Причины и условия формирования патологического прикуса. Функция сосания и связанные с ней оральные привычки

25 Апреля в 9:22 1443 0


Функция сосания и связанные с ней оральные привычки

Сосательный рефлекс является врожденным: ультразвуковые исследования показывают, что еще в утробе матери, с 18-й недели развития, плод сосет большой палец руки. После рождения функция сосания развивается, достигает своего максимума к 3—6 мес. жизни, а с 6-месячного возраста начинает угасать и должна полностью угаснуть к году.

Основная физиологическая роль функции сосания — пищевая, обеспечивающая естественное (грудное) или искусственное (рожковое) вскармливание младенца. Кроме того, при помощи сосания решается ряд других задач.

Известен ярко выраженный седативный эффект сосания: оно помогает ребенку успокоиться, адаптироваться к внутренним и внешним проблемам, приносит удовольствие. Психологи выделяют познавательную роль этого рефлекса: считают, что в возрасте до одного года оральная зона является наиболее насыщенной рецепторами, поэтому дети этого возраста чаще всего помещают исследуемые предметы в рот. Важно, что нормальное сосание способствует развитию мускулатуры челюстно-лицевой области, помогает выведению нижней челюсти из положения младенческой ретрогении и тем определяет нормальное развитие прикуса.

Функция сосания эффективно решает названные задачи при выполнении некоторых важных условий. Для того, чтобы ребенок мог эффективно сосать грудное молоко, следует обеспечить его носовое дыхание: предварительно прочистить носовые ходы, во время кормления придерживать молочную железу, чтобы она не закрывала нос ребенка. При искусственном вскармливании бутылочку с питанием следует держать на весу, не позволяя ей давить на подбородок ребенка.

Благоприятное воздействие сосания на прикус и его седативный эффект реализуются при условии, что ребенок, добывающий молоко, преодолевает значительные посильные трудности в течение достаточно долгого времени (10—15 мин). Поэтому, если при естественном вскармливании молоко свободно вытекает из протоков железы, первые, наиболее «щедрые» порции следует сцедить, и при необходимости выпоить их ребенку в конце кормления из бутылочки. При искусственном вскармливании интенсивность сосательных движений ребенка определяется величиной и количеством отверстий в соске: рекомендуют использовать соску, имеющую 4—6 точечных отверстий (если их приходится проделывать в домашних условиях, лучше воспользоваться для этого тонкой швейной сильно разогретой иглой).

Если ребенок грудного возраста насыщается раньше, чем наступает седативный эффект сосания, на «недостающие» 5—10 минут ему дают соску-пустышку. При активном участии ортодонтов разработан большой ассортимент «физиологических» сосок-пустышек, которые соответствуют нескольким важным требованиям:
• соски различаются по размерам в соответствии с возрастом ребенка: «мини»-соски рассчитаны на новорожденных, средние предназначены для детей от 4 мес. до года;
• рожок соответствует форме соска груди во время кормления и поэтому похож на вишенку или скошенную капельку (последние особенно хороши для детей, находящихся на искусственном вскармливайиии и медленно выходящих из состояния младенческой ретрогении, так как для захвата рожка ребенок вынужден выдвигать нижнюю челюсть вперед);
• рожок должен быть эластичным и упругим (но не жестким!), для чего его изготавливают из латекса или мягкой резины, а в основании делают клапан, выпускающий воздух;
• пластмассовые части арматуры-крепления пустышки не должны выступать внутрь рожка;
• щиток пустышки должен соответствовать контурам приротовой области ребенка, т.е. быть С-образно изогнутым вокруг рожка.

В ряде случаев на основе рефлекса сосания возникают патологические оральные привычки (парафункции), которые могут играть негативную роль во время формирования прикуса (рис. 7.7). Наиболее распространено длительное сосание «пустышек», но часто их роль выполняют язык, губы, щеки, различные пальцы рук и ног, карандаши, ручки и т.д.

Деформация временного прикуса при сосании пальца.
Рис. 7.7. Деформация временного прикуса при сосании пальца.

При сосании пустышки или большого (разогнутого) пальца руки на формирующиеся кости воздействует целый ряд аномальных факторов:
• область твердого неба подвергается прямому интенсивному механическому стимулированию, результатом чего является избыточное развитие межчелюстной кости, расширение альвеолярной дуги верхней челюсти и протрузия верхних резцов;
• изменяется тонус губ: верхняя губа расслабляется, а нижняя избыточно напрягается, что способствует протрузии верхних зубов и ретрузии нижних резцов;
• в III и IV фазах глотания язык не находит привычной опоры и выдвигается вперед, из-за чего формируется патологическое инфантильное глотание;


• тонус щек повышен, что создает отрицательное давление на отдельные участки альвеолярных дуг и тормозит их нормальное развитие — наблюдается сужение зубных дуг;
• создаются механические помехи для нормального снижения дна носовой полости, следствием чего является формирование «готического» неба.

Патология прикуса при сосании согнутых пальцев, щек, карандашей и т.д. формируется в соответствии с характером механического давления, оказываемого на конкретные участки челюстей как мышцами, так и самим предметом. Так, прикусывание и сосание нижней губы приводит к уплощению переднего участка нижней дуги (и к скученности резцов) и к выдвижению вперед верхних резцов.

Сосание верхней губы способствует небному наклону резцов верхней челюсти. Сосание щек приводит к сужению зубных дуг в их боковых участках. Сосание языка и прокладывание его между зубами может вызвать нарушения в вертикальной плоскости, стать причиной формирования открытого прикуса. Степень выраженности нарушений прикуса зависит от того, где (в зонах первичных или вторичных хрящей), когда (в какой именно период формирования прикуса), как долго и как интенсивно действуют парафункции.

Патологические оральные привычки легко выявляются при длительном наблюдении за ребенком, лучше - в привычной ему обстановке, поэтому за информацией о наличии у ребенка парафункции стоматолог может обратиться к его родителям, воспитателям и т.д. То, что ребенок имеет оральные парафункции, можно заподозрить, если в ходе стоматологического обследования обнаруживаются некоторые характерные (но не патогномонические!) симптомы: перемещение или отклонение зубов в сторону давления, искривление зубных рядов, наличие щелей между зубами, смещение нижней челюсти, сухость губ с наличием трещин, изменение формы пальцев, ногтей и т.п. Уточнению диагноза помогает скрытое наблюдение за ребенком в паузах во время приема, когда ему позволяют закрыть рот и отдохнуть.

Среди причин формирования оральных парафункции, более или менее вероятных в различные возрастные периоды, называют следующие:
• голод (считают, что при кормлении ad libidum патология не развивается);
• неудовлетворение рефлекса (при слишком быстром насыщении);
• в соответствии с теорией Фрейда, врожденные сексуальные потребности, сопутствующие формированию эрогенной оральной зоны;
• тревога, тоска, чувство опасности;
• дефицит внимания родителей (ребенок пытается привлечь его к себе демонстрацией запрещенного поведения).

Необходимыми условиями для предупреждения возникновения вредных оральных привычек являются правильная организация питания ребенка: родители должны выполнять рекомендации по грудному вскармливанию, своевременно вводить прикорм с ложечки, приучать ребенка пить из чашки.

Очень важно создать нормальные условия для психического и физического развития ребенка, когда бодрствующий ребенок постоянно занят интересным, соответствующим его возрасту делом.

Родители и педагоги должны позаботиться о создании психологического комфорта внутри и вокруг ребенка, чтобы ему не пришлось искать успокоения в парафункциях. Например, обойтись без вечерней и ночной пустышки помогает организация постепенного «ритуального» перехода от бодрствования ко сну: советуют провести последнее кормление не менее, чем за час до сна, после кормления занять ребенка спокойными играми или выйти с ним на медленную прогулку, а затем вместе уложить спать любимые игрушки, выполнить вечерний туалет, спеть малышу колыбельную. В дошкольном возрасте нужно своевременно заметить первые признаки появления у ребенка страхов, чувства неуверенности в себе и т.п. и помочь ребенку избавиться от них.

Лечение ребенка от уже сложившихся вредных привычек также должно быть этиотропным и поэтому в основном сводится к мерам педагогической и психологической помощи. Прежде популярные запретительные меры (забрать пустышку, надеть на руки варежки с резиновыми шипами, обездвижить локтевой сустав при помощи лангеты и т.д.), редко избавляли ребенка от его привычек. На смену выброшенной пустышке или недоступному пальцу приходил угол одеяла, язык и т.д., а в случае родительской «победы» ребенок попадал в тяжелую стрессовую ситуацию.

Сегодня большинство стоматологов с уважением относятся к психологическим проблемам своих пациентов, и поэтому в тех случаях, когда оральные привычки малыша не устраняются «мирным» путем, сроки решительного избавления детей от вредных оральных привычек отодвигаются к дошкольному возрасту. Ребенок 5—7 лет способен правильно воспринимать разъяснения, его можно мотивировать к самоконтролю (в том числе — при помощи ведения дневника), создать для него приемлемую систему поощрений (не штрафов!) и т.д. При необходимости могут быть применены специальные ортодонтические аппараты.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний