Санитарное просвещение и воспитание. Механизмы формирования поведения человека

08 Апреля в 17:35 1651 0


Поведение человека имеет две основные составляющие: побудительную и регуляционную (рис. 2.1).

Факторы, формирующие поведение человека.
Рис. 2.1. Факторы, формирующие поведение человека.

Побудительная функция обеспечивает начало действия и его направление, тогда как регуляционная функция определяет развитие поведения в каждой конкретной ситуации. Задачи и проблемы санитарного воспитания тесным образом связаны с коррекцией побудительной стороны поведения человека, с его мотивацией, под которой понимают совокупность психологических факторов, определяющих выбор поведения, его начало, направленность и активность.

Мотивация — это ответы на вопросы о том, почему, зачем, ради чего человек действует так или иначе: никогда не чистит зубы или, наоборот, уделяет гигиене повышенное внимание, постоянно грызет леденцы или избегает сладкого. Следует помнить о том, что каждый взрослый человек приходит к стоматологу с уже сформированной мотивацией, достаточно устойчивой к внешним воздействиям, в том числе к санитарному просвещению.

Мотивация является продуктом сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Внутренняя мотивация составляет основу для принятия решений и выполнения действий: взрослый человек «сам знает, как ему жить», имеет готовые объяснения и оправдания любого своего поступка. Внутренняя мотивация служит основой для долговременного обучения, для выполнения большой работы, системного повторения каких-то действий.

Внутренняя мотивация основывается на потребностях человека. Потребность — это ощущаемый человеком дефицит материальных или духовных ценностей, т.е. того, во что верит человек, ради обретения и достижения чего готов тратить свои энергию и время. Потребность активизирует организм, направляет деятельность человека на поиск, действия и поддерживает состояние возбуждения до тех пор, пока нужда не будет полностью удовлетворена.

Материальные (органические) ценности и потребности соответствуют основным инстинктам живых организмов и являются физиологическими. Духовные (вторичные, психогенные) ценности и потребности рассматриваются как инстинктоиды, так как они формируются в процессе воспитания на базе основных инстинктов. Около 60-80% потребностей, определяющих поведение, существуют на уровне подсознания и не осмысливаются, поэтому истинные причины поступков далеко не всегда таковы, какими они кажутся самому человеку.

Среди всех потребностей в каждый момент времени «высвечивается» одна (или несколько), которая приобретает значение цели. В зависимости от того, как часто и насколько сильно та или иная потребность проявляется в качестве цели, выстраивается иерархическая лестница потребностей. Важно то, что человек не ощущает более высоких потребностей до тех пор, пока не будут удовлетворены потребности предыдущих уровней: в то время, когда у человека болит зуб, ему не интересны секреты голливудской улыбки. Чтобы санитарное просвещение было уместным и эффективным, полезно ориентироваться на пирамиду потребностей, предложенную А.Маслоу.

Две нижние ступени пирамиды Маслоу (см. рис. 2.2) являются биологическими: человек постоянно нуждается в достаточном количестве кислорода, тепла, пищи, воды, сна (первая ступень), а также в безопасных условиях, которые позволяют тратить только минимум энергии на борьбу с болью, неудачами, страхом, агрессией (вторая ступень). В отношении к стоматологии именно эти базовые потребности определяют поведение человека, решающего проблемы кариеса зубов и патологии периодонта при помощи хирурга и ортопеда. К биологическим относят потребности в продолжении рода и выращивании здорового потомства, чем обусловлена высокая эффективность санитарного просвещения женщин, ожидающих и/или родивших первого ребенка.

Пирамида потребностей по А.Маслоу.
Рис. 2.2. Пирамида потребностей по А.Маслоу.

Остальные ступени пирамиды включают в себя потребности психосоциального характера. Так, третью ступень занимает потребность человека принадлежать к общности себе подобных: жить в соседстве с людьми, быть признанным и принятым в их круг. Эта потребность заставляет людей приводить свой рот в относительный порядок, достаточный для того, чтобы не вызывать неприязни у окружающих. Если эта цель достигнута, человек поднимается на следующий, четвертый, уровень пирамиды и начинает нуждаться в уважении, почитании, одобрении, признании компетентности, в достижении успехов, в завоевании авторитета.

Люди, стоящие на этой ступени пирамиды, хотят иметь хорошее здоровье, которое позволит им добиться заветных целей, и поэтому проявляют интерес к профилактике заболеваний. На пятой ступени находятся познавательные потребности, побуждающие человека знать, уметь, понимать, исследовать; человек с таким уровнем потребностей заинтересован во всякой достоверной, в том числе санитарной информации.

Предпоследнюю ступень занимают эстетические потребности: человек, достигший этой ступени, приобретает чувствительность к дефициту гармонии, симметрии, порядка, красоты и поэтому проявляет готовность приложить значительные усилия для сохранения и улучшения своей внешности. Вершиной пирамиды является потребность в самоактуализации — в реализации своих способностей, в развитии и совершенствовании собственной личности.

На основе тех или иных потребностей формируются разнообразные мотивы — силы и инструменты сознания, активизирующие ум, чувства и волю человека, побуждающие его к действию, направленному на удовлетворение потребностей (см. рис. 2.1). Неосознанные мотивы к действию называют влечениями. К осознанным мотивам относят желание (осознанная потребность), капризы (необоснованные желания), хотение (активная форма желания), интересы (мотивы из познавательной сферы, побуждающие направлять деятельность на предмет, который имеет для человека осознанное значение), склонности (направленность не только на предмет, но и на деятельность, с ним связанную).

Чувства также являются мотивами, которые могут инициировать, поддерживать или тормозить побуждение к действию. Привычки — особые мотивы, которые перестали осознаваться и переместились в подсознательную, рефлекторную область. Будучи инструментами для удовлетворения потребностей, мотивы имеют соответствующие им иерархические варианты значимости.

Стоматологическая пропаганда здорового образа жизни должна отвечать стоматологическим потребностям аудитории (пациента, группы). Уровень потребностей врач определяет либо при помощи прямых вопросов в ходе опроса (анкетирования, интервью), либо при помощи косвенных ориентиров (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Уровни субъективных стоматологических потребностей населения
 Уровни субъективных стоматологических потребностей населения


Важно подчеркнуть, что система внутренней мотивации каждой личности является уникальной и очень устойчивой к внешним воздействиям. Как правило, человека вполне устраивает выстраданная и выстроенная им система, потому что, с его субъективной точки зрения, именно она наилучшим образом обеспечивает равновесное положение и безопасное существование на приемлемом для него социальном уровне. Человек осознанно и бессознательно защищает свои ценности, убеждения, стиль жизни как самое главное достояние, упорно сопротивляется любым внешним воздействиям на систему и в каждой ситуации стремится действовать привычным способом.

Поэтому стоматолог, намеревающийся внедрить профилактические элементы в образ жизни пациента со стоматологическими потребностями первого, второго или третьего уровня, должен понимать, что речь идет, по существу, о штурме сложно устроенной оборонительной системы, оформившейся задолго до встречи с врачом в конкретных, объективно сложившихся социальных и культурных условиях. И только при грамотном выборе внешнего стимула для изменения мотивации врач получает шанс стать сильнее сопротивления внутренней мотивации, пробить брешь в обороне — и модифицировать поведение человека.

Внешнее побуждение к действию (стимул) может непосредственно принудить человека к выполнению только однократного усилия, непродолжительной работы (например, однажды под присмотром матери ребенок прополощет рот после еды). Такое однократное действие не обеспечивает формирование нового образа жизни, однако если действие стимула повторяется систематически, он может сыграть важную роль в модификации поведения. Внешние стимулы взаимодействуют с внутренней мотивацией, обрабатываются, трансформируются и, если принимаются личностью, могут стать предпосылками для принятия решения (свободного информированного или вынужденного), которое в дальнейшем определит системное поведение человека.

Стимулами для деятельности человека могут быть самые различные воздействия - как положительные, так и отрицательные. Стимулы, имеющие отношение к профилактике стоматологических заболеваний, можно разделить на несколько категорий, соответствующих различным уровням биологических и социальных потребностей:

• органические стимулы — физические удовольствия (комфорт, возможность есть сладости, мороженое, бифштексы с кровью) или страдания (наказание за уклонение от чистки зубов, угроза зубной боли, вынужденный отказ от любимой пищи), связанные с уровнем стоматологического здоровья;

• материальные стимулы: приобретение или лишение вещей, привлекательных для данного человека, в зависимости от качества выполнения им профилактических мер (новая игрушка для ребенка в награду за чистые зубы или отказ в карманных деньгах за сохранение привычки ротового дыхания; возможность хорошего заработка или недоступность профессии в связи с состоянием полости рта);

• моральные стимулы, основанные на чувствах, связанных с удовлетворением духовных потребностей (покой, самоуважение при соблюдении рекомендаций врача и отсутствии стоматологических проблем);

• социально-психические стимулы, обусловленные межличностными отношениями: повышение социального статуса (любовь и внимание близких и посторонних людей, уважение) или его снижение (общественное порицание, презрение); в стоматологическом ракурсе эта категория стимулов опирается на эстетическое значение здоровья полости рта (привлекательность красивой улыбки), на престижность правильного поведения, на высокую значимость сохранения здоровья в средних и высших слоях общества;

• индивидуальные стимулы, связанные с глубоко личными факторами, существенными для данной личности (исполнение сокровенных желаний при условии правильного поведения).

Каждая категория стимулов может быть более или менее успешно использована для воздействия на поведение пациента в зависимости от возрастных (см. далее) и индивидуальных особенностей его личности.

Поощрение стимулирует развитие положительных действий, наказание предупреждает повторение нежелательных действий. Для достижения оптимальной мотивации используют сочетание положительных и отрицательных стимулов, точный выбор которых определяется исходным состоянием личности, иерархией ее потребностей. На людей, поведение которых определяется только базовыми физиологическими потребностями, лучше действуют манипулятивные (органические, материальные) стимулы, обеспечивающие явный, но, чаще всего, кратковременный успех: устрашение возможными осложнениями кариеса, давление авторитетом врача, заключение «сделок» ради достижения пациентом прямой выгоды.

Люди, имеющие потребности высших категорий, могут изменить свою мотивацию под влиянием разъяснения, убеждения — более продуктивных интеллектуальных (моральных и социальных) стимулов, основанных на уважении к личности. Успеха от применения интеллектуальных стимулов можно достичь только при наличии подготовленных ранее условий: человек должен осознавать наличие стоматологической проблемы и активно искать ее логичное решение при помощи уважаемой им личности — врача.

По теории Макгрегора стимулы следует выбирать в соответствии с тем, настроен ли пациент на достижение успеха или его основной целью является лишь избежание неудачи, т.е. сохранение безопасности. У людей, ориентированных только на сохранение безопасности (таких около 15%), всякое новое дело вызывает отрицательные эмоции, они не надеются на успех своих действий, не уверены в себе, боятся критики, тяготятся любой деятельностью, что в конце концов и делает их неудачниками. Такие люди начинают действовать только под воздействием агрессивных стимулов, поскольку в этом случае вынуждены выбирать между прямой угрозой наказания и вероятной неудачей предприятия. Наиболее действенной для таких пациентов будет негативная аргументация стоматолога (если пациент не примет профилактических мер, его будут преследовать проблемы — боль, дурной запах, неприязнь окружающих и т.д.).

Люди, ориентированные на успех (15%), мобилизуют все силы и внимание на достижение поставленной цели, активно продвигаются к ней, подчиняясь не столько внешним стимулам, сколько следуя своей внутренней мотивации. Однако продуктивность деятельности таких людей все же повышается под влиянием положительных стимулов, поэтому наиболее привлекательными для них оказываются стоматологические предложения, обещающие сохранение или достижение комфортного и эстетичного состояния полости рта {позитивные аргументы). Для внешней мотивации остальных 70% пациентов эффективно сочетание агрессивных и позитивных аргументов.

К специфическим стимулам относятся новое знание, умение или навыки. Эти стимулы активизируют психическую деятельность и могут привести к формированию новых ценностей и потребностей. В упрощенном графическом представлении факты (знания, умения и навыки, приобретенные человеком в отношении данного действия) лежат в основании пирамиды, среднюю часть которой составляют общие представления, а вершину - ценности. Именно поэтому институт санитарного просвещения, предоставляющий человеку информацию, может претендовать на роль модификатора его ценностей и, следовательно, поведения. Однако достижение целей санитарного просвещения затрудняется сложным устройством человеческой психики.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний