Санитарное просвещение и воспитание. Общение в санитарном просвещении

08 Апреля в 19:24 842 0


Общение — способ взаимодействия живых организмов, сопровождающийся обменом информацией. Санитарное общение (health communication) определяют как искусство и технику информирования и мотивирования человека, институтов и общества относительно вопросов, важных для здоровья. Итогом общения людей является их взаимное влияние друг на друга.

В соответствии с целью и содержанием общения различают его виды:
• материальное общение, имеющее целью обмен предметами и продуктами деятельности;
• когнитивное общение, осуществляемое ради передачи знаний (обучение);
• кондиционное общение — обмен психическим или физическим состоянием (внушение уверенности и оптимизма, поддержка дружеским рукопожатием и т.п.);
• мотивационное общение — обмен потребностями, целями, интересами, изменение свойств и качеств личности (воспитание);
• деятельностное общение — обмен действиями, операциями, умениями, навыками (например, в процессе обучения гигиеническим манипуляциям).

Санитарно-просветительская деятельность заключается главным образом в мотивационном, когнитивном и деятельностном общении, в качестве фона и для поддержки используется материальное и кондиционное общение.

Для общения используются различные средства и приемы — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки передаваемой информации. В санитарно-просветительной работе используют все возможные варианты общения, которые условно различают в зависимости от используемых средств и приемов:

• непосредственное общение, осуществляемое при помощи естественных органов, данных живому организму (тела, речи), - и общение, опосредованное через предметы природного и культурного происхождения;

• невербальное общение, использующее прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные), мимику, жесты, пантомимику, — и вербальное общение посредством речи;

• прямое общение, предполагающее личные контакты людей, видящих и реагирующих на действия друг друга, — и косвенное общение, осуществляемое через посредников (например, через средства массовой информации).

Врач и его ассистент, желающие достичь основной профилактической цели общения с пациентом — оздоровления его образа жизни -должны тренировать в себе коммуникативные навыки:
• умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• предупреждать конфликты и своевременно разрешать уже возникшие напряженные ситуации;
• вести себя так, чтобы быть правильно воспринятым и понятым партнером;
• дать партнеру возможность проявить свои чувства и интересы;
• уметь извлекать из общения максимум пользы для собственного развития (развитию навыков общения служит так называемая обратная связь - техника и приемы, позволяющие получить информацию о реакции одного партнера на действия другого, «посмотреть на себя со стороны» и внести коррекцию в технику общения).

Психологи отводят важное место технике общения. Большое значение для достижения целей общения имеет настройка на контакт, точный выбор приемов для ведения каждого этапа общения.

На старте общения важную роль играют выражение лица, поза, выбор первых слов, интонации, жесты, которые либо привлекают партнера и настраивают на восприятие передаваемой информации (близкое расстояние между партнерами, улыбка, расположение лицом к лицу и т.п.), либо отталкивают его (большая дистанция, недоброжелательное выражение лица, взгляд в сторону и т.п.).

Описаны ключевые факторы, повышающие степень доверия слушателей к лектору, в нашем случае — пациента к врачу:
• информированность о высоком авторитете врача (положительные отзывы знакомых, длительный успешный опыт профессиональной деятельности, врачебная квалификация, ученая степень, ученое звание и т.д.);

• профессиональные качества лектора (научность, аргументированность и логичность предлагаемой информации, четкость позиции лектора);

• заинтересованное, «личностное» отношение лектора к встрече с аудиторией и к содержанию встречи;

• доброжелательное отношение лектора к аудитории (искренняя улыбка, расположение на виду у аудитории в полный рост);

• самоирония лектора (надо помнить, что хотя стоматологическая тема крайне важна для стоматолога, она занимает лишь 26-е место в официальном списке тем санитарного просвещения и далеко не всегда объективно является первостепенной проблемой аудитории);

• уважение к мнению аудитории, готовность выслушать ее мнение и обсудить его.

В процессе санитарно-просветительской работы врач выступает в роли человека, который знает и умеет больше, чем пациент, но не следует забывать, что это преимущество касается исключительно стоматологии, поэтому врач не имеет права на менторский тон. Врач, рассчитывающий на воспитательный эффект, не имеет права выражать сомнение в достоинствах пациента, упрекать его в невежестве, необязательности, недалекости, неопрятности, неуклюжести и т.п., так как любой намек такого рода заставляет пациента уйти в глухую защиту и делает дальнейшие контакты практически невозможными. Ответные реплики врача должны начинаться не с отрицания («Нет, дело не в качестве щетки!»), но с согласия с некоторыми доводами пациента («Да, Вы выбрали действительно хорошую щетку, но...»).

Взрослые пациенты обычно плохо воспринимают врача, который явно демонстрирует свое личное превосходство, поэтому лучше не начинать общение с фраз вроде «Я Вас научу, как надо...», но мягко подводить пациента к предлагаемым тезисам («Давайте посмотрим, как можно улучшить доступ щетки к этим проблемным поверхностям зубов...»). Для того чтобы не разрушать имидж взрослого пациента как грамотного, достойного уважения человека, любое утверждение врача должно быть представлено не как элементарное, которое стыдно не знать, а как нечто специальное, или как то, что пациент, разумеется, знал, но забыл или не считал для себя важным.



Для продуктивности общения важно продумать технику организации его финала, который во многом определяет результативность общения (сохранение и использование полученной информации) и перспективы его продолжения. В конце беседы полезно в тезисах повторить основные договоренности, наметить конкретные сроки следующей встречи и ее содержание («Посмотрим, все ли будет у Вас получаться, как поведет себя десна на фоне чистки щеткой по новым правилам, и уточним Ваши представления о флоссинге, поэтому прихватите с собою нить...»).

Воспитание — один из вариантов общения, в процессе которого под действием внешних и внутренних факторов изменяются свойства личности, в частности — ее мотивация и социальное поведение.
Воспитание, в том числе и санитарное, использует в качестве мишеней и инструментов различные составляющие личности. Введение новой информации (обучение) воздействует на когнитивную среду личности — систему знаний и умений, которая во многом определяет иерархию потребностей современного человека, поэтому способно серьезно трансформировать личность.

Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу личности оказывается для того, чтобы возбужденное, аффективное состояние облегчило (или затруднило) восприятие других психологических воздействий (поэтому, например, мотивирующая речь врача не может быть нейтральной и «занудной», но должна иметь эмоциональную окраску). Поведенческие методы опираются непосредственно на поступки: пациенту позволяют совершать «хорошие» и «плохие» поступки (или анализируют уже совершенные), дают ему возможность практически ощутить и осознать пользу или вред от них, организуют соответствующие положительные или отрицательные подкрепления этим поступкам (например, демонстрируют пациенту в зеркале или при помощи видеокамеры здоровые и поврежденные ткани его полости рта и указывают на видимые причины ситуации), и таким образом изменяют личность.

Воспитание как процесс может быть и осознанным, когда цели воспитательной работы известны одной или обеим сторонам, и может не осознаваться ни воспитателем (врачом, педагогом, родителем), ни воспитуемым (пациентом, ребенком).

Воспитательные меры могут быть прямыми или косвенными. Прямое (личное) воспитание основывается на личном примере и осуществляется при помощи таких способов воздействия как внушение, убеждение, подражание. Прямое воспитание является главным на ранних этапах жизни ребенка и сохраняет большое значение для коррекции поведения взрослых людей. Прямое воспитание эффективно при условии, что человек может полно и правильно воспринимать подаваемый ему пример. Другим необходимым условием успеха личного воспитания является симпатия между сторонами; в противном случае чем большие усердие и настойчивость будет проявлять воспитатель, тем выше будет подниматься барьер неприятия.

Врач должен искренне верить в то, что проповедует, иметь (и демонстрировать) горячее желание убедить пациента в пользе и необходимости предлагаемых изменений. Очень важно, чтобы поведение врача не расходилось с его призывами, так как поступки являются более важными аргументами, чем слова - неконгруэнтность слова и дела рождает недоверие, цинизм у пациента (врач с воспаленной десной не убедит пациента в необходимости чистить зубы). К сожалению, возможности прямого воспитания во многих случаях ограничены качеством личности врача, степенью его привлекательности и авторитетности для пациента, а также дефицитом времени, отпущенного расписанием приема для личного общения.

Для успеха личного воспитания большое значение имеет стиль поведения врача. Авторитарный стиль, основанный на давлении, часто называют патерналистским, так как он напоминает взаимоотношения сурового отца и покорного сына. Этот стиль весьма распространен во врачебной среде: врач говорит, распоряжается — пациент слушает и подчиняется. Врачи так привыкли к этому стилю, что не считают его подавляющим, а многие пациенты ищут авторитарного врача, не желая брать на себя ответственность за выбор решения.

Однако большинство людей сегодня предпочитают делать не то, что им велят, но то, что они выбирают для себя сами. Часто авторитарный стиль порождает у пациента чувство неуверенности и тревоги, что подсознательно блокирует восприятие новой информации и отталкивает его от врача: пациент не только перестает выполнять указания, но в дальнейшем старается избегать врача. Работа в авторитарном стиле может быть оправдана в экстремальных ситуациях, когда необходимо добиться быстрых, но не обязательно долговременных изменений в поведении человека.

Неавторитарный, партнерский стиль воспитания основан на парадоксальной теории личности Роджера, согласно которой успешное обучение и изменение личности возможно только тогда, когда личность свободна в принятии решений. Главным мотивом действий неавторитарного врача является искреннее стремление удовлетворить истинные нужды пациента. Врач-партнер не столько указывает, сколько спрашивает и слушает, реагирует, уточняет, направляет мысль пациента в нужном направлении, способствуя созреванию внутреннего информированного решения. Пациент, ощущающий заинтересованное отношение врача и свою свободу, добровольно выслушивает советы, с доверием воспринимает максимум информации и успешнее поднимается по ступеням лестницы изменения поведения (см. выше).

Косвенное воспитание свободно от издержек, связанных с особенностями личности врача, так как использует действительно достойные образцы нужного поведения из огромного банка средств массовой информации, литературы, общественной памяти, которые могут воспроизводиться в любое время с неограниченным числом повторений. Однако косвенное воспитание оказывает меньшее эмоциональное воздействие, и поэтому достигает своих целей либо при многократном повторении, внедряясь на подсознательный уровень мотивации (например, реклама зубной пасты исподволь формирует престижный статус здоровых зубов), либо при условии высокой заинтересованности пациента, его подготовленности к восприятию, т.е. при воспитании старших детей и взрослых.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний