Санитарное просвещение и воспитание. Этапы формирования новых поведенческих привычек

08 Апреля в 19:19 1341 0


Психологические компоненты, необходимые для изменения поведения, человек приобретает, медленно поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей от неосведомленности о дефектах своего поведения к созданию новой здоровой привычки (рис. 2.3).

Лестница формирования поведенческой привычки.
Рис. 2.3. Лестница формирования поведенческой привычки.

Самым нижним уровнем лестницы является неосведомленность: отсутствие информации или наличие неполных, искаженных знаний в отношении конкретной проблемы (например, молодая мать не знает, что зубы ребенка могут пострадать из-за того, что она дает ему по ночам рожок с соком). Если какие-либо внутренние или внешние факторы (изменение цвета зубов ребенка) привлекут внимание человека к проблеме, возбудят в нем интерес - он может смутно или отчетливо ощутить дефицит знаний и признать свое невежество, что подготовит его к приему новой информации.

Перемещение с первой ступени на вторую - ступень осведомленности — происходит в процессе научения. Успех этого этапа зависит как от качества информации и способа ее передачи, так и от личностных особенностей врача и пациента (см. далее). Человек, стоящий на второй ступени, уже узнает проблему (ранний детский кариес), ему известны принципиальные возможности ее решения (наряду с другими мерами — отказ от ночного вскармливания), он может более или менее точно отвечать на вопросы врача о правилах здорового поведения, предупреждающего возникновение патологии (кормить ребенка ночью нельзя), но это еще «абстрактные», «посторонние» знания, которые не влияют на образ жизни.

Третья ступень лестницы - присвоение новым фактам личной значимости. Человек осознанно или неосознанно допускает полученную информацию в круг собственной жизни, приближает ее к своим проблемам и возможностям (мать все еще без колебаний вечером наливает в бутылочку сок, но тревожно поглядывает на зубы ребенка утром).

Далее человек поднимается на четвертый уровень - на ступеньку заинтересованности. Теперь человек распознает личные цели, ради которых следовало бы использовать новую информацию и приступить к новым действиям (мать помнит о запрете врача, наложенном на сок, чувствует вину перед ребенком за разрушение его зубов), но еще не готов он к решительным переменам (мать не может решиться оставить ребенка без сока, зная, что ночь пройдет без сна для всей семьи). Современные психологи придают большое значение механизмам принятия человеком решения начать действовать, т.е. его готовности к пробным действиям.

Для того чтобы помочь человеку решиться на пробные действия, санитарно-просветительские проекты должны:
• убедительно обосновывать личную необходимость тех или иных перемен для пациента («посмотрите на зубы дочери — ее эмаль растворяется по ночам» вместо «вскармливание должно быть рациональным»);


• содержать четкую программу действий («в бутылочке должна быть только вода» вместо «не давайте ему сок ночью»);
• представлять каждый шаг как реальный («сегодня приготовьте сок пополам с водой, завтра разведите сок вчетверо - и так за неделю дойдете до чистой воды» вместо «заберите у ребенка бутылку»).

Если пробное действие так и не случается — человек возвращается на предыдущую ступень, т.е. на уровень осведомленности, теряя уже достигнутые высоты личной значимости и заинтересованности.

Если пробное действие происходит, пациент поднимается на пятую ступень — ступень вовлеченности. На этом этапе человек уже активизирован, он ощущает потребность в переменах и ясно видит путь к цели, поэтому при наличии подходящих условий и эмоциональной поддержки начинает применять полученную информацию. Это двигательная фаза, в течение которой новая модель поведения проходит испытание практикой (мать, заручившись поддержкой отца ребенка, наливает в бутылочку только половину обычной дозы сока, кипятит воду, охлаждает ее и добавляет в бутылку до нужного объема, предлагает в обычной манере малышу).

Если результаты не обманывают обещаний и ожиданий, легко достигаются и не сопровождаются побочными неприятными эффектами (ребенок не замечает подмены и легко засыпает), человек поднимается на шестой уровень — ступень осознанных изменений в поведении, на которой включает новое действие в свой распорядок жизни и систематически его повторяет. На этом этапе очень важна врачебная поддержка, так как далеко не всякая процедура самопомощи оказывается элементарной (ребенок отказывается от разбавленного сока и плачет), а польза от нового поведения может быть не сразу заметна (эмаль не «отрастает», ее укрепление не очевидно для родителей).

Если новая модель поведения приживается в системе образа жизни, новое поведение созревает для того, чтобы перейти в подсознательную сферу и занять седьмую, верхнюю ступень привычки (перед укладыванием ребенка мать наливает заранее приготовленную воду в бутылку, не задумываясь над выбором).

В начале работы по модификации поведения пациента врач должен определить, на какой ступени лестницы пациент в настоящее время находится, так как на этом пути к вершине нельзя ни спускаться вниз, ни перепрыгивать через ступеньки вверх. Переход от одной ступени к другой могут разделять годы, процесс может быть оживлен событиями во внутренней или внешней мотивации человека. Изменение внутренней мотивации может быть достигнуто при помощи внешних воздействий (общения, в том числе санитарного воспитания и обучения), либо путем самостоятельной работы личности над изменением своих ценностей и привычек (самомотивация). Рассмотрим принципы общения, воспитания и обучения взрослых и детей, наиболее важные для организатора санитарно-просветительской работы.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний