Причины и условия формирования патологического прикуса. Функция жевания

25 Апреля в 9:23 1433 0


Функция жевания

Эта функция не является врожденной, она формируется постепенно, в тесной связи с характером вскармливания ребенка.

Тяга и давление жевательных мыщц, прилагаемые к костям во время жевания, во многом определяют качество прикуса. Известно, например, что под воздействием m.masseter постепенно изменяется угол нижней челюсти; при сниженной функции m.temporalis нарушается формирование венечного отростка нижней челюсти, а при вторичной адентии на беззубых участках челюстей атрофируются альвеолярные отростки. Жевание оказывает влияние на кровоснабжение тканей челюстно-лицевой области.

В соответствии с рекомендациями педиатров и стоматологов, с 3—4 мес. жизни ребенок должен получать кашицеобразный прикорм (фруктовое пюре, творожную или желтковую массу), а по мере прорезывания зубов — все более грубую пищу (сухарики из черного хлеба), которую нужно откусывать, равномерно распределять в полости рта, разжевывать. При этом нельзя предлагать ребенку запивать пищу. Нужно следить за тем, чтобы ребенок жевал пищу, сомкнув губы.

При несоблюдении этих простых правил ребенок будет требовать пищу из бутылочки до 3—5 лет, у него сформируется вялый тип патологического жевания, при котором фазы жевания (и глотания) нарушены, жевательное давление распределяется неравномерно, число жевательных движений увеличено, время пережевывания и формирования пищевого комка увеличено, а жевание в целом неэффективно. Реже встречается патологическое поспешное жевание: ребенок жует быстро, прикусывает слизистую оболочку губ и щек, недостаточно пережевывает пищу и проглатывает крупные кусочки. При разрушении зубов может сформироваться привычное патологическое одностороннее жевание и жевание передними зубами. Парафункцией жевания является бруксизм или скрежетание зубами — избыточная жевательная нагрузка вне приема пищи, чаще всего во сне.

При снижении и дисбалансе функциональной активности жевательной мускулатуры челюсти не получают должного развития, зубные дуги остаются суженными, зубы располагаются скученно. Другим следствием патологии жевания является замедление (а при бруксизме — ускорение) естественного стирания временных зубов, из-за чего становится вероятным формирование патологического прикуса: дистального, глубокого, перекрестного.

Диагностика патологии жевания основывается на данных анамнеза. Ребенка (или его родителей) расспрашивают о пищевых привычках: любит ли ребенок протертые яблоки, не оставляет ли корочек хлеба, запивает ли вторые блюда компотом и т.д. При обследовании детей в условиях детского дошкольного учреждения подобные данные врач может получить, наблюдая за детьми во время обеда. Диагноз «патология жевания» может быть подтвержден клинически, в случае выявления характерных симптомов нарушения прикуса.

Для нормализации функции жевания врач должен прежде всего позаботиться об устранении основных причинных факторов патологии: санировать полость рта пациента, протезировать дефекты зубных рядов, нормализовать прикус.

Тонус жевательной мускулатуры повышают при помощи специальной миогимнастики (см. далее). Нейромышечный стереотип нормального жевания воспитывается силами родителей и самого пациента: в домашний рацион вводят любимые продукты ребенка, ограничивая их кулинарную обработку до минимума, запрещают запивание, ограничивают время пребывания ребенка за обеденным столом и т.д. Эффективность рекомендаций повышается, если родители ведут пищевой дневник, который предъявляется по требованию врача.


Функция речи

Функция речи не является врожденной, а постепенно формируется у ребенка, находящегося в речевой среде. Этот процесс обычно завершается к 3—5-летнему возрасту. Органы полости рта являются важной частью речевого аппарата, поэтому в клинике очень часто наблюдают взаимообусловленность патологии речи (дисфонии, дислалии) и нарушений прикуса. Так, при неправильной, межзубной укладке языка для произнесения шипящих и свистящих звуков (так называемый межзубной астигматизм) становится вероятным формирование той же патологии прикуса, которое наблюдается при инфантильном глотании. С другой стороны, у детей с открытым прикусом и сужением зубных рядов встречаются дефекты в произнесении звуков [ч], [с], [ш], [р]. Названные логопедические проблемы могут быть также связаны с короткой уздечкой языка, низким тонусом мышц языка.

Первичная диагностика патологии речи проводится в процессе сбора анамнеза у ребенка и его родителей. Уточнить, какие именно звуки формируются неправильно можно, попросив ребенка произнести тестовые слова «сыр», «шишка», «рыба», «ложка». Для того, чтобы проследить за положением кончика языка ребенка во время произнесения им звуков, следует поднять стоматологическое кресло так, чтобы его рот находился немного выше уровня глаз врача.

Следующая задача стоматолога — выявление стоматологических проблем, которые являются причинными факторами для формирования патологии функции речи. Короткие, но тонкие и эластичные уздечки языка следует попытаться растянуть при помощи системных упражнений, которые организует логопед. При неудаче короткие уздечки языка подлежат пластике, которую проводят, как правило, в стационарных условиях при общем обезболивании. Проблемы сниженного тонуса и дискоординации мышц языка решают применением миогимнастики, организованной либо стоматологом, либо логопедом. Если причиной дислалии является патология прикуса, то при ортодонтическом лечении необходимо заботиться и о том, чтобы по мере нормализации прикуса формировались правильные нейромышечные речевые стереотипы.

Следует помнить, что при грубых нарушениях фонации дети должны проходить комплексное лечение по плану, составленному совместно логопедом и стоматологом. Таким образом, первичная профилактика патологии прикуса предполагает грамотное поведение родителей, правильно организующих жизнь ребенка и обеспечивающих тем самым нормальное развитие функций челюстно-лицевой области. Педиатр и стоматолог должны объяснить будущим и молодым родителям, как функции зубочелюстной системы у ребенка протекают в норме и как контролировать их состояние. В случаях выявления неправильно протекающих функций родители должны обратиться к специалистам для устранения причин, вызвавших патологию (табл. 7.2).

Таблица 7.2. Принципы управления факторами риска формирования патологического прикуса
Принципы управления факторами риска формирования патологического прикуса

Одним из основных способов коррекции функций челюстно-лицевой области является миогимнастика, организация которой находится в компетенции стоматолога.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний