоставление знаний о правилах здорового поведения является необходимым, но далеко не всегда достаточным условием для того, чтобы поведение человека действительно изменилось.

Образ жизни — продукт сложных психологических процессов, коррекция которых является непростым делом и требует от врача специальных знаний. Поэтому стоматолог стоит перед выбором: передать санитарное воспитание в руки педагогов и психологов, сохранив за собой только роль источника стоматологической информации, или приобрести необходимые психологические знания, чтобы качественно и эффективно выполнять свои служебные обязанности. Рациональным представляется второе решение, так как сегодня для успешной стоматологической практики в любой ее форме в равной степени необходимы как клинические знания и умения, так и мастерство психологического воздействия на пациента.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний