Теоретические основы профилактического консультирования

04 Мая в 14:33 1802 0


Показано, что наиболее рациональная форма создания устойчивой приверженности пациентов к выполнению врачебных рекомендаций — групповое обучение (групповое профилактическое консультирование) клинически однородных групп пациентов со сходными проблемами, особенно связанными с микросоциумом, в котором формировались факторы риска пациента и в котором ему предстоит продолжать существовать, но в ином, более здоровом режиме. Основная цель обучения пациентов с хроническими заболеваниями — повысить приверженность к выполнению врачебных назначений, прежде всего немедикаментозного характера, и приёма лекарственных препаратов в строго назначенном врачом режиме.

Мотивация к оздоровлению, помимо выраженности клинической картины заболевания (страдания), зависит от целого ряда факторов:

  • знания форм поведения (привычек), способствующих здоровью;
  • желания быть здоровым и позитивного отношения к жизни;
  • умений и навыков оздоровления применительно к конкретным условиям среды проживания и привычкам пациента.

Врач, проводящий обучение пациентов, должен владеть комплексом знаний и умений, практически междисциплинарного характера. Так, во-первых, основа должна опираться на специальные профессиональные знания по проблеме, в частности по проблеме профилактики ССЗ. Во-вторых, групповое обучение пациентов — особая педагогическая проблема, которой, как правило, врачи не владеют. Однако без этих знаний и умений врач не сможет эффективно обучать пациентов как контингент взрослых. В-третьих, задача обучения групп пациентов заключается в формировании партнёрства с врачом по управлению заболеванием в досрочной перспективе, что опирается на особенности поведенческой медицины и требует применения специальных технологий медицинской психологии, мотивационных технологий.

Во врачебном консультировании по вопросам здоровья и здорового образа жизни действуют общие законы процесса общения (коммуникации). Подчеркивают, что на практике процесс общения (передачи информации, проведения диалога или беседы) между медицинским работником и пациентом менее эффективен, чем кажется. Именно по этой причине врачу, проводящему обучение пациентов, важно знать основные законы процесса общения, что поможет сделать групповое обучение (консультирование) более эффективным.

Хорошо известно, что чтение лекций о здоровье и оздоровлении для широкой, несформированной аудитории слушателей численностью в десятки и сотни человек практически не приносит пользы, хотя для лектора это очень трудоёмкий процесс. И наоборот, подбор аудитории по целевому принципу (пожилые, подростки, женщины, «гипертоники» и т.д.), выбор наиболее приемлемой формы передачи информации с максимальным приближением её к особенностям целевой группы может дать высокий эффект.

В профилактическом консультировании как в индивидуальном, так и групповом, эти компоненты передачи информации одинаково важны, то есть важно не только то, что мы говорим, но и то, как мы говорим. Контроль эффективности общения - необходимый элемент успешного профилактического консультирования. Чтобы свести к минимуму искажение понимания информации, необходимо усвоить умение применять технологии "обратной связи". Обратная связь - это контроль за процессом, что услышано, что почитано или увидено. Обратный путь информации свидетельствует о мере понимания, доверия к сообщению, усвоению и реакции согласия ии несогласия с полученной информацией. Обратную связь легко установить, задавая вопросы по теме беседы, обращая вниание на невербальные знаки со стороны собеседника (поза, жест, взгляд и т.д.), а также возможность для пациента обратиться повторно по этому же поводу (в частности, по теме консультации).

И.Н. Денисов, С.Г. Горохова, Ю.М. Поздняков, А.М. Калинина
Последипломное обучение врачей

Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний