Популяционная первичная профилактика стоматологических заболеваний

25 Апреля в 15:02 2944 0


Популяционная (коммунальная) профилактика ориентирована на коррекцию или устранение тех факторов риска развития стоматологических заболеваний, которые являются общими для всех жителей региона (страны). Основными факторами-мишенями популяционной профилактики являются:
• низкий уровень гигиены полости рта;
• дефицит фторида в питьевой воде и в продуктах питания;
• высокий уровень потребления углеводов (Сахаров) в традиционной диете, нерациональный режим питания.

Все мероприятия популяционной профилактики носят государственный и социальный характер, а стоматолог играет роль инициатора, методиста, организатора, координатора усилий различных служб и ведомств (см. табл. 8.13).

Таблица 8.13. Исполнители популяционных стоматологических профилактических программ
Исполнители популяционных стоматологических профилактических программ

Популяционная профилактика имеет ряд достоинств:
• многие популяционные программы не зависят от профилактической активности населения, так как осуществляются без ежедневных усилий населения («немые» программы тотального фторирования воды, соли);
• для реализации программ не требуется дополнительное рабочее время врачей-стоматологов, что делает возможной профилактику стоматологических заболеваний в бедных регионах;
• так как при увеличении масштаба программы ее стоимость снижается, популяционные программы производят наибольший (по сравнению с индивидуальными и групповыми) экономический эффект.

Однако популяционные программы имеют и недостатки:
• значительные организационные сложности;
• общий подход к населению, игнорирование индивидуальных и групповых факторов риска;
• отсутствие обратной связи с населением.

Для борьбы с основным фактором риска развития кариеса и патологии периодонта — низким уровнем гигиены полости рта — на популяционном уровне необходимо, во-первых, обеспечить население доступными качественными средствами гигиены — организовать их местное производство или закупку в других регионах, контроль качества, наличие в торговой сети. Для повышения стоматологической мотивации населения и обучения основным правилам по уходу за полостью рта используют средства массовой информации: стоматологи готовят соответствующую информацию и публикуют ее в буклетах, брошюрах, учебных фильмах, а также в газетах, журналах, на радио и телевидении и т.д.



Для устранения дефицита фторида в питьевой воде и продуктах питания разрабатывают и внедряют программы фторирования водопроводной воды, молока для детских учреждений, пищевой соли (табл. 8.14).

Таблица 8.14. Число людей в мире, использующих различные средства фторпрофилактики кариеса (по А.Ругг-Гунн, 2000)
Число людей в мире, использующих различные средства фторпрофилактики кариеса (по А.Ругг-Гунн, 2000)

В соответствии с этическими требованиями, население должно быть информировано о проводимых программах, поэтому важным компонентом популяционных программ фторирования является соответствующее санитарное просвещение. Местное применение фторидов на популяционном уровне достигается при обеспеченности населения доступными детскими и взрослыми фторированными зубными пастами, а также мотивацией к их ежедневному домашнему применению при помощи средств и методов массовой информации, в том числе — рекламы.

Проблему нерационального питания на популяционном уровне решают в основном при помощи санитарного просвещения: населению рекомендуют обеспечить домашний ежедневный рацион всеми основными продуктами (хлебобулочными изделиями, молочными и мясными продуктами, фруктами и овощами), изменить структуру режима приема пищи (рекомендуют 3 основных приема пищи и 2 промежуточных), ограничить частоту поступления углеводов.

Альтернативными методами борьбы с риском, связанным с пристрастием населения к сладостям, является использование в пищевой промышленности фторированного сахара, а также производство «сладостей без сахара».

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний