Метод инструктирования школьников по методике чистки зубов щеткой

15 Апреля в 17:39 4681 0


Метод инструктирования школьников по методике чистки зубов щеткой

Метод, разработанный Марталером, представляет собой упрощенный вариант стандартного метода, адаптированный к психофизическим возможностям школьников. Учитывая то, что дети прикладывают к щетке максимум усилия на первом этапе чистки, автор предлагает начинать процедуру не с очищения вестибулярных поверхностей (дети, усердствуя, могут травмировать периодонт!), а с очищения жевательных поверхностей. Потом очищают вестибулярные и оральные поверхности.

А. Очищение жевательных поверхностей. Приоткрыв рот, щетку устанавливают на жевательную поверхность верхних зубов С1, делают 10 коротких энергичных горизонтальных поступательных движений в перед-незаднем направлении и перемещают щетку по дуге верхней челюсти от С2 до С6. После этого ставят щетку на жевательную поверхность нижних зубов С6 и последовательно достигают С, нижней челюсти.

Б. Очищение вестибулярных поверхностей. Зубы смыкают, щеки расслабляют так, чтобы головка щетки могла свободно перемещаться в преддверии полости рта. Щетку устанавливают перпендикулярно к вестибулярным поверхностям зубов С1 и делают вертикальные зигзагообразные движения (до 10 на одном сегменте), очищая одновременно зубы верхней и нижней челюсти и прилагая одинаковые усилия при движении вверх и вниз. Таким образом продвигаются до С6.

Если пациент проходит ортодонтическое лечение и на вестибулярных поверхностях зубов зафиксированы несъемные элементы эджвайс-конструкций, то на этом этапе следует отдельно короткими движениями очищать пространство между десневым краем и этими элементами.

В. Очищение оральных поверхностей. Рот широко открывают, головку щетки ставят на небную поверхность верхних зубов С1, ручка щетки при этом располагается почти вертикально. Короткими вертикальными движениями (до 10 движений с равным усилием при движении вверх и вниз на каждом сегменте) продвигаются по небным поверхностям зубов верхней челюсти от С1 до С6. Потом головку щетки ставят на язычную поверхность нижних зубов С6 (ручка при этом смотрит вверх) и таким же образом проходят до язычной поверхности нижних зубов от С6 до С1.

Метод обучения дошкольников гигиене полости рта KAI

Этот метод предложен для обучения гигиене полости рта лиц с невысоким уровнем психофизического развития (детей, инвалидов). Название KAI — аббревиатура от названий поверхностей зуба на немецком языке: К — Kauflachen (жевательная), А — AuBenflachen (наружная), I — Ihnenflachen (внутренняя) (рис. 5.47).

Чистка оральных поверхностей жевательной группы зубов и нижних резцов.
Рис. 5.47. Метод KAI.

A. Очищение жевательных поверхностей проводится короткими поступательными горизонтальными движениями от С1 до С6 на верхней челюсти и от С6 до С, — на нижней челюсти.

Б. Очищение вестибулярных поверхностей проводится круговыми движениями при сомкнутых зубах с одновременным захватом верхних и нижних зубов сегмента, с постепенным продвижением от С1 до С6.

B. Очищение оральных поверхностей проводится подметающими вертикальными движениями от десневого края к жевательной поверхности (режущему краю) на верхней челюсти (от С1 до С6) и на нижней челюсти (от С6 до С1).

Вспомогательные методы чистки зубов зубной щеткой

Так называемые вспомогательные методы в целом предназначены для достижения тех же целей, что и основные методы чистки зубов щеткой: удаление зубного налета и нетравматичная стимуляция кровообращения в десне. Дополнительные методы не являются оптимальными, так как делают акцент только на некоторых аспектах гигиены. Некоторые элементы вспомогательных методов входят как составные части в основные методы. Знание вспомогательных методов помогает врачу и гигиенисту адаптировать основные методы чистки зубов к особенностям конкретного пациента, выбрать наиболее существенные и безопасные для него манипуляции.

Вспомогательные методы включают в себя один или несколько из четырех основных видов движений зубной щетки:
1) горизонтальные поступательные (метод Макдональда);
2) вертикальные (методы Смита-Белла, Рейте, Леонарда);
3) вибрирующие (методы Чартера, Стилмана, Басса).

Все методы выполняются посегментно: от С1 до С6 или от С6 до С1.

Метод Макдональда (метод трех дуг)

Используются только горизонтальные возвратно-поступательные движения для очищения вестибулярных, оральных и жевательных поверхностей. Щетка производит «пилящие» движения, постепенно смещается к следующему сегменту (за один ход щетки — на пол зуба). Дистальные поверхности моляров, оральные поверхности зубов С3—С4 чистят «носом» головки щетки.

Для того, чтобы обеспечить сплошную, без пропусков, чистку зубных рядов, внимание пациента обращают на видимые «три дуги», образуемые зубами каждой челюсти: щечную (вестибулярные поверхности); ротовую (оральные поверхности); жевательную.

Горизонтальными движениями щетки следует пройти по всем трем дугам на каждой челюсти.



Достоинства метода: естественность, простота движений, мотивация чистки всех сегментов со всех сторон.

Недостатки метода: недостаточное очищение пришеечных областей, отсутствие доступа щетинок в межзубные пространства, возможное истирание твердых тканей зубов.

Метод Смита-Белла («физиологический»)

Щетка повторяет путь, проходимый пищей по поверхности зуба при откусывании и разжевывании. Щетку ставят на жевательную поверхность так, чтобы щетинки образовывали с ней прямой угол. Слегка надавливая и вращая головку щетки, продвигаются по жевательной поверхности, далее (в вертикальном направлении) — по вестибулярной поверхности к десневому краю.

Достоинства метода: физиологичность.

Недостатки метода: техническая сложность, риск травмы десны. Метод Рейте

Вестибулярные и оральные поверхности очищают вертикальными подметающими движениями, а жевательные поверхности — горизонтальными движениями. По вестибулярной и оральной поверхности щетинки проходят путь пищи в обратном направлении: от десневого края к жевательной поверхности. Вначале щетинки располагают параллельно вертикальной оси зуба, кончики щетинок при этом прилегают к десне. При чистке кончики щетинок продвигаются к жевательной поверхности, и в конце пути щетинки образуют с осью зуба прямой угол.

Достоинства метода: низкая вероятность травмы десны, проникновение щетинок в межзубные пространства.

Недостатки метода: техническая сложность.

Метод Леонарда

Вестибулярные и оральные поверхности очищают вертикальными движениями, а жевательные поверхности — горизонтальными движениями. В отличие от метода Рейте, вестибулярные поверхности очищаются при сомкнутых зубах, а щетинки всегда перпендикулярны поверхности зубов.

Движения щетки:
а) вниз: от шеек верхних зубов к их жевательной поверхности (с усилием), от жевательной поверхности нижних зубов — к их шейкам (без усилия);
б) вверх: от шеек нижних зубов к их жевательной поверхности (с усилием), от жевательной поверхности верхних зубов — к их шейкам (без усилия).

Достоинства метода: экономия движений, малый риск травмы десны. Недостатки метода: высокая техническая сложность.

Метод Фонеса

Метод выполняется только круговыми движениями. Для очищения вестибулярных поверхностей зубы смыкают, щетку ставят в С1, щетинки перпендикулярны очищаемой поверхности. Головка щетки делает круги с одновременным захватом зубов обеих челюстей и прилегающего к ним десневого края. Такие же движения выполняют и для очищения оральных поверхностей (раздельно для верхней и нижней челюстей). Жевательные поверхности очищают также круговыми движениями.

Достоинства метода: однотипность движений облегчает усвоение метода, осуществляется массаж десны.

Недостатки метода: недостаточное очищение контактных поверхностей, механическая травма больного периодонта.

Методы Басса, Стилмана, Чартера

Методы объединены тем, что они предусматривают очищение вестибулярных и оральных поверхностей и массаж десны вибрирующими движениями, а очищение жевательных поверхностей — горизонтальными движениями.

Метод Басса предусматривает установку щеточного поля в пришеечной области и на прилежащем десневом крае так, чтобы щетинки, обращенные концами к десне, образовывали с поверхностью зуба угол в 45°. Кончики щетинок неподвижно фиксируются на поверхности зуба и десны, головка щетки производит небольшие движения вперед-назад; вибрационные движения сменяются несколькими короткими выметающими движениями. Затем щетку перемещают на соседний сегмент. Метод позволяет очищать десневую бороздку (используется только мягкая щетка), хорош для чистки оголенного корня.

Метод Стилмана отличается от метода Басса тем, что вибрирующие движения головки щетки выполняются с захватом десны; вращательные движения сменяются 20 короткими встряхивающими движениями вдоль края десны. Метод рекомендуют при рецессии десны.

Метод Чартера отличается от метода Басса тем, что кончики щетинок обращены не к десне, а к жевательной поверхности, образуя угол в 45° с очищаемой поверхностью. Движения головки щетки круговые, мягкие, встряхивающие; концы щетинок при этом могут проникать в межзубные пространства. Циклы вибраций повторяются 3—4 раза в каждом межзубном промежутке. Этот метод может быть использован при воспаленном или оперированном периодонте (мягкой щеткой!); хорошо очищает межпроксимальные участки в межзубных промежутках при поврежденной (редуцированной) десне; может быть применен на зубах с несъемными ортодонтическими аппаратами.

Достоинства «вибрационных» методов: стимуляция кровообращения в десневом крае, очищение пришеечной области всех поверхностей зубов, очищение межпроксимальных участков, возможность чистки зубов с ортодонтическими накладками, а также при воспаленном или оперированном периодонте.

Недостатки методов: недостаточное очищение других участков коронок зубов, высокая техническая сложность.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний